Операционные расходы. Что это такое?
В этой статье вы узнаете, что такое операционные расходы (сокр. OPEX) и с чем они связаны. Этот термин часто используют в корпоративных финансах, и обычно он относится к тем затратам, которые возникают периодически при ведении бизнеса.
Операционные расходы – это те траты, которые связаны с управлением предприятием и его деятельностью по реализации товаров и продукции; это стоимость ведения какого-либо бизнеса, которая включает в себя любые траты, связанные с непосредственной работой компании. Они систематизируют расходы периода отчетов, не связанные с непосредственным производством продукции. ПСБУ "Расходы" упорядочивают группировки трат операционной деятельности какого-либо предприятия по некоторым экономическим элементам:
- трудовые затраты;
- амортизация – это разница, возникающая в том случае, если такие активы, как производственное оборудование или транспортные средства постепенно изнашиваются, вследствие чего их рыночная стоимость становится несколько ниже первоначальной (эта статья будет относиться к операционным расходам, если данные активы используются бизнесом в своей операционной деятельности);
- отчисления финансовых средств на осуществление социальных мероприятий;
- расходы по оплате труда работников – наиболее распространенная статья операционных расходов, в некоторых случаях она занимает наибольший вес в общих расходах предприятия;
- другие операционные расходы – это маркетинг, реклама, оплата лицензий и юридических услуг, канцелярские товары, оплата коммунальных услуг, расходы на покупку необходимого сырья, затраты на исследовательскую и научную деятельность.
Стоит отметить, что кроме операционных есть еще и капитальные расходы (сокр. CAPEX). Они, к примеру, могут включать в себя затраты на разовую покупку нового оборудования, когда старое полностью изношено, то есть амортизировано.
Почему принято разделять капитальные и операционные расходы? Это происходит из-за того, что любые инвесторы и менеджмент компании должен получать более точную картину того, куда именно потрачены финансовые средства перед тем, как была получена прибыль. Например, операционные расходы банка – это оплата труда, закупка канцелярских товаров, а капитальные – покупка помещения.
Аналитический учет расходов операционных какого-либо учреждения или предприятия организуют, учитывая характер деятельности, особенности осуществленных работ и услуг. Продуманное формирование аналитического учета имеет важное значение для определения методики, анализа, их сущности, а также для объективного отражения финансовых результатов (убытка или чистой прибыли) организации.
Во всех отраслях хозяйства операционные расходы распределяются по экономическим элементам. Эти показатели в последнее время играют более важную роль в ходе работы организаций в условиях жесткой конкуренции не только с зарубежными, но и с отечественными производителями.
Во-первых, современный рынок требует эффективного и адекватного управления организацией. Для успеха руководители предприятий должны нанимать управленческий персонал с высокой квалификацией. Это требует более тщательного контроля использования средств и внимательного анализа эффективности их пользования.
Во-вторых, успешное продвижение услуг и товаров на рынке требует от предприятия значительных затрат на сбыт. По причине высокой конкуренции производители вынуждены проводить серьезные и дорогие маркетинговые исследования, тратить значительные финансовые средства на рекламу и осуществлять обработку товара перед продажей.
В-третьих, инновационный (то есть новаторский) характер развития нынешних предприятий требует умение привыкать к новым условиям, уверенно работать в сфере обращения.
Как получают информацию об операционных расходах?
Самый популярный способ получения данных о состоянии операционных расходов – это ведение учета управленческого или использование специального программного обеспечения для менеджмента финансов. Ведь в том случае, если величина расходов из года в год меняется (особенно в сторону их повышения), то интересующиеся стороны (кредиторы и акционеры) захотят объяснений от менеджмента. Наличие такой информации поможет определить причины изменения трат, что в дальнейшем позволит устранить проблему растущих расходов.