Железные дороги Узбекистана: история развития, современное состояние, подвижной состав. Карта железных дорог республики

Узбекистан – государство в Центральной Азии, одна из бывших республик Советского Союза. Страна отличается довольно развитой железнодорожной сетью. В нашей статье мы расскажем об истории развития и современном состоянии железных дорог Узбекистана. Кроме того, вы узнаете об особенностях и типах пассажирских поездов, курсирующих в этой экзотичной среднеазиатской стране.

Железные дороги Узбекистана: общие сведения

Республика Узбекистан находится в Средней Азии, в междуречье Амударьи и Сырдарьи. С запада на восток она протянулась более чем на 1400 километров. Природно-климатические условия этой страны сложно назвать благоприятными: большая часть ее территории малопригодна для жизни людей.

Значительные сезонные перепады температур, сложный рельеф и обилие пустынь существенно усложняют процесс освоения узбекской земли и создание какой-либо транспортной инфраструктуры. Тем не менее Узбекистан по общей протяженности железных дорог занимает 37-е место в мире и 5-е место на постсоветском пространстве (после России, Украины, Казахстана и Беларуси).

Национальные железные дороги Узбекистана (АО «Узбекистон темир йуллари») – это автономное железнодорожное предприятие, функционирующее с 1994 года. На сегодняшний день в его подчинении находится около 7000 километров железных дорог на территории страны, а также система Ташкентского метрополитена. Всего на предприятии работает свыше 70 тысяч работников.

В стране действует устав железной дороги Республики Узбекистан (принят в октябре 2008 года). В этом документе перечислены права и обязанности предприятия и пассажиров, регламентируется порядок составления различных договоров, определяются ключевые правила грузовых и пассажирских перевозок.

Историческая справка

Железная дорога в Узбекистан пришла сравнительно поздно – лишь в конце 1880-х годах. Все началось с прокладки Закаспийской железнодорожной магистрали, которая имела чрезвычайно важное стратегическое значение для Российской империи. Четверть ее длины приходится на территории современного Узбекистана.

Первый поезд пересек нынешние границы независимого государства в 1888 году. И лишь десятью годами позже железная дорога была проложена до его столицы. Что любопытно, именно в Ташкенте находилось управление всей Среднеазиатской железной дороги во времена СССР. Именно отсюда курировалась работа железнодорожных сетей всех центрально-азиатских советских республик.

Новый импульс в развитии железнодорожной сети этой страны пришелся, как ни странно, на период после распада Советского Союза. Так, в период с 1993 по 2017 год на территории Узбекистана было построено 19 новых железнодорожных линий. В их числе – высокоскоростная железная дорога протяженностью 780 километров, соединившая крупнейшие города страны – Ташкент, Самарканд, Бухару, Карши и Навои.

Карта железных дорог республики

Общая протяженность железных дорог Узбекистана, по состоянию на 2018 год, превышает 7 тысяч километров. Из них около 2500 км – электрифицированы. Постоянное обновление путей и закупка современного подвижного состава позволяет электровозам развивать довольно внушительную скорость (до 150 км/час).

Если взглянуть на карту железных дорог страны (см. ниже), то можно увидеть, что наибольшая густота сети характерна для южных и восточных регионов республики. Ведь именно здесь сконцентрирована основная часть населения Узбекистана. При этом самый оживленный пассажиропоток наблюдается на отрезке «Ташкент – Самарканд». Не менее интенсивное движение поездов характерно для маршрутов «Ташкент – Бухара» и «Самарканд – Бухара».

Крупнейшими железнодорожными узлами в Узбекистане являются такие города, как Ташкент, Самарканд, Навои, Термез, Нукус и Андижан.

Подвижной состав

В распоряжении АО «Узбекистон темир йуллари» достаточно приличный парк пассажирских поездов, ежедневно совершающих десятки рейсов. В их числе, помимо старых советских составов:

  • Высокоскоростные экспрессы «Афросиаб».
  • Фирменные экспрессы «Шарк».
  • Электропоезда «Насаф».
  • Фирменные ночные поезда (вагоны оснащены спальными местами).
  • Туристические поезда «Афсона» (курсируют нерегулярно).

Комфортабельные и скоростные поезда «Шарк» и «Афросиаб» соединяют главные города страны, осуществляя регулярные рейсы в Бухару и Самарканд из Ташкента. Гордостью транспортной системы республики являются электропоезда «Афросиаб» испанского производства, способные развивать скорость до 250 км/час. Один такой состав включает в себя девять пассажирских вагонов и рассчитан на перевозку 257 человек. Экспресс «Афросиаб» преодолевает путь от Ташкента до Самарканда всего за два часа.

Железнодорожный транспорт в Узбекистане: особенности и интересные факты

Билеты железной дороги Узбекистана выглядят точно так же, как и билеты РЖД. Единственное отличие – бланки украшены национальным узбекским узором. Все надписи дублируются на русском языке, что очень удобно для путешественников. Билет на поезд в Узбекистане можно приобрести в кассах на вокзалах, а также через интернет. Что касается стоимости проезда, то она не столь велика. Так, билет на сидячий скорый поезд из Ташкента в Самарканд стоит от 95 тысяч сумм (от 750 рублей).

Пару слов стоит сказать и о системе безопасности. Крупные вокзалы в Узбекистане в этом плане напоминают аэропорты: каждый из них оснащен несколькими КПП и стойками регистрации. Вещи пассажиров обязательно пропускают через сканеры. Регистрация пассажиров заканчивается за 30 минут до отправления поезда. То есть, на вокзал нужно приехать как минимум на час раньше, дабы пройти все процедуры и досмотры.

Комментарии