Духовная прелесть в православии
Священники - люди интересные, с богатым жизненным опытом. Иногда они рассказывают о тех, кто приходит на исповедь. Встанут у аналоя и молчат, а когда батюшка начинает расспрашивать о грехах, смотрят на него в ужасе. Такие прихожане находятся в духовной прелести.
Определение
Существуют два понятия слова "прелесть" в православии. Согласно первому определению это омрачение человеческой души под воздействием нечистой силы (бесов). Христианину начинает казаться, что он лучше всех, имеет дарования духовные, а какой сильной молитвой обладает - только позавидовать можно.
Второе определение духовной прелести гласит, что это состояние самообмана, очарования и самообольщения, вызванное влиянием кого-то или чего-то.
Кто подвергается прелести?
Первому виду прелести, определение которого дано выше, подвержены благочестивые христиане. Второму - люди, далекие от Господа и редко посещающие храм.
Святые отцы о состоянии прелести
По определению святых отцов, прелесть духовная делится на два вида: умственная и сердечная.
К первому относится мечтательность, рождающаяся от неправильного умственного деяния. Это сновидения, ложные ощущения или какие-либо видения во время молитвы.
Второй вид духовной прелести в православии называется мнением. При ее возникновении человек начинает мнить себя великим молитвенником, стяжавшим дары Святого Духа. Во время молитвенного бдения он испытывает ложные благодатные ощущения.
По определению святых, духовная прелесть - повреждение человеческого естества ложью. Самый великий самообман - считать себя свободным от такового. Все люди находятся в прелести, осознать это - величайшее предохранение от данного состояния. Так учил святитель Игнатий Брянчанинов.
Согласно учению преподобного Григория Синаита о прелести, она имеет три главные причины - гордость, зависть со стороны бесов, попущение Господне для наказания человека.
Причиной для гордости, в свою очередь, является тщеславие, зависть бесовская возникает от преуспеяния, а попущение Господне - от греховной жизни. Последнее может навсегда остаться с человеком, вплоть до его смерти.
Вот что еще говорят святые отцы о прелести духовной. Приведем мнение святителя Феофана Затворника: нельзя преувеличивать значение данного состояния, равно как и бояться его. Прелесть случается с возгордившимися, решившими, что их сердца коснулась теплота. Тут-то и подстерегает их состояние прелести, ибо не дремлют нечистые духи, желая обольстить человека.
Симеон Новый Богослов предостерегает верующих словами о дьявольских происках. Лукавый всегда подбирается к человеческой душе таким образом, чтобы верующему и невдомек было о его происках. Он старается возмутить все стремления и движения души, направить на деяния, выгодные Лукавому. Внутри человека идет смятение и буря, он становится страстным, произволения души делаются непотребными. Это и есть то состояние, называемое православием духовной прелестью.
Иоанн Кассиан Римлянин говорил о духах нечистых, что их великое множество всюду. Летают между небом и землей, но люди не видят их. Господь по своему милосердию сделал бесов невидимыми для глаз человеческих. Ибо они настолько безобразны, что люди поражались бы ужасом при виде их, а со временем стали бы злее, наблюдая за нечестивым поведением бесов, побуждаясь к безрассудству еще большему и разжигая в себе страсти многочисленные.
Виды прелести
Существует несколько видов духовной прелести, знать о которых необходимо как воцерковленному человеку, так и тому, кто только начинает свой путь к Богу:
- Разжигание воображения.
- Ложные видения.
- Ложная радость.
- Самомнение.
- Ложное ощущение благодати.
- Ложный дар исцеления.
- Ложный дар прозорливости.
- Непочтительное отношение к наставникам.
- Доверие сновидениям.
Проявление прелести
Мы говорим об основных характеристиках данного состояния, но ни разу не упомянули о том, как оно проявляется.
Все просто и сложно одновременно: человек начинает терять контроль над своими мыслями и рассуждениями, нередко отворачивается от Истины, принимая за нее ложные учения. Легко догадаться, кто подталкивает человека к ознакомлению с ними.
Когда омрачается волевая душевная сфера, люди становятся ярыми приверженцами зла. Прежде добрый и рассудительный человек превращается в дьявольскую игрушку, не имея возможности противостоять злу, отказаться от него. То же самое происходит, когда бесы овладевают раздражительной силой человека. Он, не в силах противостоять искушению, сразу же забывает о том, что такое творить добро. У прельстившегося не хватает сил на добрые дела, однако стоит ему услышать о чем-то плохом, как он тут же загорается поддержать это начинание.
О самообольщении
Духовная прелесть - это что такое? Определение дано несколько выше, способы проявления описаны. Осталось выяснить, что есть самообольщение.
Самообольщение, или прелесть - состояние ложного духовного самосознания. человеку кажется, что он стяжал Божественную благодать, но не Господь воздействует на его душу и тело, а бесы внушают такие мысли. Крайняя форма состояния духовной прелести - ощущение себя святым.
Почему возникает данное состояние у верующих?
Выше написано, что духовной прелести подвержены люди, далекие от Бога и храма. Но и ревностные христиане, монахи и духовенство тоже вполне могут впасть в прелесть.
Все начинается с ярого усердия в молитве, когда монах или обычный мирянин берет на себя подвиг, не благословившись у духовного наставника. Один священник метко выразился о таких подвижниках: читают по двадцать акафистов в день, а потом у них иконы светятся.
