Святослав Рыбас: биография, творчество, награды
Следует признать, что Святослав Рыбас – писатель, занимающий проэлитную политическую позицию. Он позиционируется как автор исторических романов. Его литературными оппонентами являются Александр Солженицын, Варлам Шаламов, Фазиль Искандер, Захар Прилепин.
В творчестве Рыбаса метод позитивизма вытеснил инструментальный взгляд на историю. Последний заключается в том, что прошлое мотивировано обязывают работать на настоящее. В случае же недостаточных аргументов история редактируется, в ней затушевываются злодейства, а факты подбираются однобоко, под выдвигаемую концепцию.
Понимание будущего российского общества писателем жестко сводится к имперской традиции, и, соответственно, в ее рамках он излагает свой взгляд на него. Автора захватывает масштаб деяний лиц с безграничной властью, однако, при этом он лишь формально обращает внимание на сугубо человеческие аспекты бытия. Героями самых значительных книг Святослава Юрьевича являются известные российские политические деятели, которых он откровенно идеализирует, романы о коих опубликованы в серии «Жизнь замечательных людей».
О предсказуемости
Произведения героя данной статьи являются свидетельством современного кризиса русской литературы. Писатели становятся публицистами. Владея художественным словом, умея работать с документами, Святослав Юрьевич Рыбас в своем творчестве, к сожалению, предсказуем. Он всегда и неотступно работал и работает в рамках главенствующей в обществе идеологии. Проводя аналогию с «Волчьей охотой» Владимира Высоцкого, он - тот автор, кто никогда не шагнет за флажки.
Это – не коммунист Шолохов, позволивший своему таланту превозмочь политические привязанности. Герой этой статьи расчетлив, к подбору исторических сюжетов относится мотивировано, создавая идолов для соотечественников.
Основная идея творчества
С чего начать излагать биографию писателя, основная идея творчества которого – это консолидация общества вокруг элиты на всех этапах истории?
Святослав Юрьевич Рыбас пишет отнюдь не о народе, он и не стремится докопаться до глубин души страждущих, как это делал Достоевский. Творит автор выдержанные идеологически исторические книги о правителях, о реформаторах в пользу крупного бизнеса, о националистах, о людях, занимающихся макрополитикой.
Биография
Иронией судьбы Рыбас, свершивший попытку создать привлекательный для современного массового читателя образ Сталина, родился 08.05.1946 в Сталинской области (г. Макеевка). Его отец, Юрий Михайлович, как ученый был награжден Сталинской премией за разработку взрывобезопасного освещения для угольных шахт. Как свидетельствует биография Святослава Рыбаса, дед его, Виталии Иванович, был белогвардейцем. Рыбас пишет о нем в книге «Московские против Питерских…».
До того, как найти писательское призвание, Святослав Юрьевич познал шахтерский труд, работал младшим сотрудником в НИИ, а затем – журналистом.
Редактор
В двадцать семь лет Рыбас получил диплом Литературного института. Он четко себе представлял нюансы соответствия текстов идеологическим установкам, чутко улавливал даже легкие намеки на негатив в обществе, всецело признавал презумпцию государственной секретности. Его ценят как мастера политкорректности, о чем говорят должности замглавреда издательства «Молодая гвардия» и «Литературная Россия», куратора редакций народного творчества и музыкальных передач, политический обозреватель Центрального телевидения, которые он занимал.
Начальный этап творчества
В 1974 году повестью «Над нами Донбасс» начал свой поход в литературу журналист Святослав Рыбас. Творчество тогда еще начинающего писателя в советский период характеризуется художественностью и умеренной идеологизацией. Будучи трудоголиком, он действительно много и системно работает. Из-под его пера выходят романы «Стеклянная стена», «Варианты Морозова», сборники повестей и рассказов «На колесах» и «Что вы скажете на прощанье».
Литературный подъем
После развала СССР состоявшийся писатель Рыбас тонко ощутил актуальность темы ренессанса имперской темы, и сосредоточил на ней свои усилия. Его идеалом является вечное государство - империя, безусловно охватывающая в пространстве и времени всех проживающих в нем людей, объединенных идеей о высшей трансцедентальной правде. Причем, всем народом руководит единоличная, сакральная и светская власть.
Начиная с 90-х годов, в творчестве писателя доминируют романы, публикуемые в знаменитой серии книг «Жизнь замечательных людей» издательства «Молодая гвардия». Речь идет о произведениях «Сталин», «Столыпин», «Генерал Кутепов», «Громыко», «Василий Шульгин", "Судьба русского националиста». Книги написаны с явной претензией на абсолютный историзм. Следует отдать должное Святославу Юрьевичу в проработке большой массы документального материала.
