Триединый Бог: понятие, толкование, основы веры и иконы

На 50-й день после Пасхи весь христианский мир отмечает второй большой праздник День Пятидесятницы. Более известен праздник как Троица. Это знаменательное событие славит Триединого Бога, восхваляя Его необыкновенную Личность, проявленную человечеству в трех лицах, как Отец, Сын и Дух Святой.

Таинственный и Всемогущий

В древние времена славяне, греки и другие народы поклонялись языческим идолам и божествам. Боги Войны, Огня, Солнца, Воды, Любви были существами эмоциональными, человекообразными, суровыми, и жестокими, но зато такими понятными... Когда человечество оборотилось в христианство, религиозный мир узнал о другом Боге. О Любящем Творце, создавшем землю и ее обитателей, о том, Кто из огромной и всепрощающей любви к людям послал на землю Своего Единородного Сына, который взял на себя грехи всего мира. Милостивый Бог еврейского происхождения завоевал миллионы сердец. Ведь таким и должен быть Господь: прощающим, справедливым и добрым. Только один факт не дает людям и скептикам покоя. Он селит разногласия среди различных конфессий, порождает массу споров и дискуссий - это личность Триединого Бога.

Отрицание Троицы

Учение Свидетелей Иеговы всячески отвергает триединство Творца. Они с насмешкой относятся к библейским стихам, указывающим на этот момент, и трактуют на собственный лад Священное Писание. В принципе, им это сделать несложно. Дабы уберечь разум прихожан от таких "сумасбродных мыслей", последователи Кальвина соорудили "свою" Библию, которая называется "Переводом Нового Мира". В ней отрицается триединая сущность Иеговы, что лишает Творца некой таинственности и божественности. Вседержитель Свидетелей Иеговы не обладает теми качествами, которые имеются у "Триединого" Творца. По их словам, Господь не обладает "вездесущностью". Для этого нужно иметь личность Святого Духа, которая, по их словам, отсутствует у Иеговы.

Триединство Бога вызывает язвительный смех у "кальвинистов", называющими Троицу "многобожием".

По их мнению, Всевышний не отличается ничем от человека, помимо "вечной плоти" и других чудес. Но что говорит Библия? Что Бог Триедин - Отец, Сын и Святой Дух.

Един или Триедин?

На протяжении многих веков человечество ломало голову, Един Бог или Триедин. Как Он при этом выглядит? Что чувствует? Кто из Них создал человека?

Некоторые художники изображали трехголовое божество, рассуждая, какой внешний вид может иметь Триединый Бог: Отец, Сын и Дух Святой. На этой иконе это хорошо видно.

Библейские упоминания о Триединой личности Творца

Если внимательно прочитывать и изучать тексты из Священного Писания, то можно обнаружить массу стихов, описывающих неповторимую личность Господа.

Первое упоминание о Триедином Боге написано в 1 главе книги Бытия. Выглядит оно следующим образом:

И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему и по подобию Нашему, и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над зверями, и над скотом, и над всею землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле.

Триединая сущность Бога присутствовала при сотворении мира и человечества. И Отец, и Сын, и Дух Святой - неотделимая Личность одного целого.

Евангелие о Троице

В Новом Завете встречается много упоминаний Триединого Бога. В 1 главе Евангелие от Иоанна написаны такие слова:

В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог.

Словом в Новом Завете называют Иисуса Христа. Эта фраза подтверждает личность Отца и Сына как единое целое.

Собственно, при рождении и зачатии проявился Бог в трех лицах: Отец послал Марии Святого Духа, и она зачала Сына.

Ангел сказал Ей в ответ: Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим.

Когда Иисусу исполнилось 30 лет, Он начал свое служение среди людей. Однажды Он пришел крестится к Иоанну Крестителю. Во время водного крещения Святой Дух спустился на Христа в виде голубя и с неба раздался громоподобный голос, возвещающий людям: "Се есть Сын мой возлюбленный, в котором мое благоволение".

На фото - один из ярких примеров, представляющий каждый из ликов Триединого Бога.

Сила или Дух?

Свидетели Иеговы, желая материальным умом постичь личность Создателя, возводят теорию, по которой Дух Триединого Бога является не личностью, а силой. При создании мира Библия говорит о том, что Дух Божий носился над водой, на что "кальвинисты" выдвигают предположение, что "сила Божья распростерлась над гладью водяной".

Однако Иисус Христос еще много тысяч лет назад "не разделял" мнение Свидетелей Иеговы, рассказывая ученикам об особом "Утешителе", который будет дан им после Его вознесения.

Никто не мог понять о ком велась речь, а Христос говорил именно о третьей личности Бога - Святом Духе, который будет "наставлять, ободрять, утешать."

