Государственное регулирование внешней торговли: новые грани

Государственное регулирование внешней торговли - важнейший инструмент экономической политики любой страны. Какие новые подходы появляются сегодня в этой сфере? Давайте разберемся.

Сущность государственного регулирования внешней торговли

Государственное регулирование внешней торговли - это комплекс мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, осуществляемых уполномоченными государственными органами, направленных на упорядочение внешнеторговой деятельности в соответствии с принятой внешнеторговой политикой.

Основными целями государственного регулирования внешней торговли являются:

  • Стимулирование экономического роста страны
  • Поддержка национальных производителей и повышение конкурентоспособности экономики
  • Обеспечение экономической безопасности
  • Стабилизация платежного баланса
  • Получение валютных поступлений в бюджет

Основные методы государственного регулирования внешней торговли делятся на две большие группы:

  1. Тарифные методы (таможенно-тарифное регулирование)
  2. Нетарифные методы (количественные ограничения, лицензирование, технические барьеры и др.)

Подходы к государственному регулированию внешней торговли менялись на протяжении истории. В XVIII-XIX веках доминировала модель протекционизма и высоких тарифных барьеров. В XX веке постепенно происходила либерализация торговли, особенно после создания ВТО. Однако в последнее время вновь усиливаются протекционистские тенденции.

Тенденции развития государственного регулирования внешней торговли в современном мире

В современном мире можно выделить несколько ключевых тенденций в сфере государственного регулирования внешней торговли:

  • Либерализация торговли в рамках ВТО
  • Рост числа региональных торговых соглашений (ТТП, ТТИП, ЕАЭС и др.)
  • Ужесточение нетарифных методов регулирования
  • Усиление протекционизма в политике отдельных стран

ВТО является главным международным институтом, определяющим "правила игры" в мировой торговле. Членство в ВТО предполагает постепенное снижение тарифных барьеров и открытие рынков для иностранных конкурентов.

С момента создания ВТО в 1995 г. средняя ставка таможенных пошлин в мире снизилась с 40% до 5%.

Помимо ВТО, все большее значение приобретают региональные торговые соглашения между отдельными странами или группами стран. Наиболее крупные из них - Транстихоокеанское партнерство (ТТП), Трансатлантическое торговое и инвестиционное партнерство (ТТИП), Евразийский экономический союз (ЕАЭС). Эти соглашения позволяют странам-участницам получить дополнительные торговые преференции на выгодных для себя условиях.

При снижении тарифов все большее распространение получают нетарифные методы регулирования - технические барьеры, санитарные и фитосанитарные нормы, которые фактически ограничивают доступ иностранных товаров на национальные рынки.

Наконец, в последние годы усиливаются протекционистские тенденции в политике таких крупных экономик, как США, Китай, Индия. Эти страны активно используют как тарифные, так и нетарифные инструменты для защиты своих производителей и передела мировых рынков в свою пользу.

Особенности государственного регулирования внешней торговли в России

В России государственное регулирование внешней торговли имеет ряд особенностей.

В 1990-е годы произошла либерализация внешней торговли: были отменены экспортные пошлины, снижены импортные пошлины, упрощены процедуры экспорта и импорта. Однако в 2000-е годы вновь усилилось государственное регулирование в целях защиты национальных производителей и переориентации экономики на экспорт сырьевых ресурсов.

Основы правового регулирования внешней торговли в России заложены в ФЗ No 164 «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности». Госрегулирование осуществляется с помощью таможенно-тарифного и нетарифного регулирования.

Важнейшим инструментом тарифного регулирования является Единый таможенный тариф ЕАЭС, устанавливающий ставки ввозных и вывозных таможенных пошлин. Для защиты национальных производителей применяются повышенные ставки ввозных пошлин на отдельные виды продукции.

Из нетарифных инструментов в России часто используются специальные защитные, антидемпинговые и компенсационные пошлины, техническое регулирование, санитарный, ветеринарный и карантинный контроль.

С 2012 года Россия является членом ВТО. Это накладывает ряд ограничений на проведение протекционистской политики, однако не препятствует использованию скрытых методов поддержки национальных производителей.

Перспективные направления совершенствования государственного регулирования внешней торговли

С учетом текущих тенденций можно выделить несколько перспективных направлений совершенствования государственного регулирования внешней торговли в России:

  • Дальнейшее снижение тарифных барьеров с целью повышения конкурентоспособности отечественных компаний
  • Активная поддержка и продвижение экспорта услуг как перспективного направления
  • Совершенствование таможенного администрирования, внедрение современных цифровых технологий
  • Целевая поддержка экспорта продукции с высокой добавленной стоимостью
  • Расширение участия в региональных торговых соглашениях

Снижение импортных пошлин позволит российским компаниям получить доступ к современным технологиям и оборудованию по более низким ценам. Это будет стимулировать модернизацию производства и повышение его эффективности.

Особое внимание следует уделить поддержке экспорта услуг – сферы, где у России есть значительный незадействованный потенциал. Прежде всего, это касается IT-сектора, инжиниринга, туризма.

Модернизация таможенных процедур, внедрение электронного декларирования и предварительного информирования позволят упростить и ускорить перемещение грузов через границу, снизить издержки бизнеса.

Необходима адресная поддержка экспортеров в высокотехнологичных отраслях – авиастроении, электронике, фармацевтике. Это позволит нарастить экспортный потенциал в сферах, определяющих развитие мировой экономики в XXI веке.

Наконец, важно активнее интегрироваться в региональные торговые соглашения, что обеспечит российским компаниям преференциальный доступ на перспективные развивающиеся рынки.

