Мигает "чек" и троит двигатель: диагностика, поиск причины и ремонт

Автомобиль представляет собой комплекс сложнейших узлов и механизмов. Как бы ни совершенствовали автоконцерны технологию производства и ни увеличивали надежность, от внезапных поломок никто не застрахован. Это касается всех автолюбителей. С такой неисправностью, как троение двигателя, может столкнуться как владелец дорогой иномарки, так и поддержанного ВАЗа. Что же, рассмотрим, почему на автомобиле мигает "чек" и троит двигатель.

Что такое троение двигателя?

Для начала разберемся с определением данного понятия. Этот термин появился благодаря 4-цилиндровой конструкции двигателя, где при выходе из строя одного из цилиндров оставались только три работающих поршня. Однако троение применимо не только к ДВС с четырьмя цилиндрами. Сейчас это понятие применяются ко всем двигателям внутреннего сгорания – шестицилиндровым и даже двенадцатицилиндровым.

Признаки

Как узнать, что двигатель троит? При такой неисправности не всегда мигает "чек" двигателя. Поэтому важно знать и сторонние признаки, которые могут указать на проблему:

  • Повышенная вибрация двигателя. Она существенно заметна на низких и холостых оборотах.
  • Изменение цвета свечи зажигания. После изъятия ее головка будет темной. Так как не происходит воспламенения смеси, свеча покрывается нагаром и копотью.
  • Увеличение расхода топлива. Этот признак связан с предыдущим. Так как смесь не воспламеняется, она попросту уходит в выхлопную трубу.
  • Потеря мощности двигателя. Так как двигатель работает на трех цилиндрах, ему не хватает энергии для воспроизведения нужного крутящего момента.
  • Звук выхлопа. Он будет нестабильным.
  • Появление черного либо густого белого дыма из выхлопной трубы.
  • Прерывистые толчки при разгоне и при равномерном движении. Также данный признак сигнализирует о пропусках зажигания. Ошибка эта часто связана с системой зажигания.

Стоит внимательно прислушаться к характеру работы двигателя. Если троение усиливается на средних и высоких оборотах, можно предположить, что в двигателе неправильно работают клапаны. Одна из простых причин – это увеличенный зазор клапанов.

В любом случае при обнаружении одного или нескольких из вышеперечисленных признаков стоит принять меры по устранению неисправности.

Причины троения

Если на автомобиле ВАЗ мигает "чек" и троит двигатель, это может говорить о следующих проблемах:

  • Наличие подсоса воздуха в тормозной системе (возможны проблемы с вакуумным усилителем).
  • Сбои в регулировке угла опережения зажигания.
  • Неисправность свечей зажигания.
  • Нарушение целостности высоковольтного провода.
  • Неисправность катушки зажигания.
  • Засор воздушного фильтра (двигателю банально не хватает кислорода).
  • Нарушение регулировок карбюратора (касается старых авто).
  • Сбои в регулировке газораспределительного механизма.

Среди более серьезных проблем, из-за которых мигает "чек" и троит двигатель, можно выделить:

  • Износ впускного или выпускного клапана. Это может быть прогар либо механическая деформация тарелки.
  • Нарушение герметичности впускного коллектора.
  • Износ маслосъемных колпачков (в таком случае двигатель потребляет порядка одного литра масла на тысячу километров).

Определяем неисправный цилиндр

Из-за какого цилиндра мигает "чек" и троит двигатель? Диагностика покажет результат. Выполнить данную операцию можно своими руками:

  • Поочередно отключать наконечники бронепроводов от каждой свечи. Желательно это делать в резиновых рукавицах, дабы исключить удар током.
  • Фиксировать, насколько изменился характер работы двигателя. Если мотор работает еще тяжелее, значит, цилиндр исправен. Если после извлечения провода двигатель действует, как и ранее, соответственно, данный цилиндр неисправен.

Обратите внимание, что при отключении провода не нужно браться за колпачок. Следует браться за провод, но аккуратно. Силой его нельзя тянуть, иначе провод можно повредить.

Еще один способ проверки – это компьютерная диагностика. В таком случае подключаемся диагностическим оборудованием к разъему ODB II и включаем зажигание. Дальше компьютер будет считывать все ошибки. Если это автомобиль «Тойота», то о пропусках зажигания в третьем цилиндре будет свидетельствовать ошибка p0303.

Что далее?

Начинать нужно с малого. После того как обнаружен неработающий цилиндр, следует осмотреть свечу зажигания. Подробнее об этом - далее.

Как проверить свечи?

Для этого нам понадобится специальный свечной ключ. Все работы выполняются на остывшем двигателе. На многих автомобилях доступ к свечам не ограничен. Но на некоторых моделях (например, «Ниссан Кашкай») для этого предварительно нужно снять не только декоративную крышку, но и впускной пластиковый коллектор, а также дроссельную заслонку. При демонтаже этих узлов следует запастись новыми прокладками.

Вынув свечу, стоит осмотреть ее состояние. Она не должна иметь какой-либо налет. Также нужно проверить специальным щупом зазор. Для каждого автомобиля он индивидуален, но зачастую составляет 0,8 миллиметра.

