Крепление груза: особенности размещения и правила по безопасной перевозке
Надежное размещение и крепление груза позволит доставить его до места в надлежащем состоянии. Все материалы в зависимости от габаритов фиксируются на платформах автомобилей по определенным правилам в соответствии с кодексом грузоперевозок. В каком порядке осуществлять крепление груза и обеспечивать для него безопасные условия, утверждено в министерском Приказе № 7 транспортной отрасли в январе 2014 года. Правила прошли через редакцию, корректировки, поправки и изменения в марте 2018 года.
Каких правил не стоит нарушать?
Правильное крепление груза, его безопасная погрузка, выгрузка - обязательные действия для всех участников:
- отправителей;
- получателей;
- перевозчиков.
Когда исполнители грузоперевозок соблюдают установленный порядок в соответствии с разработанными условиями и требованиями, они сохраняют от повреждений и порчи поклажу и предохраняют аварийность на дороге. Если крепление груза не надежно, в пути может конструкция развалиться, попасть под колеса следующего за автопоездом транспорта. Перевозчик по поступившим от заказчиков заявкам, характеру и объему продукции распределяет между ними машины по типу и количеству.
В его обязанности входит:
- своевременное предоставление ТС;
- подача исправного транспорта;
- загрузка в пригодную машину для перевозки конкретных предметов;
- соблюдение договорного соответствия и санитарного норматива.
Отправитель может отказаться от договора, если не выполнены все его условия.
Заранее участники разрабатывают схему по выполнению всех работ, где распределяются права и обязанности:
- контрольных мероприятий относительно своевременного прибытия автомобилей для погрузки;
- регулирования по размещению изделий;
- учета предметов;
- использования свободных машин;
- фиксирования отправки и прибытия транспорта.
Заинтересованные лица в безупречной доставке товара заранее договариваются: кто будет проверять погрузку, крепление груза в кузове.
Как происходит проверка?
Для своего же спокойствия заказчики проверяют подвижной состав вместе с прицепами, разными типами кузовов на их пригодность. В этот период возникает возможность на своевременный отказ от конкретного автомобиля, если обнаружатся нарушения и угрозы повреждений качества транспортируемой продукции.
Машины на погрузку или разгрузку могут быть поставлены с расстановкой:
- боковой – работы выполняют через боковые борта;
- торцевой – загружают и выгружают через задний борт;
- косоугольной – действия осуществляют сразу 2 способами.
После полного удостоверения в исправности механизмов, а также их предназначения на перевозку конкретного груза происходит направление подвижного состава в пункт погрузки.
Строгое распределение обязанностей
Заказчик должен выполнить:
- погрузку своих товаров;
- технические условия крепления грузов;
- укрыть и увязать предметы;
- разгрузить товар;
- снять крепления, покрытия.
Погрузочно-разгрузочные действия выполняются по согласованию участников договора. Не обязательно, чтобы их выполнял непосредственно отправитель поклажи.
Водителей привлекают по их согласию, они могут принимать участие в легких процедурах – принимать или подавать коробку на борт. Кто занимается погрузкой и разгрузкой, тот и отвечает за сохранность изделий на это момент. Площадь, где осуществляются работы, должна быть в хорошем состоянии, а также отсутствовать проблемы с подъездными путями. Участники грузоперевозок заранее договариваются относительно дополнительного оборудования на грузовиках, чтобы можно перевозить конкретные материалы, использовать трос и цепь для крепления груза.
Если продукция загружается навалом, ее нельзя поднимать над бортами, при необходимости их наращивают по высоте, не превышающей 4 м от дороги. Изделия размещают и крепят так, чтобы не было падений и волочений, этим исключают травматизм лиц, выполняющих сопровождение.
Какие требования к надежности?
Прежде чем приступить к креплению груза при перевозке, его нужно правильно разместить, чтобы он не смог смещаться в пути. Свободные места заполняют прокладкой, надувной емкостью. В кузовах и контейнерах допустим 15 см зазор между стенками предметов, бортовой поверхностью и дверьми. Правила, описанные приказом №7, позволяют использовать для крепления грузов в автомобиле:
- ремень;
- деревянный брусок;
- трос;
- упор;
- проскальзывающий мат.