Благодать Божья действует через смирение, на излишние подвиги нас толкает гордыня. В замечательной христианской книге "Пасха красная" есть рассказ о том, как открывалась Оптина Пустынь (ныне мужской монастырь под Калугой). Понаехала православная молодежь, скорее переоделись во все черное, а один паломник вырыл себе землянку в Оптинском лесу и ушел в затвор. Конечно, ничем хорошим этот затвор не закончился, но автор книги не стала писать о большом конфузе, связанном с землянкой в лесу и "подвигом" паломника. С одной стороны, перед нами - смешной рассказ, с другой - легкая форма прелести. Объясним, что затвор - высшее духовное состояние, при котором подвижник отрекается от всего, полностью погружаясь в молитву. Монахи отказывают себе даже в самых скудных вещах, смиряя плоть. Разве мог молоденький мирянин легко отречься от всего, что прежде окружало его, не имея должной духовной подготовки? Едва ли, он просто вообразил себя подвижником и молитвенником, это ли не духовная прелесть?
Состояние прелести у мирян
Многие люди очень далеки от Бога, в храм заходят несколько раз в год, про домашнюю молитву не слыхали. Но наступает момент, когда они попадают на исповедь и не знают, чего от них хочет услышать "поп".
Батюшка начинает задавать наводящие вопросы, исповедующийся смотрит на него огромными глазами, искренне недоумевая, почему священник обвиняет его в чем-то. Человек живет не хуже других: работает, семьей занимается, старается добро творить, никого не обижать. Какие такие грехи ему приписывают?
Исповедующийся хотел со священником о жизни поговорить, а получились недопонимание и обида. Человек, оскорбленный в лучших чувствах, покидает храм и рассказывает знакомым, какие "попы" плохие, заставляют безгрешного святого в чем-то каяться.
Это самая настоящая прелесть - духовная болезнь, поразившая современное человечество. А все почему? Да потому, что вместо трезвенной и покаянной жизни люди тяготеют к расслабленности и наслаждениям. Гонятся за земными благами и богатством, совершенно забывая о Боге и церкви.
Пристрастие к частому причастию
Благочестивые читатели не удивятся, а иным представлена информация к размышлению.
Одним из видов духовной прелести является частое причастие. Перед читателями две истории, рассказанные священномучеником Арсением (Ждановским) в своей книге "Духовный дневник".
Одна женщина причащалась ежедневно. Духовенство обратило на это внимание, поручив священнику, у которого она исповедовалась, проверить барышню. Тот, в свою очередь, велел ей исповедоваться каждый день и не допускал до причастия, когда считал это полезным для своего чада.
Только женщина равнодушно относилась к запретам духовника, она принялась переходить из церкви в церковь, продолжая ежедневно причащаться. В конечном итоге духовное руководство отследило ее и запретило приступать к таинству.
Но героиню рассказа это не смутило, она решила, что может причащаться и дома. Господь давно дал ей право претворять хлеб и вино в свои тело и кровь. Женщина начала совершать "литургию" самостоятельно, причащаясь на дому.
Закончилось это печально: дама сошла с ума, ее забрали в соответствующее заведение.
Еще одна женщина, находящаяся в духовной прелести, требовала ежедневного причастия. Священник здраво отнесся к ее требованиям и задал вопрос: достойна ли дама приступать столь часто к таинству? Та, разумеется, была "достойна", ибо "не имела грехов", о чем и сообщила батюшке.
Как часто необходимо причащаться? Точный ответ на заданный вопрос может дать только священник, у которого исповедуется человек. Как быть тем, кто не имеет духовного наставника и приступает к таинству исповеди у разных батюшек?
Минимум, согласно которому необходимо причащаться, составляет 5 раз в год. В каждый пост по одному разу и в собственный день именин. Всего четыре длительных поста, соответственно столько же раз человек приступает к таинству причастия.
Кто-то причащается раз в месяц, иные - два раза. Есть люди, приступающие к причастию раз в неделю, но они являются прихожанами какого-либо храма, а не редкими его посетителями.
Как бороться с прелестью
Можно ли избавиться от духовной прелести самостоятельно? Нет, человек не в силах бороться к нечистыми духами без помощи Божьей. Необходимо прибегать к Спасителю и оружию, оставленному им для духовной борьбы.
- Молитва и пост отгоняют род лукавый. Разумеется, что молитва должна быть трезвенной, под руководством опытного священника. Начнет неофит самостоятельно устанавливать себе молитвенные правила, класть многочисленные поклоны и вычитывать огромное количество акафистов, так еще больше впадет в состояние прелести. То же касается и поста, во всем должны быть мера и опытное руководство.
- Посещение церковных служб, обязательное участие в таинствах исповеди и причастия, а Великим постом - соборования. Как часто причащаться, написано выше. Что касается исповеди, то совет может быть один - чем чаще, тем лучше для души.
- Трезвенная жизнь, строгое наблюдение за собой. Все мы ленивы, склонны к расслаблению и праздности. Последняя является матерью всех пороков, ее необходимо избегать, находить себе занятие. Это не значит, что отдыха быть вовсе не должно, но заменять им труд нельзя.
О жалости к себе и унынии
Не жалейте себя - эти слова произносят многие священники, давая напутствие мирянину. Люди склонны заниматься тем, что жалеют себя, рассматривают свою жизнь с самой негативной точки зрения. Отсюда рождается уныние, человек ничего не хочет. Какой там храм, исповедь и причастие? Христианин лежит на диване с потухшим взором, у него возникает апатия и равнодушие ко всему. Нечистые духи рады, кружатся вокруг страдальца и подсовывают ему грустные мысли. Поддаваться унынию - последнее дело для христианина.
Заключение
О том, что такое признаки духовной прелести, в материале подробно описано. Чтобы избежать этого состояния, не стоит подвизаться без благословения духовного наставника. Силы наши маленькие, куда там до подвигов и борьбы с бесами. Поднимут, прихлопнут и мокрого пятна не оставят от гордого подвижника, если Господь им позволит.