Бронеавтомобиль "Булат" СБА-60-К2: описание, основные характеристики, производитель
О чем подумает человек, услышав слово "булат"? Скорее всего, он представит, что-то очень крепкое и надежное. Ведь и в старину богатырь, облаченный в булатный доспех, считался наиболее опасным противником.
Рассмотрим один из новейших представителей бронеавтомобиль СБА-60-К2 "Булат"
Краткие ттх
Основные характеристики бронемашины «Булат»:
- Длина – 8 м.
- Ширина - 2,5 м.
- Высота - 2,6 м.
- Максимальный вес - 15,8 т.
- Двигатель - 240-360 л. с.
- Максимальная скорость - 95 км/ч.
- Запас хода - 800 км.
- Класс брони - 6 по ГОСТ.
- Вместимость - 8 (+2) чел.
В зависимости от требований заказчика основные характеристики бронемашины «Булат» могут быть изменены.
О разработчике
Корпорация «Защита» была основана в 1993 году и до наших дней претерпела серьезные технологические изменения. Помимо исследовательского центра, у компании появились свои производственные площадки и сервисы по ремонту продукции. Корпорация специализируется на производстве особого транспорта для перевозки ценных грузов и создает бронированные автомобили для спецподразделений.
Работа над новым проектом началась в 2011 году. В самом начале проект финансировался из частных источников и не подразумевал государственной поддержки.
Надежное шасси
При разработке техники инженеры должны были добиться не только повышенной проходимости, но и хорошей маневренности. Именно поэтому их выбор пал на проверенное шасси 6x6 грузовых машин КамАЗ. Высокая надежность узлов и агрегатов этих грузовиков доказана не только временем, но и многочисленными победами в престижных мировых гонках.
Проект получил безрамную конструкцию, рессорная подвеска крепится непосредственно к корпусу. Как и в КамАЗах, имеется система аварийной подкачки колес. Это дает возможность передвигаться на расстояние до 50 км даже на поврежденных колесах.
Применение в качестве «донорской» машины серийных КамАЗов позволило значительно упростить ремонт и обслуживание этих бронетранспортеров. Для водителей не требуется проводить дополнительное обучение, а механики в полной мере изучили шасси и агрегаты на более ранних версиях армейских грузовиков.
Двигатель
В бронеавтомобилях «Булат» используется капотное размещение силового агрегата. В отличие от обычных армейских КамАЗов, в случае наезда на мину ударная волна приходится на двигательный отсек, а кабина получает наименьшие повреждения.
Двигатель закрыт бронированным капотом, оснащенным гидравлическим подъемником. Отсек, в котором располагается силовая установка и трансмиссия, получил круговую защиту класса 5 и надежно защищен от подрыва.
Конструкция подкапотного пространства допускает монтаж двигателей от 240 до 360 л. с. Силовая установка оснащена внешним воздухозаборником, что позволяет технике преодолевать водные преграды глубиной до 1,7 м
Геометрия брони
В результате тестовых подрывов, инженеры разработали оптимальную геометрию бронирования нижней части машины. Имея V-образную форму, днище автомобиля рассеивает взрывную волну и препятствует проникновению осколков.
Боковые листы брони также имеют наклон, что придает броневику немного угловатую форму, но благодаря такой геометрии, качество бронирования увеличивается. Класс защиты 6 по ГОСТу способен защитить личный состав от наиболее распространенного оружия.
Десанту, находящемуся под прикрытием брони, не страшны попадания обычных и бронебойных пуль калибра 7,62, а так же попадания зарядов из подствольного гранатомета. Крыша и днище легко выдерживают взрывы гранат РГД-5 и Ф-1. Днище защищает от взрывных устройств массой до 1 кг в тротиловом эквиваленте. По классу защищенности он несколько превосходит БТР-80.
