Таинственный профессор Эдмонд Уэллс
Когда нашему воображению нет места в повседневной жизни, мы видим сны. Когда и во сне существуем в тисках рациональности, мы видим сны во сне. Если писателю тесны рамки его произведения и есть, что еще сказать "по поводу", рождается книга в книге - самостоятельный художественный организм, автономное существование которого весьма условно. Это пришелец в нашем литературном мире, органически живущий только в коконе своего мира-романа.
Кто вы, мистер Уэллс?
"Энциклопедия относительного и абсолютного знания" Эдмонда Уэллса создавалась внутри вселенной романов Бернарда Вербера. Упоминания и ссылки на нее имеются во многих произведениях современного писателя-философа. Собрав вместе и обработав опубликованные ранее в разных романах факты, дополнив их новыми, Вербер издал свою единственную нехудожественную книгу.
Авторство он отдал вымышленному персонажу Эдмонду Уэллсу не случайно. Таким образом подчеркивалась обособленность созданной реальности от действительно существующей. Миры Вербера, как любая развитая цивилизация, имеют собственную литературу и науку. Возможно, прототипом придуманного автора был дед писателя, чья привычка сохранять интересные факты в особой тетради передалась и Бернарду.
На страницах романов Вербера Эдмонд Уэллс появляется не только как автор цитируемой героями книги, но и как активно действующий персонаж, причем в разных образах. В "Империи ангелов" он ангел-наставник. В романе "Мы, боги" - бог-ученик. А в "Дыхании богов" - уже дельфин. Можно смело назвать автора Энциклопедии не только мудрецом, но и большим оригиналом.
Стоит ли всему верить
"Энциклопедия относительного и абсолютного знания" Эдмонда Уэллса не претендует на статус фундаментального научного труда. Это забавный сборник научных фактов, не всегда имеющих доказательную базу.
Несколько примеров:
- Факт удаления голосовых связок у сингапурских собак, к счастью, не подтверждается в действительности.
- Antochorides scolopelliens. Несуществующий вид кровососущих насекомых, но как подробно и увлекательно описаны особенности их жизни!
- Стратегия сотрудничества в теории игр изложена с искажениями и неточностями.
Необычные события и умозаключения в статьях приправлены изрядной долей вымысла:
- Яичница. Принципы энтропии на примере приготовления этого блюда. Такое объяснение будет понятно и интересно многим.
- Алхимия. Связь ее с Солнечной системой и типами людских характеров. Изящная зарисовка, которая заставит задуматься каждого о своем.
- Парадоксальная просьба. Можно взять на вооружение как метод воспитания или манипуляции. А неожиданные исторические параллели придают данной статье глубину мировоззрения.
При этом сам Вербер как создатель не претендует на роль учителя и признает поверхностность своих открытий. Основная задача фактов, отобранных для Энциклопедии, - "заставлять искриться нейроны".
Легко читаемая книга Эдмонда Уэллса отлично с этим справляется.
Кто о чем
У книги Эдмонда Уэллса "Энциклопедия относительного и абсолютного знания" отзывов немало. Анализируя их, можно прийти к выводу, что опыт работы в научно-популярной журналистике не прошел для Б. Вербера даром. Почитатели его творчества явно привыкли к рубрикам "это интересно" и просматривают их регулярно, как новостные сайты. Именно они пишут отзывы: "интересно", "неожиданно", "заставляет задуматься", "читали всем отделом" и "обязательно дам прочитать сыну". В таких рецензиях подчеркиваются легкость изложения и нестандартные формы подачи материала.
Постнаучная фантастика, множество околонаучной терминологии и авторские размышления у профессионалов вызывают снисходительную улыбку или раздражение. Рецензенты оспаривают теории и предположения, выдвинутые автором, указывают на неточности и сетуют на "ложное глубокомыслие".
Но именно благодаря доступности и упрощенному изложению Бернарду Веберу в лице Эдмонда Уэллса удается донести до массового потребителя прогрессивные и современные идеи. Стремление автора побудить читателей делать самостоятельные выводы, давая ему пищу для размышлений, лежит в основе его творчества.
Творческий путь Б. Вербера
Регулярно публикуясь с 1991 года, Бернард Вербер не сразу пришел к славе и признанию критиками. Первое издание романа "Муравьи" прошло не замеченным публикой и литературным сообществом. Пытаясь донести свои идеи, Вербер пробует писать в разных жанрах и формах: короткие новеллы, философские романы, детектив, который можно назвать антропологическим.
В новом тысячелетии книги Б. Вербера уже неоднократно занимают лидерские позиции во всевозможных рейтингах и списках бестселлеров. Почти за тридцать лет созданы четыре трилогии, ставшие классикой современной фантастики. Издано более 10 самостоятельных произведений. Роман "С того света", последний на сегодняшний день, вышел в 2017 году.
В основу каждого из них Вербер вкладывает такой закрученный сюжет и крепкую интригу, что читатель прощает все околонаучные ляпы и упрощения.