Если зазор слишком большой, искра просто не сможет образоваться, из-за чего мигает "чек" и троит двигатель. Если на свече большой зазор, это можно запросто исправить. Для этого достаточно загнуть слегка электрод, а далее проверить расстояние тем же щупом. Если свеча имеет нагар, ее можно очистить. Также можно заменить ее на заведомо новую. В таком случае мы точно узнаем, в чем проблема – в свечах либо в чем-то другом.

Высоковольтные провода

Что делать, если после замены свечи мигает "чек" и троит двигатель снова? В такой ситуации можно предположить, что причина заключается в высоковольтном проводе. Его можно проверить двумя способами:

  • Визуально. Достаем наш провод и смотрим на его целостность. Высоковольтный элемент не должен содержать трещин, надрезов или потертостей. Любой из этих симптомов может спровоцировать пробой провода, из-за чего катушка не сможет передать искру даже на заведомо исправную свечу. Также можно проверить провод другим образом. В темное время суток нужно наблюдать за его работой. Если видны «сверчки», это говорит о том, что имеется сильный пробой изоляции.
  • С помощью мультиметра. Это более точный способ диагностики. Чтобы измерить сопротивление высоковольтного провода, мультиметр переводится в режим омметра. Затем с помощью щупов нужно прикоснуться к обеим сторонам провода. Далее прибор покажет информацию. Сопротивление ВВ-проводов должно составлять не более 10 кОм. Если показатель больше нормы, это говорит о наличии пробоя.

В идеале высоковольтные провода нужно менять комплектом.

Проблемы с топливной и другими системами

Гореть "чек" может также и по причине неисправности топливной системы. Двигатель при этом тоже будет троить. Частая ситуация – недостаточное количество топлива, которое подается в цилиндр. Это может говорить о загрязнении форсунок. Но также троение возникает и по иным причинам. Это:

  • Грязный топливный фильтр.
  • Проблемы с топливным насосом.
  • Неисправность датчика расхода воздуха.
  • Износ дроссельной заслонки.

Рекомендуется проверить уровень компрессии. Если при этом в цилиндре низкая компрессия (отличается от соседних цилиндров на 2 и более единицы), это может говорить о серьезных механических неисправностях, таких как:

  • Прогар поршней.
  • Износ поршневых колец.

В данной ситуации устранить поломку своими руками уже не получится. Требуется разбор двигателя и сложный ремонт.

Если автомобиль с ГБО

Очень часто на автомобилях с газобаллонным оборудованием присутствует подобная проблема. Почему троит двигатель и мигает "чек"? На это есть несколько причин:

  • Забитый газовый фильтр. Какого бы поколения ни было ГБО, в нем обязательно присутствует газовый фильтр. Это элемент небольших размеров, который обычно устанавливается рядом с редуктором-испарителем. В среднем ресурс фильтра составляет 20-30 тысяч километров. Но если вы заправились некачественным топливом, этот срок может наступить и раньше. Как правило, фильтр забивается графитовой стружкой, которая не дает газу возможность пройти далее через мембраны редуктора. Заменить очистительный элемент можно самому. Для этого нужно предварительно перекрыть кран на баке, запустить двигатель и выработать остатки газа из магистрали. Затем открутить шестигранником крышку и заменить фильтр. Также стоит установить новую прокладку. По завершении работ не забудьте вновь открутить вентиль подачи газа на топливном баке. Сперва двигатель сложно заведется, но затем работа его стабилизируется (так как топливу нужно время, чтобы попасть в редуктор).
  • Сбой в работе газовых форсунок. Проблема актуальна на ГБО четвертого поколения. При этом увеличивается расход газа, появляется детонация и троение. Как устранить данную проблему? Как правило, проблема устраняется путем промывки и калибровки форсунок. Однако, в отличие от предыдущего случая, сделать эти работы самостоятельно будет сложно. Здесь лучше обратиться за помощью к специалистам.

Остальные проблемы могут быть связаны с системой зажигания, но эти неисправности ничем не отличаются от простых бензиновых автомобилей, без ГБО. Если троит мотор из-за проводов или свечей, действовать нужно так же, как было описано выше.

Кислородный датчик

Сейчас все автомобили оснащены катализаторами. Для правильной работы катализатора необходим лямбда-зонд. Это специальный датчик, считывающий остаток кислорода, на основании данных которого корректируется смесь и зажигание.

При неисправности лямбда-зонда автомобиль может потреблять больше топлива, чем ему положено. Также при этом на панели горит "чек". Однако троения двигатель может не быть. Как решить данную проблему? Так как новый катализатор очень дорогой, многие попросту выбивают его "начинку" и ставят вместо кислородного датчика обманку. Так ЭБУ будет считать, что система работает правильно, а "чек" больше не будет гореть на панели.

Подводим итоги

Итак, мы рассмотрели, почему мигает "чек" на автомобиле и при этом троит двигатель. Наиболее частые причины поломок – это неисправная свеча либо пробой обмотки высоковольтного провода. Проверить это можно своими руками, даже без диагностического оборудования (хотя, чтобы сэкономить время, лучше воспользоваться им и просто считать коды ошибок). Заменить свечу или провод сможет каждый. Для этого не нужно иметь специальные инструменты. Однако, если горит "чек" по причине прогара клапанов или износа колец, на что покажет замер компрессии, в данной ситуации помочь сможет только профессиональный моторист.

Комментарии