Эти факты спустя столетия дают понять христианину, почему Бог Триедин.

Божественная личность Святого Духа

Последователи Христа в день Его вознесения долго смотрели в небо, ожидая, что вернется их любимый Учитель или появится Утешитель, но так никого и не увидели. Кроме мужей небесных - ангелов. Именно они повелели им последовать словам Христа, нести Его свет и учение людям.

А ровно через 10 дней будущие апостолы ощутили появление третьей личности Всевышнего - Утешителя, Святого Духа. Он "горел" в каждом из них языком пламени, наделяя учеников великой мудростью, способностью исцелять, воскрешать, понимать и разговаривать на незнакомом доселе наречии и языке. С первыми христианами стали происходить удивительные вещи. Они стали подобны своему Учителю! Сбылось произнесенное слово Создателем в день сотворения Адама: "сотворим человека по образу Нашему и по подобию Нашему". Апостолы являли собой сверхлюдей, подобных своему Господу. С ними теперь был Утешитель, и Он продолжал творить чудеса Иисуса, пребывая в последователях Христа.

На протяжении всего существования Вселенной Триединый Бог являлся человечеству в трех ипостасях.

Вначале как Отец, Создатель, Вседержитель Сущий - Иегова. Он обращался к пророкам и определенным мужам в сновидениях, в горящем кусту, на горе Синай, через письмена и ангелов небесных. Его никто никогда не видел, но о Его могуществе и славе, справедливости и суровости слагали легенды, составляли собственное мнение о Вездесущем Творце. Господь невидимой рукой совершал чудеса, подтверждающие Его существование: кормил евреев небесной манной, воскресил сына вдовы, погасил огонь жертвенника Илии, послав дождь с небес, чем раздосадовал языческих пророков. Невидимая рука Создателя раздвинула Черное море на две половинки, проложив длинную и безопасную дорогу через дно морское для еврейского народа.

Невидимый Создатель совершал дивные дела и люди верили в Его существование. И боялись Его.

Иисус Христос явил человечеству Иегову как Любящего и Милостивого. О таком Господе говорят: "Бог есть Любовь".

Иисус кормил людей и совершал для них всевозможные чудеса: исцелял больных и хромых, давал зрение слепым. Он изгонял бесов и нечистую силу из "бесноватых" людей, демонстрировал прощение и безусловную любовь. Христос не отделял людей от богатых и бедных, святых и грешных. С пониманием и милостью отнесся к женщине, взятой в прелюбодеянии.

Спустя тысячи лет забавно наблюдать за библейскими персонажами, которые пытались поставить Иисуса Христа в неловкое положение, задав ему каверзный вопрос, не подозревая, что простой сын плотника, стоящий перед ними, обладает Высшим Разумом и Мудростью, являясь второй личностью Триединого Бога, Спаситель демонстрирует безусловную Божью любовь, всепрощение и принятие каждого грешника независимо от его злодеяний. Во время жестокой казни, превозмогая ужасную боль и муки, Христос взывает к небу: "Отче! Прости им, ибо не знают, что делают." Он испытывает страдания, но любящее сердце Господа замечает раскаявшегося разбойника и тут же ободряет его: "Сегодня же будешь со мною в раю".

В Евангелие от Луки описан один интересный момент, когда Иисус перед взятием под стражу молится в Гефсиманском саду. С небес спустился ангел и поддержал Его. Не голос Отца, не Дух Святой, а небесный слуга спустился с небес к Нему. Как величественно в своей простоте выглядит Сын Божий, добровольно отдавший себя на растерзание людей. Святость Бога сконцентрировалась на Сыне человеческом в момент Его пожертвования.

Воскресший Спаситель неузнаваем в новом теле. Он светится божественной славой и внутренним покоем. Он выполнил миссию, явив человечеству Любовь, Милость и Прощение грехов.

Изображение в трех лицах

Церковь Триединого Бога проповедует Троицу и объясняет суть значения Божественной личности. Творец, находясь в трех ипостасях, имеет "равное божественное сотрудничество". Каждая из личностей равна другой, нет среди них "ни наименьшей, ни наивысшей". Заблуждением считать, что личность Сына меньше личности Отца.

На многих рисунках и иконах изображают Иисуса молодым парнем, а Отца-Бога - древним старцем. Дух Святой нарисован в виде голубя. Такие картины не имеют нечего общего с библейским образом Отца, Сына и Святого Духа. В Откровении апостола Иоанна существует описание Бога-Отца, которое не имеет нечего общего с внешностью старца. По сути только у Сына человеческого - Иисуса Христа - существовал возраст и характерные мимические черты лица, так как Он был распят в 33 года. У Бога-Отца возраста не существует. На картине Его могли изобразить молодым, сияющим Царем, моложе Спасителя - и это было бы весьма правдоподобно.