С каждого борта бронеавтомобиль «Булат» имеет по три смотровых окна, защищенных бронестеклом, которое тоже имеет класс защиты 5. Кабина закрыта цельным бронестеклом, что позволило улучшить обзор водителя и командира отделения десанта. Лобовое стекло оснащено системой обогрева и не запотевает. В корпусе предусмотрены специальные отсеки для ЗИПа.
Бензобаки, а их тут два, получили от разработчиков защитные кожухи и также вписываются в общий класс защиты. Каждый бензобак имеет вместимость 125 л, а общий объем топлива дает запас хода в 800 км.
В качестве дополнительных опций предусмотрены:
- система спутниковой навигации GLONASS/GPS;
- тепло- и шумоизоляция;
- радиостанция;
- ФВУ;
- электромеханические запоры дверей;
- переговорное устройство «автомобиль - улица»;
- колесные вставки безопасности RunFlat;
- светосигнальное громкоговорящее устройство (СГУ);
- сигнализация; аудиосистема;
- цветографическое оформление.
По согласованию может быть установлено иное дополнительное оборудование.
Внутренний объем
Знакомство с «начинкой» этого проекта лучше начать с кабины. Оборудованная двумя распашными дверями, она представляет внушительное пространство. Водитель чувствует себя свободно, и его ничто не отвлекает. Приборная панель позаимствована у того же КамАЗа 5350 и не претерпела серьезных изменений. На панели находится экран камеры заднего вида. Возможна установка кондиционера и обогрева салона, также есть переговорное устройство, что позволяет отдавать команды, не выходя из машины. Лобовое стекло изнутри выглядит гораздо больше.
Личный состав попадает внутрь бронеавтомобиля «Булат» через задние распашные люки. Отсутствие вертикальной перегородки увеличивает скорость десантирования. Люки получили механический запорный механизм и два смотровых окна, под которыми находятся откидные бойницы.
Усиленные петли и ребра жесткости привели к увеличению массы десантных дверей, и компания-разработчик предложила оснастить их электроприводом для открывания с места водителя или из внутреннего отсека. С каждой стороны расположены специальные кресла и крепления для личного оружия бойцов. Более ранние модели бронеавтомобилей «Булат» оснащались вертикальной стойкой, что уменьшало размер задних люков.
В дальнейшем от таких решений решили отказаться. Также возможно вести огонь, не выходя из укрытия: по каждому борту в бронестеклах предусмотрены закрывающиеся бойницы, а в крыше расположены 4-6 откидных люков. Количество их зависит от установленного вооружения. Есть возможность крепления дистанционных систем видения огня и ракетных установок.
Специальные кресла
Конструкция кресел является собственной разработкой. Они зафиксированы на потолочной раме и не передают контакта с днищем бронеавтомобиля. Кроме того, на сиденьях смонтирована дополнительная подножка. Таким образом, боец, находящийся в кресле, находится как бы в подвешенном состоянии и менее подвержен воздействию ударной волны. Технические характеристики показывают, что десант находящийся в таких креслах, не получает серьезных повреждений даже при подрыве мощностью 2-4 кг тротила.
Востребованность в войсках
Некоторые скептики зачастую спорят о необходимости разработки новых видов легких бронемашин. Но опыт современных военных конфликтов показывает необходимость развития этого направления. Ведь зачастую в городских боях тяжелая техника и БТРы становятся легкой мишенью для противника, им просто не хватает мобильности.
Именно бронемашины способны не только перевозить личный состав, но так же могут стать универсальной платформой для установки современных средств подавления огня. Создание на их базе машин эвакуации раненых и передвижных командных пунктов, делает развитие этой ветки бронетехники вполне актуальным.
Многофункциональность этой техники позволяет применять ее для оснащения подразделений полиции и ОМОНа. Не стоит забывать и о развитии технологий. На сегодняшний день рассматривается усиление таких спецмашин керамической броней. А существующие виды армидной ткани способны существенно повысить надежность бронемашин.