Органы публичной власти: понятие, виды, структура и ответственность

Третья статья Конституции РФ объясняет суть понятия органов публичной власти. Данный термин не закрепился в федеральных законах. Ему заменой служит термин "государственная власть". Тем не менее это не отменяет определения самого источника власти - власть при использовании любого термина одинаково должна опираться на наш многонациональный народ. Предполагается единое народовластие - в его основной форме, несмотря на то, что статьи Конституции в реальной жизни соблюдаются не все и не всегда. Главным документом страны народу дано такое право: органы публичной власти, а также самоуправления - основная форма единого народовластия. Все существующие институты и каждое должностное лицо уполномочены волей народа, которая выражается на выборах, придающих власти правомерность и легитимность.

Система власти. О чем речь?

В любой правоприменительной практике, в том числе и судебной, а также в научной литературе термин "органы публичной власти" широко используется, отсюда и вывод: государственная сила вкупе с муниципальным самоуправлением выражают интересы общества, народа Российской Федерации со всеми его национальностями на данном территориальном уровне. Именно поэтому и воспринимается как система. Органы публичной власти представляют оформленную разветвленную структуру, которой принадлежат все средства как местного, так и государственного воздействия на общественность и все протекающие в ней процессы.

Система эта связывает воедино органы разного уровня и разных профилей, решающие государственные задачи соответственно направлению и отрасли, осуществляющие функции самых разнообразных организационных правовых формах государственной деятельности в границах их компетенции. Сюда входят исполнительные органы публичной власти, а также государственной, муниципальные органы и органы местного самоуправления, управляемые государством. В каждый из выше перечисленных органов входят должностные лица, которые наделены властными полномочиями. Например, исполнительные органы публичной власти призваны обеспечивать в полном объеме реализацию государственной политики. А также исполнение всей законодательной базы. Которую принимает представительная власть. Реализуются решения посредством работы правительства, президента и местных властей.

Действующая власть. Признаки

В Конституционном суде неоднократно использовались формулировки "органы публичной власти РФ", "ее уровни и система", где перечислялись государственные должностные лица. Как действующие органы политической власти. Функции государства реализуются посредством государственного аппарата, то есть, системы взаимосвязанных органов и должностных лиц. Которые осуществляют государственную политику. Что такое органы публичной власти в РФ? Это институциональные элементы, уполномоченные надлежащим образом функционировать, осуществляя одну из форм народовластия. Именно об этом и говорится в статье 3 Конституции РФ.

Структура органов публичной власти создается и действует от имени государства, а порядок деятельности и создания их определяется нормативами законодательства. Каждый из них имеет собственные компетенции, то есть самостоятелен и обособлен, судя по организационным характеристикам, хотя является только звеном одной из составных частей государственного аппарата, а система эта едина. Решения органов публичной власти обязательны к исполнению. Поскольку каждый наделен властными полномочиями и при необходимости может подкрепить требования принудительными силами государства.

Таким образом, определение может звучать так: орган государственной власти - обособленное звено, наделенное совокупностью перечисленных выше признаков, включая властные полномочия, которое действует от имени государства в границах собственных компетенции и в установленном законодательно порядке, осуществляя функции государства. Все органы публичной власти в Российской Федерации собраны в единую систему и работают как единый механизм. Эта система отличается высокой сложностью, а потому классифицируется по разным основаниям.

Классификация: уровень деятельности и способ создания

Органы субъектов Российской Федерации и федеральные органы выделяют по уровню деятельности. Последние включают в себя президента, совет Федерации и Государственную думу (Федеральное собрание), правительство РФ и суды. Государство у нас федеративное. А потому и публичная функция органов власти осуществляется посредством не только федеральных, но субъектных.

Таким образом организована система, которую установили субъекты РФ самостоятельно, основываясь на Конституции (статья 77) и совпадающих принципах организации исполнительных и законодательных властных структур. Есть общие признаки органов публичной власти. О них не можно догадаться. Это присутствие законодательного (представительного) органа и руководителя - высшего должностного лица, исполнительных органов (различные управления, департаменты, министерства, администрация, правительство), а также уставного конституционного суда и мировых судей.