Вот как описывает апостол Иоанн в откровении внешний вид Иеговы:

И увидел я отверстое небо, и вот конь белый, и сидящий на нем называется Верный и Истинный, Который праведно судит и воинствует.

Очи у Него как пламень огненный, и на голове Его много диадем. Он имел имя написанное, которого никто не знал, кроме Его Самого.

Он был облечен в одежду, обагренную кровью. Имя Ему: "Слово Божие".

И воинства небесные следовали за Ним на конях белых, облеченные в виссон белый и чистый.

Из уст же Его исходит острый меч, чтобы им поражать народы. Он пасет их жезлом железным; Он топчет точило вина ярости и гнева Бога Вседержителя.

На одежде и на бедре Его написано имя: "Царь царей и Господь господствующих".

Господь говорит, что является "Альфой и омегой, началом и концом, был распятым и воскресшим".

Триединый Бог в христианстве имеет три равноправные ипостаси - и у каждой из них существует особая характеристика:

  • Отец - сотворение, создание;
  • Сын - спасение, прощение;
  • Дух святой - освящение, ободрение.

Все три Личности выполняют "свою функцию" во веки веков, являя собой Единственного Живого Любящего Творца.

Один протестантский миссионер описывает толкование "Бог Триедин", сопоставляя божественную личность с водой. Вода может переходить из одного состояния в другое.

Как три абсолютно разных по формуле и состоянию веществ находятся в "одном целом"? Демонстрируем пример с куском льда. Поставим кастрюлю на горячую плиту и положим в нее лед. При нагревании лед будет таять, образуя воду и пар. В кастрюльке представлены "три облика одного существа": лед, вода, пар. К тому же показаны одновременно.

Иконы и Троица

Триединый Бог в православии - Личность единосущная и неразделимая. Догмат о троице Господа содержит сокровенность, непостижимую человеческим умом. Павел Флоренский говорил о Триединстве Сущего как о "кресте для людского разума".

Христианину следует отвергнуть сомнительные рассуждения о Святой Троице, отречься от человеческого разумения и с верой в сердце внимать Священному Писанию.

Название иконы Триединого Бога звучит как "Живоначальная Троица" преподобного Андрея Рублева. В произведении основными фигурами служат ангелы, сидящие в кругу, одинаковые по значимости и внешнему виду. Эта икона считается раскрытием духовной сути Троицы. На полотне каждый из ликов Триединого Бога не имеет никаких отличий в облике.

Ранее в Большом Московском соборе был внесен запрет на изображение Троицы, в частности Бога-Отца, которого "никто никогда не видел".

В XVI веке Стоглавый Собор принял решение, что писать иконы разрешается по греческим образцам, или подобно Рублеву - не отделяя равенство Троицы друг от друга.

Это символическая икона, в центре которой представлены три святые фигуры, молчаливо склоненные перед столом. На поверхности стола находится чаша, отображающая муки спасителя Христа, которые он готов понести за спасения человеческого рода. В емкости лежит голова тельца, указывающая на жертвенность поступка.

Икона Триединого Бога несет наставление человеку для праведного пути и отхода от грешных дел. "Святая Троица" помогает очистится от грехов, начать новую жизнь, полную благоговения и святости, добрых дел и милости Божьей. Образ поддерживает того, кто нуждается в помощи, помогает преодолеть переживания и неприятности.

Название икон с изображением Триединого Бога:

  • "Сопрестолие" - на иконе Бог-Отец изображен в виде мудрого седовласого старца, Сын Божий - прекрасным царственным мужчиной, а Дух Святой уподобился голубю.
  • "Отечество" - икона изображает старца Отца-Бога, на коленях которого восседает маленький Спаситель. В руках Христос держит голубя - Духа. Таким образом представлено Триединство Бога: Дух в Сыне, Сын в Отце. Головы Отца и Сына Божьего окружают нимбы с крестами, за троном находятся ангелы.
  • "Триипостасное Божество" - икона, выполненная императором Византии Львом Пятым.
  • "Саваоф" - икона изображает Справедливого Судью-Творца, в медальоне Его находится изображение Эммануила и голубя - Духа Святого.
  • "Шестоднев" - повествует о Создании Мира за шесть дней при участии Триединого Бога.
  • "Единородный Сын и Царство Божие" - представляет изображение христологии, показывает сущность человечества и роль Творца в сотворении и спасении людей. На картине нарисована Земля, Адам и Ева, изгоняемые из Рая во владения искушающего Змея, слева - Небесное Царство.

