Институт детства МПГУ: адрес, факультеты, руководство
Детство – прекрасная пора! И как важно не только уметь сохранять своего «внутреннего ребенка» в целости до преклонного возраста, но и понимать, каким образом следует взаимодействовать с детьми с учетом особенностей их возраста и психологии. Именно этому и многому другому учат в Институте детства МПГУ – прекрасном вузе, подробнее о котором рассказано в нашем материале.
Коротко о Московском педагогическом
Прежде чем знакомиться с Институтом детства, который является подразделением МПГУ, логично будет хотя бы пару слов сказать о самом этом университете, «живущем» на свете уже больше сотни лет. История его началась еще в семидесятых годах позапрошлого столетия, когда в Москве были организованы Высшие женские курсы. Именно они стали первым учебным заведением для женщин любого социального статуса в нашей стране. В начале двадцатого века одним из профессоров женских курсов, получивших уже к тому моменту статус государственного учреждения, являлся Владимир Вернадский (он же должен был стать их руководителем, однако, как говорится, не срослось). В этой связи неудивительно, что именно на проспекте Вернадского в Москве МПГУ ныне и находится, впрочем, забегать вперед мы не будем и об адресе университета расскажем позже.
Помимо Вернадского, еще много выдающихся личностей связано с вышеупомянутой организацией – и Сергей Чаплыгин, и Василий Ключевский, и Иван Цветаев (отец поэтессы Марины Цветаевой), и Николай Кольцов – и множество других славных имен.
Новый этап в жизни Высших женских курсов наступил в 1918 году, когда они были преобразованы во Второй Московский государственный университет. Тогда он насчитывал всего три факультета: физико-математический, медицинский и историко-филологический. Однако уже через три года появился и педагогический факультет, вслед за которым стали возникать и другие. А в 1930 году из Второго московского университета было образовано целых три самостоятельных. Одним из них, созданным на основе педагогического факультета, стал как раз-таки МПГУ – Московский педагогический государственный университет. Правда, в то время он был еще не университетом, а институтом (гордое звание университета же МПГИ получил лишь на исходе двадцатого столетия – в 1990 году, став первым педагогическим университетом не просто в России, но во всем мире).
Через пару десятилетий вуз разросся – к нему добавились дефектологический, индустриально-педагогический, а также городской педагогический институты. За время своего существования университет претерпевал многие трудности, особенно в девяностые годы минувшего столетия, когда практически во всех отраслях наблюдалась острая нехватка финансов. Тяжело было удержаться на плаву, но МПГУ выстоял – и не просто выстоял, а вошел в число лучших вузов страны. Им он продолжает оставаться и по сей день.
Институт детства МПГУ
Итак, продолжим. Отделение педагогического университета на проспекте Вернадского в Москве, посвященное детству, довольно молодое – ему всего-то пошел пятый год. Хотя образован Институт детства был вовсе не на пустом месте – а реорганизован из двух старинных факультетов МПГУ, начального и дефектологического. Поэтому, если рассматривать вопрос о годах «жизни» отделения с этой точки зрения, то возраст его довольно почтенен.
Теперь в составе этой новой единицы в структуре МПГУ более десятка кафедр как дефектологического, так и начального профилей - и не только. Их общей целью является стремление научить студентов правильно взаимодействовать с ребенком на всех этапах его развития, бережно относясь к хрупкому миру детства. Далее расскажем о работе Института детства МПГУ более подробно.
Факультеты
Как уже было сказано выше, Институт детства оформился из соединения двух факультетов педагогического вуза. Эти же самые факультеты в структуре нового отделения и остались. Познакомимся с каждым из них по отдельности.
Дефектологический
Дефектологическому факультету МПГУ в следующем году исполнится уже целых сто лет. Он вырос из специальных медико-дефектологических курсов, основанных при МПГУ из-за необходимости исследования причин дефективности и обучения этому новых педагогических кадров. В то время заведовал этими курсами Всеволод Кащенко, чей брат Петр является более известным представителем данной фамилии.
Позже курсы по дефектологии были преобразованы в отделение педологии (одно из направлений в педагогике) и дефектологии на педагогическом факультете в то время еще Второго московского университета, а еще через несколько лет (если быть точнее, в 1934 году) появился самостоятельный факультет дефектологии, действующий и по сию пору.
Кем можно работать после окончания данного направления? Спектр профессий не слишком обширен, но выбор есть. Это учитель или специалист-дефектолог, преподаватель, сотрудник сферы здравоохранения и дополнительного образования. Важно, что все эти люди помогают деткам с задержками и отклонениями в развитии адаптироваться к жизни в социуме, справиться со своими проблемами и трудностями.
Кафедры дефектологического факультета
Всего в вышеупомянутом отделении Института детства МПГУ шесть кафедр: олигофренопедагогики, инклюзивного образования, тифлопедагогики, дошкольной дефектологии, логопедии и клинических основ дефектологии. Кратко пробежимся по каждой из них.