Нельзя прибивать ящики гвоздями, скреплять скобами коробки, применять способы, которые повредят поверхность автомобиля или транспортируемое изделие. Крепежное средство располагают с максимальной близостью к кузовной напольной поверхности и углом между деталями, не превышающими 60 градусов. Устойчивость повышает использование большего количества парных ремней с продольными и поперечными растяжками.
Характерные особенности
Ответственные лица за отправление, погрузку и крепление грузов в кузове автомобиля учитывают:
- весовые и габаритные параметры транспорта и закрепленных товаров;
- допустимость ТС по массе перевозок и осевым нагрузкам, утвержденным в правительственном Постановлении № 272 в 2011 году.
Тяжелый и крупный товар размещают снизу, учитывают продольную ось симметрии. В полуприцепах погрузку начинают с передних частей, а разгрузку с задних участков, чтобы предохранить от опрокидывания.
Нюансы выбора способа
В зависимости от категории перевозимых устройств, конструктивной сборки элементов учитывают их формы, чтобы применить метод крепления. Если определен низкий коэффициент трения с поклажей и поверхностями транспортных средств, возможно использование троса и цепи для крепления груза. Улучшит трение фрикционный коврик, верхний ремень, опорная колодка. Производитель наносит на элементы предельную рабочую нагрузку специальными указателями.
Расчет ведут по самому низкому показателю в ремнях, крепежных кольцах - наиболее слабой детали. Максимальный предел берут из расчета 50 % от массы материала. Для лучшей устойчивости используют большее количество крепежных элементов.
Основные методы
Закрепить и надежно зафиксировать перевозимую технику, устройства, станки можно разными способами. В интермодальных контейнерах применяют:
- Жесткую стяжку с деревянными и металлическими стойками, чтобы предметы не способны были двигаться при движении машины, возможно помещение изделия в пластиковую форму.
- Элементы крепления, когда болтами и гвоздями скрепляют только деревянные стойки.
- Упаковочный материал в виде опилок, ими заполняют пустоты или планок, чтобы сформировать опорную конструкцию, а также современными механическими системами для изоляции изделий, образования препятствий смещениям в момент передвижения ТС.
- Обвязку, чтобы создать единичную поклажу, готовую к транспортировке. Для этого подойдет упаковочная лента стальная, полипропиленовая, нейлоновая, бумага и композитные материалы. Ленты крепят замковым или любым другим удобным способом.
- Привязку, чтобы снизить подвижность. Берут цепи для крепления груза, веревку, трос, ремень, сеть.
- Пневмооболочку на однотипный продукт – пищевой, бытовой, электротехнический. Такое крепление может совмещать разные комбинации. Метод применим для транспортировки морской, железнодорожной, автомобильной.
Стяжку ремнем и цепью для крепления груза выполняют для крупногабаритных тяжелых конструкций.
Требования к средствам крепления
Когда выбирают систему крепежа, учитывают:
- размер;
- форму;
- прочность;
- характерные особенности, перевозимых изделий.
К площадкам фиксации можно отнести поверхности:
- пола;
- стенок;
- крыши.
Точками крепления становятся:
- перегородка;
- стойка;
- опора.
Конструктивные элементы должны быть крепкими, чтобы выдержать силы:
- передние;
- задние;
- боковые;
- верхние.
К крепежным приспособлениям принадлежат:
- синтетическая тканевая лента;
- трос для крепления груза;
- пеньковый канат;
- синтетическая веревка;
- блок;
- профиль;
- механический захват;
- лебедка.
Если крепежное средство соприкасается с перевозимой продукцией, чтобы не было повреждений, острые углы изолируют специальными зажимами и фиксаторами. Когда используют древесину в блоках и балках, выбирают твердые породы, высушенные по нормативам. В древесных изделиях должна отсутствовать:
- гниль;
- тлен;
- сучки;
- трещины.
