Метод поперечных срезов в психологии: суть и примеры
Психология всегда отличалась большим количеством оригинальных методов воздействия на индивидуума в определенных условиях, взаимодействия с личностью или работы с душевным состоянием человека. Различные технологии разрабатывались с целью облегчения существования личности в социуме, а также для развития эмпирических навыков у каждого человека. Чем выше уровень подобных умений, тем стабильнее психологическое состояние, а также выше степень благополучия индивида.
Довольно большая часть экспериментов проводится в контексте исследований методом поперечных срезов в психологии. Этот способ пользуется особой популярностью не только из-за вовлеченности в него довольно больших групп лиц разного возраста, но и из-за точных результатов, которые получаются в результате научных экспериментов. С течением времени и развитием психологии, которая является междисциплинарной отраслью научного знания, метод продольных и поперечных срезов становится все более востребованным, так как общество постепенно движется в сферу всеобщего гуманизма. Кроме того, главной ценностью нового поколения считается душевное и психологическое здоровье каждой личности.
Метод поперечных срезов
Этот способ, разработанный в конце шестидесятых годов прошлого столетия, до сих пор остается одним из самых эффективных и действенных методов опроса групп различных возрастов. Отличительной чертой методики является то, что сам эмпирический опрос проводится всего один раз, однако распространяется на несколько групп лиц, принадлежащих к разным возрастным категориям, что позволяет исследователям увидеть социально-возрастную картину человеческих реакций на то или иное теоретическое утверждение. Возраст испытуемых обычно становится опорной точкой и общей переменной для всего исследования, а изучаемые признаки признаются зависящими от общего знаменателя результатов.
Создатель способа
«Праотцом» метода поперечных срезов в психологии можно заслуженно считать французского ученого, политолога и социолога Рене Заззо, который не только предложил саму суть метода, но и провел первый семинар по воплощению идеи в жизнь. Разумеется, эту технологию Рене взял не на пустом месте. Он досконально проштудировал труды своих предшественников, которые, в свою очередь, ссылались на теоретиков прошлого, считавших, что будущее современной психологии заключается в ее коллективном проявлении, а не в теории радикального индивидуализма.
Заззо с самого начала работы над новым способом исследования предпочитал взаимодействовать с лицами разных возрастов, чтобы достичь максимальной точности результатов. Все практические наработки, обобщенные результаты, а также теоретические дополнения, касающиеся метода поперечных срезов, ученый представил на XVIII Международном Психологическом Конгрессе в 1966 году. Доклад социолога был опубликован в официальном вестнике конгресса и вызвал большой резонанс в научных кругах. Однако в практической социологии метод прижился далеко не сразу. Дело в том, что психологическая наука того времени была ориентирована на психологию индивидуализма, призванную двигаться в направлении постижения духовных рефлексов отдельной личности, а метод поперечных срезов предлагал получение результатов коллективного мышления и общественной реакции. Однако, несмотря на некоторое давление со стороны консервативно настроенных научных кругов, Заззо все же добился довольно значимых успехов в практическом закреплении своих теоретических положений.
Основные ученые
Вдохновленные успехом своего заокеанского коллеги, некоторые ученые принимают решение практиковать сравнительный метод поперечных срезов у себя на Родине. Так, спустя несколько лет опыты Заззо успешно повторяет научный тандем, состоящий из американских академиков Л. Шонфельдта и В. Овенса, которые решили дать более широкую трактовку способу, изобретенному гениальным французом, и добавить в эксперимент еще несколько возрастных фаз, включая юность, а также две фазы зрелости. Это привело к тому, что результаты каждого из опросов стали более точными. Также ученые исследователи могли проследить динамику изменения человеческого характера на основе изменчивости мнений, которые высказывали люди различных возрастных категорий.
Их примеру последовали выдающиеся отечественные психологи и социологи, состоящие в рабочей группе легендарного академика В. М. Бехтерева, который не только одним их первых начал проводить систематические генетико-психологические исследования на территории России, но и стал первым социологом, применившим метод поперечных срезов в психологии по отношению к совсем маленьким детям.
Именно в центре этого замечательного педагога и был реализован комплексный подход к изучению определенной группы детей на протяжении нескольких месяцев. Бехтерев не подозревал, что своими пробными экспериментами заложил фундамент для совершенно нового метода исследования, получившего название лонгитюдинального. По сути, это тот же самый метод поперечных срезов, однако хронометраж эксперимента в данном случае растянут на более длительное время.
В 1928 году академик издает совместный труд вместе со своим ассистентом Н. М. Щеловановым, в котором были изложены основные положения нового способа исследования, а также базовые критерии метода, который Бехтерев назвал «длинником», так как исследование заняло довольно долгий срок по сравнению с другими типами подобных экспериментов.