Но вряд ли слышит доводы своих соотечественников об их погибших от репрессий родственниках увлеченный своей работой Святослав Рыбас. Сталин, действующий по принципу «цель оправдывает средства», увы, является для него абсолютом.
Аргументация писателя страшна для вдумчивого читателя своей бесчеловечностью, фактическим равнодушием к безвинным жертвам. Примечательно, что в интервью он их формально признает. Однако строя дальнейшие свои рассуждения, неизменно произносит короткое и весьма красноречивое слово «но». После этого начинает сначала осторожно, а затем и вдохновенно воспевать Вождя народов.
Следование руслу идеологии
Так же субъективен и далек от всесторонней исторической оценки взгляд Рыбаса относительно фигуры реформатора Столыпина.
Манипулируя статистикой, писатель продвигает идею прославления провластного реформатора. Он, игнорируя альтернативные проекты, пытается доказать прогрессивность идей Петра Аркадьевича. Между тем, более эффективную сельскохозяйственную политику предлагал современник реформатора, профессор Чаянов, освистанный и игнорируемый соотечественниками. Проект Столыпина угас с его смертью. Проект Чаянова, основанный на кооперации, спустя 70 лет поднял сельхозэкономику половины стран Латинской Америки.
Примечательно, что на сцене одного из столичных театров прошла премьера пьесы этого же автора «Заговор верхов или тотальный переворот» (другое название «Государственный переворот»). Что же можно сказать об очередной, абсурдной по своей сути, исторической подтасовке – заговору российской элиты против Николая II? Согласно творческой концепции Рыбаса-драматурга, заговор против императора сотворили в 1916 г. высокопоставленные лица, а воспользовалась им «третья сторона», коей выступили большевики. Возникает вопрос, как же достойно прокомментировать такой логический конфуз?
Награды
Многие талантливые люди государства не были удостоены каких-либо знаков отличия. Можно вспомнить, хотя бы, абсолютно гениального Владимира Высоцкого или советского театрального критика Наталью Крымову, которая всю свою творческую жизнь противостояла высоким профессионализмом официозу. Правда, она была удостоена одной премии, и то случайно.
На этот счет повезло Святославу Рыбасу. Награды его не ограничиваются премиями (Н. Островского, А. Невского, А. Дельвига, Н. Карамзина). Писатель награжден российскими орденами «Святая Анна» 2-й и 3-й степени.
Кроме того, имеет Святослав Рыбас награды и от РПЦ: ордена Сергия Радонежского, Серафима Саровского, Даниила Московского. В свое время он председательствовал в Фонде, который имел отношение к восстановлению Храма Христа Спасителя. Как видим, неисповедимы пути Господни, ведь речь идет об авторе, пытающемся обелить Иосифа Сталина, человека, многократно нарушившего Первую Божью заповедь.
Заключение
Обобщая взгляды читателей, оппонирующих герою данной статьи, попытаемся разобраться, кем для них является Святослав Рыбас. Ответ лежит на поверхности: отнюдь не инженером человеческих душ, а скорее – адвокатом Империи. Технически же он есть редактор, ретуширующий историю, лукаво оправдывающий высшей целесообразностью насильственное уничтожение миллионов родственников своих потенциальных читателей.
К слову, этот прием – заставить историю служить сакрализации власти, отнюдь не является новым. Он практиковался еще в Средневековье. В ход шли и подлог, и обман. В частности, итальянским гуманистом Лоренцо Валла было доказано, что документ, которым император Константин передал власть римским папам, «Константинов Дар», является фальшивкой. Время все ставит на свои места. В дальнейшем настоящим разрушителем средневековых мифов о богоданной власти выступил Рене Декарт.
Однако вернемся к герою статьи, пытающемуся своими сочинениями возвратить свой народ в Средневековье. Святослав Рыбас, к сожалению, в этом не одинок. Сегодня есть целый ряд писателей, практикующих инструментальный подход к истории, плодотворно работающих в сфере так называемого «исторического бизнеса».
Хочется надеяться, что в скором будущем российская литературная критика создаст своих любителей докопаться до истины. Что она, наконец, пробудится от сна и даст надлежащую оценку литературе, подыгрывающей политике. Все же такое творчество должно открывать правду и служить своему народу.