Риски избыточного государственного регулирования внешней торговли и пути их минимизации

При всей важности государственного регулирования внешней торговли, избыточное вмешательство государства в эту сферу несет ряд рисков:

  • Снижение конкурентоспособности национальной экономики из-за высоких торговых барьеров
  • Рост издержек бизнеса, связанных с прохождением бюрократических процедур
  • Распространение коррупции при распределении квот, выдаче лицензий и т.д.

Для минимизации этих рисков необходимо придерживаться следующих принципов:

  1. Постепенное снижение тарифов при одновременном повышении качества госуслуг
  2. Максимальное упрощение процедур для добросовестных участников ВЭД
  3. Широкое внедрение цифровых технологий для повышения прозрачности процессов
  4. Жесткий контроль за исполнением законодательства, наказание за нарушения и злоупотребления

Такой подход позволит найти оптимальный баланс государственного регулирования и рыночных механизмов.

Международный опыт эффективного государственного регулирования внешней торговли

Полезно проанализировать успешный международный опыт государственного регулирования внешней торговли.

Ярким примером является Германия, которая активно поддерживает свой экспорт при помощи государственного экспортно-кредитного агентства Euler Hermes. Оно покрывает риски немецких экспортеров, помогает им выйти на новые рынки, финансирует продвижение продукции за рубежом.

Еще один пример – Южная Корея, которая в 1960-80-е годы активно развивала экспортоориентированные отрасли при поддержке государства. Были введены налоговые льготы для экспортеров, осуществлялось субсидирование процентных ставок по кредитам, предоставлялись госгарантии для получения льготного финансирования. Это позволило Южной Корее превратиться из аграрной в индустриальную страну.

Анализируя международный опыт, в России имеет смысл сконцентрировать господдержку на развитии высокотехнологичных отраслей, имеющих экспортный потенциал, чтобы занять ниши на мировом рынке инновационной продукции.

Влияние цифровизации на государственное регулирование внешней торговли

Современные цифровые технологии оказывают растущее влияние на сферу международной торговли и ее государственное регулирование.

Во-первых, бурно развивается электронная торговля, доля которой в общем объеме розничного товарооборота неуклонно растет. Это требует выработки новых подходов к регулированию трансграничной интернет-торговли.

Во-вторых, активно внедряются цифровые технологии в деятельность таможенных органов - электронное декларирование, предварительное информирование, удаленный выпуск товаров, автоматизация контроля. Это повышает скорость и удобство выполнения таможенных операций.

В-третьих, цифровизация порождает новые вызовы в сфере обеспечения кибербезопасности международной торговли – от хакерских атак до контрабанды в Darknet. Необходимы дополнительные меры защиты.

Таким образом, государственным регуляторам необходимо развивать собственную цифровую экспертизу для эффективного регулирования внешней торговли в новых условиях.

Роль государственно-частного партнерства в сфере внешней торговли

Для эффективного развития внешнеторговой деятельности важно наладить тесное взаимодействие государства и бизнеса на принципах государственно-частного партнерства (ГЧП).

ГЧП позволяет объединить ресурсы и компетенции государства и частных компаний. Государство может предоставлять льготное финансирование, гарантии, обеспечивать политическую поддержку. Бизнес вкладывает средства, технологии, ноу-хау.

Примеры проектов ГЧП в сфере поддержки экспорта:

  • Создание специализированного экспортно-кредитного агентства
  • Организация торговых домов за рубежом
  • Продвижение национального бренда и экспортных товаров

ГЧП позволяет объединить усилия государства и бизнеса для продвижения экспорта и экономических интересов страны на внешних рынках.

Переход от сырьевой к высокотехнологичной модели экспорта

Стратегически важно для России осуществить постепенный переход от преимущественно сырьевой к высокотехнологичной модели экспорта. Это потребует комплекса мер государственной политики.

Необходима поддержка НИОКР в приоритетных отраслях через налоговое стимулирование, гранты, госзаказ.

Требуется развитие экспортно ориентированных производств в таких сферах как авиастроение, электроника, новые материалы, биотехнологии. Для этого понадобятся меры прямой финансовой поддержки, налоговые и таможенные преференции.

Необходима подготовка высококвалифицированных инженерных и управленческих кадров, обладающих компетенциями в сфере высоких технологий и международной торговли.

Реализация такой стратегической задачи потребует долгосрочной целенаправленной политики государства по стимулированию и поддержке высокотехнологичного экспорта.

Участие регионов России во внешней торговле

Значительный потенциал развития внешнеторговых связей заложен на уровне регионов России. Для его реализации необходимо:

  • Содействие выходу региональных компаний на внешние рынки
  • Привлечение иностранных инвестиций в регионы
  • Развитие приграничного сотрудничества
  • Поддержка экспорта региональной продукции

Эффективным инструментом являются специальные инвестиционные контракты между регионами и инвесторами. Они предоставляют последним гарантии стабильности условий ведения бизнеса.

Развитие экспортного потенциала регионов должно стать одним из приоритетов региональной экономической политики. Это будет способствовать экономическому росту и повышению благосостояния граждан.

Гармонизация стандартов как инструмент устранения технических барьеров

Одним из распространенных нетарифных методов регулирования внешней торговли является введение обязательных стандартов и технических регламентов. Чтобы минимизировать возникающие при этом барьеры, необходимо активнее использовать инструмент гармонизации стандартов.

Это предполагает сближение национальных стандартов России с международными нормами, прежде всего с европейскими стандартами EN в рамках соглашения о технических барьерах в торговле ВТО.

Гармонизация российских технических регламентов, санитарных и фитосанитарных стандартов (SPS) с общепринятыми в мире существенно облегчит доступ отечественной продукции на зарубежные рынки.

Такой подход позволит снизить нетарифные барьеры в торговле, не снижая уровня безопасности продукции и защиты потребителей.

Комментарии