Муниципальная служба
Термин "муниципальная служба" относительно недавно появился в законодательстве России. Содержание понятия связано напрямую с пониманием и законодательным установлением местного (территориального) самоуправления, системы его органов. Этот вопрос ранее имел отношение к госслужбе, посредством которой раскрывалась и регламентировалась, собственно, государственная и муниципальная служба. Однако в последнее время имеет место разделение правового пути.
Муниципальная служба относится к самостоятельной части профессионального властного публичного аппарата государства. Это, в свою очередь, отражается на характере деятельности лиц, работающих в ней и реализующих ее полномочия. Прохождение муниципальной службы рассматривается в качестве одного из видов оплачиваемой общественно-полезной деятельности. Эта активность предусматривает управление и организацию.
Муниципальная служба является одним из инструментов реализации власти органов территориального (местного) самоуправления.
Термином "municipium" называли в римском государстве провинциальные города. В этих городах свободное население имело полное либо ограниченное право на самоуправление и римское гражданство.
В западных странах это определение использовали при обозначении самоуправляющейся общины. Муниципалитетом называют орган территориального самоуправления и здание, которое он занимает.
В течение определенного периода в России все сотрудники территориальных органов являлись правительственными работниками. Другими словами, местные Советы и исполнительные комитеты являлись органами государственными. Впоследствии местная власть приняла самостоятельную форму реализации народовластия.
Муниципальная служба, обособившись от правительственной, способствовала формированию в России территориального управления в качестве особого уровня власти. Первые законодательные акты, закреплявшие понятие местного самоуправления, отражали общие начала деятельности. При этом в законах не применялось понятие "муниципальная служба". Первоначально работа в указанных органах считалась частью правительственной деятельности. Сотрудники же муниципальной и государственной службы рассматривались равнозначно. В соответствии с таким взглядом и определялась суть должности. Таким образом, муниципальный служащий был государственным сотрудником, который работал в органе территориального самоуправления.
В Конституции представлены положения, закрепляющие и обеспечивающие самостоятельность рассматриваемой ветви власти. Таким образом, согласно Закону территориальные органы не включаются в состав системы органов госвласти. Данная норма в комплексе с рядом прочих положений и предписаний легла в основу образовавшейся конструкции местного самоуправления. Эта модель обладает существенными отличиями от закрепленной ранее Законом РСФСР. Таким образом, в России были заложены нормативно-правовые основы для образования нового типа служебной деятельности – муниципальной службы.
Конституция также устанавливает и определенные признаки рассматриваемой деятельности. Таким образом, разграничивается муниципальная и государственная служба.
Вторая представляет собой профессиональную деятельность граждан России, которая предусматривает обеспечение исполнения определенных полномочий: федеральных органов госвласти, субъектов РФ, Российской Федерации, лиц, которые замещают должности, установленные Конституцией, и прочих. Муниципальную службу рассматривают в качестве профессиональной деятельности, выполняемой на постоянной основе по исполнению полномочий в органах территориального самоуправления.