По способу создания можно классифицировать по трем параметрам. Это выборность, назначение и назначение избранием. Например, понятие органа публичной власти подразумевает выборность в представительные (или законодательные) управления в субъектах страны, в Государственную думу, а также выборы президента РФ. Назначаются же федеральные судьи и министры. Избираются, чтобы быть назначенными, в представительных органах. Это касается мировых судей, различных уполномоченных и так далее.

Так, особенно хорошо видно взаимодействие органов публичной власти, если способы сознания подразделить на производные и первичные. Выборные - это первичные, а производные получаются в процессе образования их силами первичных. Именно отсюда производные органы получают полномочия. Так образованы Счетная палата, правительство, Центральная избирательная комиссия и многие другие.

Правовая основа и выполняемые задачи

Правовая основа является основополагающим фактором при создании и функционировании любых государственных образований. К этому пункту классификации относятся абсолютно все виды органов публичной власти. Они создаются на основе либо Конституции, как, например, Совет Федерации или Государственная дума, должность президента и тому подобное, либо на основе федеральных законов, как избирательные комиссии или суды, либо на основе указов президента, как уполномоченные - по правам человека, по правам ребенка и так далее, либо на основе постановлений правительства, как совет по присуждению премий или любые контролирующие комиссии.

Существуют и уставы субъектов РФ, на основе которых создаются и функционируют законодательные собрания в субъектах, губернаторы. Также в субъектах действуют свои законы и подзаконные акты, на основе которых создаются различные советы при правительстве в регионах. Например - Морской совет в правительстве СПб. Правовая основа имеет совершенно другие корни при создании организации при правительстве субъекта, чем при создании законодательных органов публичной власти.

Характер выполняемых задач у разных властных образований может существенно отличаться. Здесь классификация проводится следующим образом. В первую группу входят органы законодательные. У них есть исключительное право на регулирование законодательства путем принятия соответствующих актов. У этих органов публичной власти ответственность также самая высокая. Во второй группе находится ветвь исполнительная, в ее функциях решение распорядительных и исполнительных задач. Третья группа осуществляет правосудие. Это органы судебной власти.

Способ управления, полномочия, компетенции

Основанием классификации является способ управления: Государственная дума и правительство относятся к коллегиальным органам, а президент и уполномоченные - к единоличным. Также много значит и разделение по срокам полномочий, где выделены постоянные органы публичной власти, которые действуют неограниченное количество времени, и временные созданные для работы на определенный срок. Сюда относятся и специальные управления для особых территорий и особых режимов - для проведения операций по захвату террористов или при чрезвычайном положении.

Объем компетенции разграничивает органы, решающие самый широкий спектр вопросов, такие как Федеральное собрание, правительство и другие, а также органы отраслевой или специальной компетенции, специализирующиеся на отдельных функциях. Например - счетная палата, МВД, прокуратура и тому подобные. Наука поддерживает классификацию более общую. Согласно ее трактовке, есть основные органы и так называемые иные государственные органы.

В статье 11 (часть первая) Конституции РФ перечисляются федеральные органы власти государства. Иных органов там не предусмотрено. Однако упоминаются и администрация президента, и совет безопасности, и Центральный банк (Банк России), Прокуратура РФ, и многие другие (так называемые "иные") органы государственной власти. Законодательством этот термин принят за основу.

Администрация, Счетная палата, ЦИК РФ

С марта 2004 года является государственным органом Администрация президента РФ согласно его Указа № 400. Администрация обеспечивает деятельность главы государства и контролирует исполнение его решений. В 2010 году создан Совет безопасности РФ (статья 13 №390-ФЗ), который стал совещательным органом по подготовке решений президента в вопросах обеспечения безопасности, оборонного производства, военного строительства, сотрудничества в этой области с иностранными государствами и многих других, в том числе и защита конституционного строя, независимости и суверенитета, территориальной целостности страны.

Счетная палата приобрела свой статус в 2013 году (согласно Федеральному закону № 41-ФЗ) и с той поры действует постоянно как орган внешнего аудита. Этот орган государственной власти подотчетен Федеральному собранию и осуществляет экспертно-аналитическую, контрольно-ревизионную, информационную деятельность, следит за целевым использованием средств, за эффективностью вложений федерального бюджета и внебюджетных, но государственных фондов.