Только правильный расчет в необходимом количестве креплений позволит в целостности перевезти товар из одного пункта в другой.
Требования для цепных стяжных систем
Цепной стяжкой фиксируют грузы на транспортировочных платформах в комплекте из крепежных цепей и стяжных механизмов.
В систему включены:
- талрепы с храповиками;
- рэтчесты;
- натяжные рычаги.
Детали отличаются:
- назначением;
- качеством;
- местами производства;
- нагрузочной допустимостью.
Каждый элемент для цепного комплекса подбирают по конкретным компонентам.
В какой области применяют?
В системе цепной стяжки перевозят широкий ассортимент товарной продукции:
- крупногабаритные устройства;
- негабаритные изделия;
- технику, специальное оборудование.
Используют транспорт:
- железнодорожный;
- автомобильный;
- авиационный;
- морской.
Крепежный набор подбирают в соответствии с назначением. Учитывают вид, диаметр цепи, нагрузочный предел на каждый конкретный тип детали.
В каком порядке комплектуют набор?
Комплект для цепной стяжки формируют по правилам:
- взвешивают продукцию, которую предстоит закрепить, товар должен весить меньше или приравнен к рабочей нагрузке, которую могут выдержать цепи;
- разрабатывают крепежную схему – порядок производства, количество звеньев, длину;
- общий вес делят на сумму комплектов, результат показывает минимальную рабочую нагрузку для системы.
Стандартные цепи выпускают длиной до 5 м. У изготовителя можно заказать любые приемлемые параметры. Исполнители фиксации товаров для перевозок разрабатывают схемы, осуществляют контроль над правильным выполнением процедуры.
Последствия транспортной беспечности
К фиксации продукции, перевозимой в машине любой марки, нельзя относиться небрежно. Несерьезное отношение к данному вопросу может принести не только финансовые проблемы, но беды физического характера. Часто аварии происходят от кирпича, прорвавшего борт, лавины щебня, хлынувшего на трассу. Плохо зафиксированные приборы, техника, оборудование может прийти в негодность, за что откажется погашать убытки страховая компания, так как исследования покажут некорректные крепления.
Грузом может быть нарушена стойкость машины. У водителя нет возможности безопасно управлять механизмом, если в кузове все хаотично перемещается. Показатели статистов говорят о наиболее частой аварийности при участии грузового транспорта, причиной которой становится плохо уложенная и не скрепленная производственная продукция при транспортировках.
Водные перевозки
Чтобы товарная продукция была сохранена, доставлена на место в надлежащем состоянии, генеральный груз распределяют на основании свойств:
- формы;
- размеров;
- веса;
- вида.
Под генеральным следует понимать товар в специальной упаковке или без нее. По морю или судоходным рекам могут перевозить:
- технические устройства;
- оборудование;
- строительные материалы;
- штучные изделия;
- деревянные конструкции, доски, бревна.
В зависимости от предназначения груз проходит через подготовку:
- размещают и прочно крепят на барже, плавучем судне;
- оформляют страховку, таможенные документы;
- переправляют до адресного пункта.
Морские правила гласят, что товар должен быть стандартным:
- упакованным;
- маркированным;
- с контрольной лентой и пломбами.
Продукты не должны быть с запахом, течью. При приемке учетчик описывает все характерные свойства продукции. Подобные действия предохраняют груз:
- от смещений;
- взрывов;
- пожаров;
- затоплений.
Перевозку осуществляют при соблюдении:
- нормы влажности;
- температуры;
- вентиляции.
Размещают материалы, разделяя на совместимость, групп:
- агрессивных;
- нейтральных;
- подверженных влиянию среды.
На кораблях и баржах за доставку товара отвечает целый штат сотрудников. Они принимают и отдают контейнеры по документам, где указаны занятые места и характерные особенности продукции. Фиксацией упаковок, размещением контейнеров после того как они попадают на платформу судна, занимается его персонал. С этого времени они несут ответственность за сохранность материалов.