Послание к Колоссянам: толкование и особенности
Послание к Колоссянам – это труд, предназначенный для жителей Колосс – большого и богатого фригийского города. Рассмотрим особенности создания и содержание этого религиозного произведения. Какую информацию хотел донести Павел людям, узнаем из статьи.
О колоссянах
Колоссы в древности назывались Хонами. Их соседями были города Иераполь и Лаодикия. Их жители веровали в Создателя благодаря апостолу Павлу и его ученикам. Начиная с Епафраса, Филимона, его семейства, происходило распространение святой веры на горожан и жителей окрестностей.
Первые ученики
Торговые отношения между Колоссами и Ефесом способствовали формированию сходных взглядов населения этих городов на вопросы веры. Ученик Павла Филимон проповедовал евангельские истины в этих городах.
В этой деятельности Филимона поддерживала семья, которая разделяла его воззрения. Поэтому Павел называет Филимона своим приспешником. А его сын Архипп именуется совоинственником. (См.: Флм. 1, 2).
Предпосылки для написания обращения
Послание к Колоссянам адресовано не только жителям этого города, но и соседям. Но в то время вере угрожали лжеучения. И возникла необходимость обратиться к людям с проповедью. Второй ученик Епафрас ощутил бессилие, когда пытался оградить горожан от ложных религиозных взглядов. И попросил поддержки у апостола Павла.
Смысл послания
Опасность, которая нависла над верованиями народа, сподвигла апостола к написанию послания. В нем он подвергает критике разнообразные лжеучения, вносящие смятение в разум верующих людей. Таково толкование послания к Колоссянам. Павел говорит:
Да никто же вас прельстит в словопрении, вкрадчивыми словами (см.: Кол. 2, 4).
Апостол критикует лжеучительство, прикрывающееся ложью. Также он не приемлет «краснословия» и «хитрословия». Он пишет:
Блюдшиеся, да никто же вас будет прельщая философиею и тщетною лестию, по преданию человеческому, по стихиям мира, а не по Христе (см.: Кол. 2, 8).
Обзор комментариев
В комментариях к посланию Колоссянам указывается, что Павел был не согласен с философствованиями отступников, таких как каббалисты, теософы, теургики. Он критиковал и таких людей, как звездочеты, волхвы и духовызыватели, которые подобны нынешним спиритам.
Он указывает, что не осуждает людей за выбор еды и пищи, но не разделяет их мнения относительно праздников, которые отмечают приверженцы ложных учений.
Послание к Колоссянам содержит основы учения о тех, кто является посредниками между Создателем и другими силами. Постепенно эти мысли легли в основу целой системы взглядов.
Никто же вас да прельщает изволенным ему смиренномудрием и службою Ангелов... дмяся от ума плоти своея, а не держа главы (см.: Кол. 2, 18 — 19).
Удовлетворяя свои религиозные потребности, отступники используют спорные методы в качестве средства для общения с Богом. Но считают при этом Создателем другого человека.
Павел указывает, что нельзя искажать смысл Христова учения в подкрадывавшемся к колоссянам лжеучении. Он считает такие происки смесью их иудейства и суеверий, идущих с востока. А также и говорит, что вредит эллинское язычество, которое местами соприкасается с христианской религией. Но оно не всегда несет им пользу, ставя Христовую веру в опасность.
Важные мысли
На то время, в которое создавалось послание, еще не случилось формирование этого лжеучения в систему. Но уже тогда было ясно обнаружено, что христианская истина пребывает в опасности по причине отступнических взглядов.
Павел говорит, что нельзя считать Богом никого, кроме Христа. А лжеучение приветствует обращение не к Создателю, а к его ангелам. Что совершенно недопустимо.
О происках отступников можно узнать из обращения Феофилакта, который пишет:
К колоссянам стало проникать какое-то нечестивое учение, в коем полагалось, что не чрез Сына Божия, а чрез Ангелов имеем мы приведение к Богу.
Указывается, что такая трактовка способствует развращению простой веры колоссян. Ее засоряют философские мудрования, требующие поклоняться не Создателю, а мирским стихиям, как будто управляющим жизнью человеческой.
Поэтому послание к Колоссянам апостола Павла является предостережением для верующих людей не допускать прельщения и следовать истине.
Где и когда писалось послание?
До настоящего времени остается открытым вопрос о времени и месте написания послания. Некоторые исследователи считают, что апостол писал его, посещая Рим. Другие утверждают, что это была Кесария. Но мнение большинства склоняется к первому варианту.
Также Павел писал послания, обращаясь к Филиппийцам и Филимону. Еще исследователи говорят о сходстве послания к Колоссянам с посланием к Ефесянам. Выводы об этом можно сделать, исходя из того, что в этих трудах общий предмет изучения.
Подведем итоги
Послание апостола Павла преследует важную цель. Он пытается донести до населения мысль о недопустимости следования сомнительным лжеучениям. Это вносит смуту в умы людей, приводит к расколу в религии. Именно этому человеку удалось научить жителей города светлой вере в Создателя.
Исследователи до сих пор не могут точно установить время и место написания этого послания. Помимо обращения к жителям Колосса, апостол Павел писал Ефесянам и Филиппийцам. Он был ревностным хранителем той истины, что помощь и поддержку надо искать непосредственно у Творца. Ангелы же выполняют второстепенную роль. Равно как и силы природы, которым поклоняются язычники.