Храм Вознесения Господня (Кимры): история, описание, архитектура, адрес

В Тверской области, на берегу Волги, расположен старинный русский город Кимры. Одной из его достопримечательностей является храм Вознесения Господня, построенный в ознаменование победы русского оружия в войне 1812 года и ставший своеобразным памятником этого важного события. Остановимся подробнее на его истории.

Село на волжском берегу

В давние времена на месте нынешнего города Кимры располагалось село, получившее свое название от находившегося поблизости волжского притока – небольшой речки Кимрки. Первое упоминание о нем содержится в грамоте 1635 года, согласно которой царь Михаил Федорович пожаловал его своему боярину Ф. М. Львову, отличившемуся на дипломатической службе.

В том же документе упоминается и о находившемся в селе Кимры храме Вознесения Господня. Описание его отсутствует, но из последующих документов, датированных 1677 годом, можно заключить, что это была древняя и крайне обветшавшая постройка.

Благочестивое начинание селян

В течение последующих десятилетий село многократно меняло своих владельцев. В начале XVIII века находившийся в Кимрах храм Вознесения Господня был перестроен, но со временем вновь обветшал, и в 1808 году его прихожане совместно с причтом подали в Священный синод прошение дозволить им на собственные средства возвести в их селе новую каменную церковь.

Поскольку инициатива селян была делом не только богоугодным, но и не требующим от властей финансовых затрат, то разрешение было дано без проволочек, однако скорому началу работ помешали как организационные сложности, так и начавшаяся в 1812 году война с французами. Тем не менее почин был сделан, и постройка храма представляла собой вопрос времени. Оставалось лишь изыскать нужные средства.

Щедрые братья

Как это часто бывает, нашлись добровольные жертвователи из числа зажиточных людей. В данном случае ими оказались местные купцы − братья Башиловы, пожелавшие строительством в Кимрах храма Вознесения Господня воздать благодарение Богу за ниспосланную Им победу над французами. На их средства весной 1813 года были начаты работы, проводившиеся с большим размахом.

Уже в скором времени на месте прежней деревянной постройки поднялись кирпичные, оштукатуренные стены нового храма, на колокольню которого подняли 10 колоколов, отлитых по специальному заказу уральскими мастерами. Не пожалели братья денег и на сооружение каменной ограды, охватившей собой не только храм, но и территорию расположенного рядом приходского кладбища. Ее украшением стали ажурные кованые ворота, располагавшиеся с западной и восточной стороны комплекса.

Последующая реконструкция храма

Еще одним не менее щедрым жертвователем, или, как принято говорить в церковных кругах – «храмоздателем», стал другой представитель местного купечества, Александр Мошкин. Им была внесена значительная сумма на переустройство и благоукрашение храма Вознесения Господня в Кимрах. История донесла до нас сведения о том, что в 30-е годы XIX века он полностью финансировал целый ряд масштабных и весьма затратных работ по его реконструкции.

Так, на средства А. Мошкина была перестроена трапезная, прежнее помещение которой разобрали, а новое возвели гораздо большего размера. Кроме того, на месте старой, также демонтированной, колокольни возвели многоярусную звонницу, на которую подняли еще несколько колоколов. Не оставил он без внимания и внутреннее убранство храма.

По заказу Мошкина были написаны и одеты в серебряные ризы образа, украсившие нижний ряд храмового иконостаса. Остались документальные свидетельства и о проведении других, менее значимых работ. В довершение благодеяний, щедрый купец вручил настоятелю документ, согласно которому после своей смерти оставлял значительную часть состояния храму и членам его причта.

Накануне революции

Завершающим этапом строительных работ, связанных с храмом Вознесения Господня (Кимры), стало сооружение принадлежавшей ему часовни, находившейся на том месте, где сегодня пересекаются улицы Орджоникидзе и Щедрина. Впоследствии она была снесена, так как не вписывалась в проект городского строительства. В первое десятилетие XX века предполагалось даже отвести приходскому кладбищу часть прилегающей к ней территории, но последовавшие вскоре события помешали реализации этих планов.

Попранная святыня

Религиозные гонения, последовавшие вскоре после прихода к власти большевиков, не обошли стороной и волжский город Кимры. Храм Вознесения Господня, как и множество иных отечественных святынь, был отобран у верующих и объявлен государственной собственностью. Впрочем, богослужения в нем продолжались до конца 30-х годов, но лишь на основе временного договора, заключенного между городскими властями и местной религиозной общиной, находившейся под их неусыпным контролем.

Так продолжалось до января 1941 года, когда в газетах появились сообщения о том, что трудящиеся города якобы обратились к органам советской власти с просьбой уничтожить, наконец, этот «рассадник религиозного мракобесия». В СССР, как известно, была задекларирована свобода вероисповедания, но раз уж народ просит – как-то неудобно отказывать. Кончилось тем, что храм Вознесения Господня в Кимрах, история которого тесно связана с победой России над Наполеоном, закрыли, а его помещения передали в распоряжение маслобойного завода.

Во времена тотального атеизма

В послевоенные годы производство масла сочли нерентабельным, завод закрыли, а здание, являвшееся когда-то Божьим храмом, пошло по рукам, передаваемое с баланса на баланс различными хозяйственными организациями. Так, одно время в нем размещался торговый склад, затем трансформаторная подстанция, автомастерская, а также ряд контор, не имеющих к религии никакого отношения.

Если учесть к тому же, что за все эти годы власти ни разу не удосужились произвести ремонт, то становиться понятным, почему здание бывшего храма Вознесения Господня в Кимрах встретило перестройку, находясь в аварийном состоянии, готовое обрушиться в любой момент.

На волне перестройки

Но к счастью, как свидетельствовал «Екклесиаст», за временем разбрасывать камни всегда приходит пора их собирать. Вот и в начале 90-х годов городские СМИ вдруг запестрели сообщениями о том, что все те же трудящиеся, по просьбе которых был когда-то закрыт действовавший в Кимрах храм Вознесения Господня, решительно требуют вернуть его местной общине.

Поскольку и на этот раз отказывать трудящимся было нельзя, то очень скоро последней хозяйственной организации, квартировавшей во святом месте – «Кимрторгу», – было предписано освободить помещение. Тем не менее первое богослужение, состоявшееся в мае 1991 года, было совершено еще на паперти храма, при дверях, запертых руководством торга на амбарный замок – столь упорным было их сопротивление.

Нынешняя жизнь храма

Сегодня действующий в городе Кимры храм Вознесения Господня (адрес: Каляевский переулок, 2) вновь занял свое место в ряду ведущих духовных центров не только Поволжья, но и всей страны. Религиозной жизнью его прихожан руководит настоятель – протоиерей отец Андрей (Лазарев). Вместе с ним окормлением паствы заняты священники Валерий Лапотко и Олег Маскинский.

Ввиду уникальных особенностей своей архитектуры храм Вознесения Господня (Кимры) причислен к культурным памятникам федерального значения. Его основной объем, представляющий собой двусветный (два уровня окон) четверик, увенчан пятью позолоченными куполами. С восточной стороны здания находится далеко выступающая из стены апсида – полукруглая алтарная пристройка.

Розовые стены храма богато украшены белыми декоративными элементами, создающими праздничный вид. Особое внимание зрителей привлекает стройная многоярусная колокольня, увенчанная небольшой главкой. Ее нижняя часть сопряжена с трапезной и выполняет роль притвора − первого помещения, расположенного при входе в храм.

Комментарии