Молитва Триединому Богу

Для христианина огромное значение имеет молитва - разговор с Создателем. Обращаясь к Господу, человек славит Его Имя, раскрывает свое сердце и душу, приносит нужды, переживания в руки Божьи и благодарит за Его участие в своей жизни. Постигая Троицу, обращенный к Всевышнему человек задумывается над тем, какой должна быть молитва Триединому Богу.

Когда ученики обратились к Иисусу с пожеланием: "Учитель, научи нас молится!", Христос рассказал молитву, которую знает весь современный мир:" Отче наш".

Отче наш, сущий на небесах! Да святится имя Твое; Да приидет Царствие Твое; да будет воля Твоя и на земле, как на небе; Хлеб наш насущный дай нам на сей день; И прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим; И не введи нас в искушение, но избавь нас от лукавого. Ибо Твое есть Царство и сила и слава вовеки. Аминь.

В этой молитве не упоминался ни Сын Божий, ни Дух Святой. На тот момент Спаситель не раскрывал свою божественную Личность и не доносил информации о третьем лице Бога - Святом Духе. До распятия Иисуса много информации о планах и сущности Всевышнего оставалось в тайне.

В деяниях апостолов наблюдаются изменения в молитвах первых христиан. В конце обращения к Богу всегда добавляется: "Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа".

В молитве Иисуса Христа идет прямое обращение к Отцу: "Отче наш", но несколько раз, проповедуя народу царствие Божие, Эммануил делает акцент на следующих моментах: "...о чем не попросите Отца Моего во Имя Мое: даст вам".

Учитывая тот факт, что три ипостаси являются равноправными в личности Триединого Бога, важно, к кому именно человек будет обращаться. Но так как Иисус показал пример обращения к Отцу, христиане молятся именно так:" Отец", "Отче наш". Многие молятся Творцу так: "Боже", "Господи", "Бог мой, Иисус Христос".

Заканчивают молитву словами:" Отец, Сын и Дух Святой".

Единственный Творец

Триединство Бога - тема интересная и загадочная. С одной стороны, Библия говорит, что Господь Един, с другой - Триедин. Разные понятия о личности Сущего порождают появление различных деноминаций. Бог Един или Триедин - вопрос, терзающий миллионы умов.

Если рассматривать синодальный перевод Библии, имеющий авторитет среди христианских конфессий, то в конце концов придется согласиться с непреложной истиной: Бог Един. Един, потому что единственный. Слово "Един" подразумевает единственного Творца, равному которому нет нигде. Не существует Зевсов, Ярило и остальных мифологических личностей и языческих кумиров, только Он - Единственный Господь и Создатель.

Но личность Божья необыкновенна. Также говорится в Библии - Бог Триедин. Со страниц Ветхого и Нового Завета проявляются деяния трех Божественных личностей.

У Господа три лица, три ипостаси, три "роли" в жизни человека: Создатель, Спаситель и Утешитель.

Возможно, это и является основным ответом на вопрос, почему Бог Триедин.

Праздник Святой Троицы

В православии Троица является одним из самых больших и значимых праздников. Ее отмечают на 5-й день после Пасхи. Накануне праздника, в пятницу, принято свершать генеральную уборку в домах, украшать помещения зелеными ветками, березой, кленом, букетами зеленых растений и трав.

В субботу посещают кладбища и совершают уборку на могилах усопших.

В воскресенье начинается торжественное богослужение. Начинают день с молитвы: "Святой Боже, Святой Крепкий, Святой Бессмертный, помилуй нас".

В храмах в этот день все тексты и молитвы читают в коленопреклоненном положении. Вначале обращаются в простой молитве к Богу, не отделяя Его личности, вознося благодарность Ему и славу, прося прощение и милости. Последними произносятся три молитвы, адресованные каждой личности Бога: Отцу Небесному, Сыну Божьему и Духу Святому.

Триединый Создатель, дарующий Любовь, Милость и Прощение; Творец огромной Вселенной, принявший человеческую плоть, чтобы явить Бога людям, подарив Святую Благодать, пребывающий в жизни христиан Духом Своим Святым.

Господь проявляется в жизни религиозного гражданина, являя три ипостаси и в современные дни: управляет планетой Земля и светилами как Творец, через образ Спасителя Христа люди имеют материальные представления о Боге, столь необходимые людскому разумению. Христиане обращаются к Вседержителю через Христа, а получают ответ на молитву через Духа Святого.

Бог Триедин: Отец, Сын и Дух Святой. Надеемся, что данная статья ответила на вопросы читателей.

Комментарии