Правила судоходства. Как расходятся корабли в море?

Чтобы морские суда при встрече не столкнулись, они должны придерживаться специальных правил, которые учитывают неоднородность движимого потока. В открытом море транспортные средства передвигаются в соответствии с международными правилами. Движение морских судов по внутренним морским путям определяется официальным документом каждой страны. Рассмотрим особенности их передвижения, чтобы понять, как расходятся корабли в море.

Внутренние правила

Морской транспортный поток включает различные виды судов. Среди них толкачи, танкеры, буксировщики, пассажирские, грузовые и вспомогательные единицы. Все они отличаются друг от друга скоростью передвижения, габаритами и другими характеристиками.

Чтобы на внутренних морских путях не происходило аварий, транспортные средства передвигаются в соответствии с установленными правилами судоходства. В России это «Правила плавания по внутренним водным путям РФ». Официальный документ имеет законную силу, поэтому лица, его нарушающие, несут ответственность административного, материального или уголовного характера. Нормы закона распространяются на экипажи судов, которые передвигаются по внутренним морским путям, а также на плавучие сооружения, пересекающие крупные озера и устья больших рек.

Основные разделы

"Правила плавания по внутренним водным путям РФ" состоят из нескольких частей.

  1. Общие положения — введение.
  2. Средства, используемые для идентификации судов.
  3. Применение сигнализации (визуальной, звуковой, ночной ходовой, стояночной, дневной, особой).
  4. Правила движения.
  5. Правила стоянки.

В зависимости от типа судна применяются следующие виды огней: топовые (в том числе добавочные), правый, левый, кормовой ходовой, буксирный. Основными сигналами бедствия являются: пушечный выстрел, непрерывный звук, ракета, сигнал SOS по радиотелефону, дым.

Правила маневрирования

Закон РФ подробно объясняет, как расходятся корабли в море. В документе прописан следующий порядок судоходного перемещения.

  1. На участке, где предусмотрено двустороннее движение, морское судно должно следовать по правой полосе. Если это невозможно, оно должно придерживаться оси судового хода.
  2. Морским транспортным средствам запрещено пересекать полосу движения, чтобы подъехать к месту стоянки, если расстояние от приближающегося судна составляет менее 1 км.
  3. Плавучее сооружение, которое направляется вверх, при обнаружении встречного транспортного средства должно заблаговременно согласовывать свои действия с ним с помощью каналов радиосвязи. Также ему необходимо подавать отмашку (условный знак) с левого борта.
  4. Скоростные транспортные средств при встрече должны разойтись к левому борту. Условный знак подает судно, следующее по направлению вверх.
  5. Обгон одного транспортного средства другим производится по левому борту судна, которое обгоняют. Но последнее заблаговременно должно быть предупреждено о предстоящем маневре с помощью морской локации, после чего оно уменьшает скорость, пока не завершится обгон.
  6. При одновременном движении морских транспортных средств навстречу друг другу по участку, на котором предусмотрено одностороннее движение, корабль, следующий вверх, должен пропустить судно, плывущее вниз.

Чтобы хорошо ориентироваться в пространстве, капитаны и экипажи судов должны знать морскую лоцию — особенности конкретного района: физико-географические, навигационные и другие.

Правила допуска к управлению

Чтобы управлять морским транспортным средством, у кандидата должен быть соответствующий диплом об образовании, свидетельство и иные документы, подтверждающие право осуществлять вождение конкретным судном. Моряк должен знать основы судовождения и иметь соответствующую физическую подготовку. Должность капитана требует наличия соответствующего опыта и навыков руководителя, чтобы управлять экипажем. Командир корабля должен хорошо знать морские карты движения судов.

Надзор за соблюдением внутренних правил осуществляет Инспекция по безопасности мореплавания, а также Речная судоходная служба.

Что запрещают правила?

Закон РФ о внутреннем судоходстве объясняет, как расходятся корабли в море. Эти правила должны соблюдать все участники морского транспортного потока. В официальном документе перечисляются запрещенные маневры. Среди них:

  1. Расхождение транспортных средств и совершение обгона в месте, где расположено аварийное или ремонтное заграждение, паромный переправ. Совершать обгон нельзя на участке подъезда к шлюзам.
  2. Передвижение транспортных средств, которые не имеют радиолокационных станций.
  3. Приближение гребных, моторных лодок и спортивных яхт к транспортным судам или пересечение ими курса.
  4. Катание на гребных лодках в непосредственной близости от проходящих судов.

Международные правила

Им должны следовать все транспортные средства, находящиеся в открытых морях. Внутренние правила РФ учитывают международные требования к судоходству. Рассмотрим, как расходятся корабли в море по международным стандартам.

  1. При расхождении судов необходимо изменять курс направо и уменьшать скорость. Когда расхождение кораблей происходит в открытом море, то допустимо изменение курса на 30-90 градусов.
  2. При сближении плавучих сооружений с механическим двигателем, которые находятся на противоположных курсах, каждое из них выбирает путь движения, используя дополнительные указательные сигналы маневрирования. В этой ситуации ни у одного из судов нет преимущества: они не обязаны уступать дорогу друг другу. Транспортные средства передвигаются и принимают решения, оценивая дорожную ситуацию.
  3. Парусное судно, следующее левым гласом, уступает дорогу судну, идущему правым гласом.
  4. Обгоняющее транспортное средство должно плыть в стороне от обгоняемого объекта, избегая чрезмерного сближения с ним.

Комментарии