Центральная избирательная комиссия функционирует согласно статье 21 Федерального Закона о гарантиях избирательных прав, организует подготовку выборов и их проведение, а также референдумов. Ее компетенции установлены федеральными законами, как для любой другой ветви власти. Банк России уполномочен с июля 2002 года Федеральным законом № 86-ФЗ осуществлять защиту и обеспечивать устойчивость рубля вне зависимости от любых других властных органов страны, субъектов РФ и местных органов самоуправления.

Прокуратура

В 1992 году была создана единая федеральная централизованная система по надзору за исполнением законов и соблюдения Конституции, которые действуют на всей территории страны. Федеральный закон № 2202-1 назвал Прокуратуру РФ органом, выполняющим функции государственного обвинителя в судебном рассмотрении дел, а также она должна осуществлять антикоррупционную экспертизу правовых актов. В системе находятся Генеральная прокуратура, прокуратуры субъектов, а также научные учреждения и образовательные, печатные издания, прокуратуры отдельных районов и городов, военные и специализированные прокуратуры.

Назначить или освободить от должности генерального прокурора имеет право только Совет Федерации (по представлению президента), срок работы - пять лет. В субъектах прокуроры назначаются Генеральным прокурором согласованно с государственной властью субъектов. Например, в Московской области для назначения прокурора нужно согласие областной Думы и губернатора, в Ненецкой автономии - только собрания депутатов округа, а в Брянской области - администрации области и областной Думы.

Следственный комитет

Уголовное судопроизводство Федеральным законом № 403-ФЗ в декабре 2010 года был уполномочен вести Следственный комитет РФ. В его задачи также входит прием и регистрация сообщений о преступлениях, их проверка и возбуждение уголовных дел. Следственный комитет и расследует преступления, выявляя обстоятельства, которые способствовали их совершению, принимая меры для устранения таковых. В сфере судопроизводство постоянно ведется международное сотрудничество.

В системе Следственного комитета Российской Федерации состоят центральный аппарат, следственные управления центральные и в субъектах РФ, а также приравненные у ним отделы по районам и городам, включая специализированные, созданы образовательные и научные учреждения и организации, обеспечивающие полноценную деятельность этого государственного органа. Главой Следственного комитета является председатель, которого назначает президент. Генеральный прокурор и его подчиненные надзирают за исполнением законов в деятельности этого органа.

Конституционное собрание и другие органы

Конституционное собрание созывают в случае необходимости решения вопросов пересмотра Конституции РФ, что предусмотрено в статье 135 Федерального конституционного закона. Пока еще этот закон находится в фазе принятия. Однако, государственный орган власти - Конституционное собрание наделен учредительной властью и правом принять новый вариант Конституции, а потому должен быть сформирован с самым широким представительством общественных и государственных структур по принципу разделения властей и федеративного устройства страны.

Есть и многие другие органы, работающие во властных структурах, которые в Конституции не указаны. Например, это Государственный совет, представленный высшими должностными лицами субъектов страны. Орган это совещательный и действует по Указу президента № 1602 с сентября 2000 года, содействуя реализации полномочий первого лица государства в обеспечении согласованности в функциях и взаимодействии всех органов власти.

Единство системы

Все органы публичной власти в совокупности должны образовывать единую систему, в основе которой лежат именно конституционные принципы. Это статья 2 о приоритете свобод и прав человека и гражданина, статья 3 о принадлежности власти народу, статьи 10 и 11 о разделении властей, статья 5 о федерализме, статья 12 о самостоятельности местных органов самоуправления, статья 15 об отделении от религии, статья 13 о независимости от установок идеологического плана, присущих отдельным должностным лицам, и так далее.

Ведение работ и полномочия всех органов власти разграничены федеральными законами и Конституцией, однако они все друг с другом теснейшим образом взаимодействуют. Особенно это касается совместного ведения работы органами исполнительной власти федерального уровня и субъектов РФ. Для того, чтобы руководство исполнительной власти в масштабах страны было единым, федеральные органы создают территориальные отделения и сами назначают должностных лиц, соответствующих полномочиям. Основная задача - реализация положений Конституции РФ, указов президента, федеральных законов, правовых актов, предписанных вышестоящими органами. Для реализации этой задачи принимаются постановления, даются распоряжения, которые к исполнению обязательны.

Комментарии