Кафедра олигофренопедагогики исследует возможность применения методик специального образования у малышей с нарушениями развития; ее преподаватели делятся со студентами знаниями о том, как организовать учебный и воспитательный процесс с целью коррекции умственной отсталости, рассказывают о сущности этого заболевания.
На кафедре инклюзивного образования занимаются еще и сурдопедагогикой - то есть проблемами, посвященными обучению людей с нарушениями слуха. Как общаться с такими детьми, как ввести их в социум и обучить в рамках инклюзивного образования (то есть направленного на детей и подразумевающего гибкую методологию, удовлетворяющую разным целям и потребностям) - вот предмет интереса данной кафедры.
Что такое логопедия, равно как и дошкольная дефектология (задержки в развитии у ребятишек самого младшего возраста), надо полагать, ясно всем, и останавливаться на этом мы не станем. А вот понятие тифлопедагогики знакомо не каждому; между тем это преподавание слепым, и именно этому посвящена работа на одноименной кафедре. Наконец, кафедра клинических основ дефектологии с врачами и биологами в качестве сотрудников изучает комплексный подход через медицину и психологию к анатомо-физиологическим особенностям людей с нарушениями в развитии и разрабатывает возможности преодоления этих трудностей.
Начальный факультет
Факультет начального образования, на год младше своего дефектологического коллеги. Как нетрудно догадаться, здесь готовят специалистов по работе с ребятишками младшего школьного возраста. В составе факультета тоже шесть кафедр, о них далее - чуть более подробно.
Кафедры начального факультета
Факультет начального образования располагает следующими подразделениями: русского языка и методики его преподавания, математики и информатики, иностранных языков, психологии младшего школьника, исследовательской и творческой деятельности, а также теории и практики начального образования. И если суть и смысл работы первых трех кафедр понятен, то про последние три стоит внести ясность.
Кафедра психологии младшего школьника через три года отметит тридцатилетний юбилей. Здесь трудятся специалисты, которые работают над определением психологического портрета ученика начальной школы и способами подхода к каждому ребенку индивидуально. Спектр интереса кафедры многогранен. Здесь изучают развитие воображения ребятишек и педагогические компетенции учителей, способности школьников и личностные смыслы обучения - и много чего еще.
На кафедре исследовательской и творческой деятельности работают три направления - естествознание, технология (они же труды) и изобразительное искусство. По ним ведется исследовательская и научная деятельность. Последняя же кафедра, теории и практики образования, занимается довольно разносторонними вопросами. Там изучают, как усовершенствовать подготовку будущего педагога, как развивать метапредметные результаты, как правильно воспитать младшего школьника, как верно внедрить новейшие разработки - и так далее, и тому подобное.
Другие структурные единицы
Помимо двух факультетов, в состав Института детства входят две общие кафедры и Центр психолого-педагогического сопровождения особых студентов (с ограниченными возможностями). Одна из кафедр занимается информационными технологиями в образовании, вторая - психологической антропологией.
Руководство
О кафедрах и факультетах Института детства поговорили, самое время теперь сказать пару слов и о начальстве. А им является Татьяна Соловьева - еще довольно молодая, но очень уверенная в себе женщина и большой профессионал.
В 2001 году нынешний директор Института детства окончила университет Самары по специальности логопедия, а восемью годами позже - аспирантуру по коррекционной педагогике уже в Москве. Является кандидатом наук, автором множества публикаций.
Формы обучения
В Институте детства МПГУ можно учиться как очно, так и заочно. Впрочем, не все специальности предполагают возможность выбора. Так, при поступлении на дефектологический факультет очно можно учиться на любой специальности (они соответствуют кафедрам факультета); заочно же - только на логопедии. Она же предусматривает еще и третий вариант - очно-заочную форму.
Факультет начального образования предлагает обучение в очной форме также по всем возможным специальностям. В заочной - лишь по направлению "Начальное образование" (так же, как и в случае с логопедией, здесь доступен и вариант очно-заочного обучения). Кстати, специалитета в Институте детства МПГУ нет - только бакалавриат и магистратура. Все вышесказанное относится к бакалавриату (срок обучения - 4-4,5 года).
Что нужно для поступления
Чтобы стать студентом Института детства МПГУ, необходимо в срок принести все требуемые документы в приемную комиссию (достоверно и подробно об этом можно узнать, позвонив в учебное учреждение). Но прежде, разумеется, следует сдать экзамены и пройти по баллам. В текущем году количество бюджетных мест на разные специальности и факультеты Института детства колеблется от десяти до двадцати, заочка платная. Сдавать следует математику, русский язык и обществознание.
Контактная информация
Все необходимые номера телефонов и электронную почту как директора Института детства, так и других его представителей можно легко найти на сайте Московского педагогического университета в соответствующем разделе. Итак, продолжим. Что же касается адреса Института детства, то находится он, как уже ранее упоминалось, на проспекте Вернадского, в доме под номером 88. Чтобы добраться до учебного заведения, необходимо выйти на станции метро "Юго-Западная".
Такова информация об одном из институтов МПГУ - Московского педагогического государственного университета, - Институте детства.