В современной психологии лонгитюдинальный метод активно применяется в работе с группами людей пожилого возраста. В этом случае он дает особенно точные результаты, на основании которых можно делать серьезные выводы, а не просто теоретические предположения. Известны случаи, когда наиболее высокоэффективным становилось сочетание вышеописанного способа с психографическим методом дифференциальной психологии. Именно эту методику применял в своих практических исследованиях выдающийся психолог В. Штерн, который полагал, что синтетический характер психографии положительно скажется на непредвзятости результатов эксперимента, а также подчеркнет различия между идеологическими и сознательными установками поколений.
Сущность способа
Метод поперечных срезов предполагает взаимодействие исследователя с лицами разных возрастных категорий, объединенных в группы по возрасту. Всем им задаются абсолютно одинаковые вопросы и раздаются аналогичные задания, которые они обязаны выполнить в течение одного и того же промежутка времени. На основании результатов теоретического опроса и практических заданий исследователи формируют общую картину сознания поколения, выявляя характерные для каждой возрастной группы установки, предрассудки и систему принципов, на основании которой делаются необходимые выводы.
Примером метода поперечных срезов может послужить эксперимент выдающегося советского психолога Бехтерева, который опрашивал определенную группу детей в течение длительного времени, наблюдая за изменением их социальной позиции по тому или иному вопросу. В конечном итоге сформировалась полноценная картина представлений о жизни детей единичной возрастной группы, на основании которой можно было судить о мировоззрении ребятишек из похожих социальных групп, но лишь в том случае, если ее представители по полу, возрасту и социальному положению были схожи с опрашиваемыми детьми.
Проблематика метода
Суть метода поперечных срезов прежде всего проявляется в том, что он рассчитан на большое количество человек, а не на индивидуальную работу с определенной личностью. Он является одним из немногих действенных методов быстрого получения информации сразу от нескольких индивидов, что приводит к более плодотворной работе ученого, постоянно получающего новую информацию и наблюдающего всю картину сразу, вместе со всеми ее изменениями.
Практические эксперименты
С конца шестидесятых годов прошлого века активно проводятся эксперименты по применению метода возрастных поперечных срезов. Наиболее широкое распространение способ получил в Соединенных Штатах Америки, социологическая наука которых с самого начала была ориентирована на выявление общечеловеческих потребностей. Стоит отметить, что правильное отношение к последним смогло бы нейтрализовать расовые и межнациональные конфликты в большой стране.
Факторы риска
К причинам, по которым результаты эксперимента могут быть аннулированы, можно отнести:
- Различные условия проживания лиц в возрастных группах;
- Существенную разницу в возрасте подобранных групп;
- Разные социальные статусы опрашиваемых;
- Неопытность проводящего эксперимент ученого.
Сфера применения
Пример метода поперечных срезов можно найти в работах, посвященных психологии, социологии и культурологии. Обычно именно в научных дисциплинах, так или иначе связанных с изучением социума и его внутренних процессов, можно найти примеры деятельности ученых именно с этим методом исследования.
Достоинства
К положительным сторонам способа можно отнести его довольно высокую точность, конечно же, при соблюдении всех условий в подготовке испытуемых. Также способ отличается простотой и удобством в применении, способностью отобразить сразу всю картину результатов текущего периода. Большие социальные группы при подобном исследовании предоставляют значимое количество мнений, которые постепенно оформляется в единый тезис, принадлежащий тому самому сообществу. Таким образом, можно примерно понять позицию всей возрастной группы в целом, просто перенеся результаты на живущих в реальной жизни людей, имеющих похожий типаж и условия существования.
Недостатки
Существенным недостатком сравнительного метода (метода поперечных срезов) может стать существенная возрастная разница групп. Например, способ дает точные результаты, если опрашивается три сообщества, разница между возрастами которых составляет не более пяти лет. Если же ученый возьмет группу пятнадцатилетних подростков и шестидесятилетних людей, то метод может дать не совсем верные, непредсказуемые результаты, делать выводы на основании которых довольно опасно.
Также на качество и чистоту эксперимента влияет социальное окружение испытуемых. Не следует доверять данным, полученным в ходе опытов с группами лиц из различных семей, отличающихся уровнем социального благополучия. В таком случае ответы на вопросы будут слишком разрозненными, чтобы привести их к общему знаменателю.
Отзывы
В большинстве трудов отечественных и зарубежных психологов данный метод получает в основном положительные или же нейтральные оценки, так как нет объективных причин для критики способа. На результаты влияет неопытность лаборанта или недостаточно качественная подготовка испытуемых.