Структура правовой нормы
Структура правовых норм являет собой форму их внутреннего содержания. То или другое положение способно выполнять регулирующую функцию в том случае, если обладает способностью реагировать на формирующиеся условия реальной жизни, учитывать общественные свойства этих условий. Кроме того, в положении должна предусматриваться принудительная реализация предписания.
Структура правовой нормы представляет собой модель (типовую схему). В ней связаны все элементы, ее составляющие. Главная особенность, по которой отличается структура правовой нормы от прочих систем, - соответствующее построение юридического, интеллектуально-волевого содержания власти государства. Как показывает практика, развитие предписаний выражается в обособлении положений, которые регламентируют юридические санкции.
Структура правовой нормы являет собой логическую конструкцию. Призвана эта конструкция обеспечивать регулирование взаимоотношений между гражданами. Другими словами, она является специфической моделью вероятного поведения и сформировалась она в процессе развития общества. Структура правовой нормы отражает стремление народа сформировать долговременные средства освоения и познания правовой действительности.
Традиционно установлено, что рассматриваемые положения включают в себя три компонента: санкцию, диспозицию и гипотезу.
Диспозиция отражает содержание и суть правила поведения. Она указывает на обязанности и права, которые охраняет государство.
Гипотеза свидетельствует о конкретных жизненных обстоятельствах, в рамках которых та или другая норма вступает в действие.
На поощрительные либо карательные меры указывает санкция. Таким образом, отражаются негативные либо позитивные последствия, которые наступают при соблюдении либо, наоборот, нарушении правил, обозначенных в диспозиции.
В некоторых случаях статья закона формулирует часть нормы. Остальные же части могут быть отражены в прочих статьях или актах. В этом случае необходимо отличать понятие статьи закона от предписания. Такое разделение определений весьма очевидно. Это связано с тем, что в одной статье может содержаться несколько предписаний. Так, например, структура уголовно-правовой нормы может содержать санкцию, обслуживающую акты прочих юридических отраслей.
Вместе с этим конструкция предписания представляет собой объективированный результат выражения конкретного социального отношения. Общественное отношение, которое подлежит оформлению, предъявляет объективное требование о логическом соответствии структуры нормы ее внутреннему строению, что, в свою очередь, предопределяет количество элементов и характер связи между ними. Детерминирующее воздействие на конструкцию оказывает вид, тип, род, а также сторона общественного отношения. При этом необходимо учитывать определенную сложность существующих логических связей, которые формируются между субъектами в рамках отношений, количественные характеристики объектов и субъектов, повторяемость и распространенность взаимоотношений в обществе, а также вероятный уровень обобщения.
С некоторой условностью можно говорить о том, что в каждой правовой норме присутствует столько логических компонентов, сколько этого требует то или другое социальное взаимодействие. Так, в структуре имущественных отношений, кроме указанных выше трех элементов, присутствует степень поощрения, указание на каждого участвующего субъекта. Для большинства уголовных отношений характерна двучленная конструкция предписания. А, например, для политических, массовых отношений, которые требуют конституционного оформления, часто достаточно констатации в праве их наличия.