Как составляется программа воспитательной работы в школе
Программа воспитательной работы необходима для работы как отдельного педагога, так и всей общеобразовательной организации. Она позволяет государственной образовательной организации реализовывать в полном объеме требования, предъявляемые к школам со стороны государства в рамках ФГОС.
Нормативно-правовая база
Составляется программа на основе следующих локально-правовых документов:
-
закона РФ «Об основных гарантиях прав ребенка»;
-
Конвенции о правах ребенка;
-
устава образовательной организации;
-
локальных актов ОУ;
-
закона «Об образовании Российской Федерации».
В структуре программы воспитательной работы по ФГОС предполагается указание цели и выделение задач. Она должна быть направлена на развитие гражданина и патриота, который сможет успешно адаптироваться в социуме.
Программа воспитательной работы касается внеурочной деятельности детей, влияния дополнительного образования на развитие личности. Она создается на базе традиций и опыта, накопленного школой.
Цель разработки
Программа воспитательной работы предполагает создание оптимальных условий для самовоспитания и самореализации школьников, конструктивного взаимодействия с окружающей средой и социумом.
Она предполагает комплекс подпрограмм по разным направлениям воспитательной деятельности, которые нацелены на выполнение определенных задач и средств для их реализации.
Основные задачи:
-
создать условия для формирования и развития интеллектуальных возможностей школьников воспитательными средствами;
-
развить способности школьников в разных видах досуговой деятельности;
-
формировать у подрастающего поколения понимание значимости здоровья;
-
воспитывать нравственность, истинную любовь к своей стране, Родине.
Ориентиры внеурочной деятельности
Программа воспитательной работы базируется на следующих принципах:
-
гуманистического воспитания;
-
личностно-ориентированного подхода
Так как ребенок развивается в социуме, помимо учебно-познавательной деятельности необходимо дать ему возможность свободно общаться.
В качестве основ содержания воспитательного процесса выступают национальные и общечеловеческие ценности, основные идеи воспитательной деятельности.
В качестве эффективного средства воспитания в настоящее время рассматривается ученическое самоуправление.
Грамотно составленная программа воспитательной работы в классе — это гарантия развития духовно богатого, высоко нравственного молодого человека, который легко адаптируется к процессам, протекающим в современном обществе. Воспитание должно помогать ребенку выявлять и развивать физические и духовные силы и способности, выстраивать для каждого школьника индивидуальную развивающую траекторию. Среди средств, которые педагог использует в своей работе, можно отметить игру, проектную, исследовательскую деятельность.
Подведем итоги
В настоящее время образовательные учреждения по требованиям ФГОС занимаются не только образовательной деятельностью. Особое внимание уделяется развитию личности каждого ребенка в рамках внеурочной деятельности.
Каждый классный руководитель составляет собственную воспитательную программу, ориентируясь на общий план работы образовательной организации. Мероприятия, включаемые в календарный план, способствуют развитию творческих способностей и инициативности у подрастающего поколения посредством вовлечения их в активную общественную жизнь. Среди форм работы, которые классные руководители для этого используют, самыми распространенными являются: игровые тренинги, беседы, классные часы, викторины, конкурсные программы, КТД, праздники.