Неоднозначное искусство Лаэртского Александра
Человек сочно, правдоподобно, иногда доходя до абсурда, описывающий мир советской эпохи, современную жизнь, используя всю "прелесть" ненормативной лексики, однажды стал лауреатом композиторского конкурса им. Густава Малера в Нидерландах. Замечательный музыкант, владеющий игрой на гуслях, синтезаторе и гитаре, основатель камерного ансамбля камерной музыки "Голоса Родных", радиоведущий, писатель - все это про Лаэртского Александра.
Биография
Музыкант родился в Москве 5 марта 1964 г., настоящая фамилия Уваров. Практически нет никаких упоминаний, о своей семье не рассказывает и сам Александр Лаэртский, детство музыканта до сих пор остается неразгаданной загадкой. Известно только о жене, которую он считает "единичным экземпляром" и с юмором называет тетей Надей. После женитьбы он решил сделать все наоборот и взял фамилию жены.
Композитор, поэт, писатель, актер, журналист, певец, радиоведущий - один из самых загадочных представителей рок-сообщества. Автор неформальной лирики с бесчисленным множеством текстов, переполненных нецензурным лексиконом. С самого начала он был обособленной фигурой в рок-тусовке и остается таковым до сих пор.
После техникума первой профессией стала орнитология. Он изучал горных птиц, колибри, занимался проектированием авиамаршрутов на основе учета миграционных маршрутов перелетных птиц. В 1987 г. Александр устроился на работу в проектный НИИ им. Карпова наладчиком ЭВМ, где нашел музыкальных единомышленников и создал группу. После школьной панк-рок банды это его первый серьезный проект. Он является основателем и непременным лидером группы "Лаэртский бэнд", ансамбля "Голоса Родных".
Весной 2011 г. у музыканта случился инсульт. На его реабилитацию требовались значительные суммы денег, поэтому друзья и коллеги по цеху проводили акции по сбору денег, устраивали благотворительные концерты. Артист прекратил активную творческую деятельность, он не мог ни петь, ни играть на гитаре, но не сдался и продолжает писать стихи, работу над книгой для детей про канарейку Чирик. Сейчас записывает сентенции для интернет-версии мужского журнала.
Удивителен тот факт, что Лаэртский принципиально отказался снимать видеоклипы на свои песни, а все последние альбомы записывал в одиночку на своей домашней студии, поэтому на запись одного уходило, порой, пару лет. Мало кто знает, но Александр - талантливый художник-аквалерист. Репродукции его картин использованы в оформлении некоторых его альбомов.
Начало творческого пути
Собственную музыкальную группу он собрал еще в школе в 1979 г., она просуществовала несколько лет. Затем во время учебы в техникуме с 1982-1985 г.г. музыкальная деятельность Лаэртского Александра была временно прервана, и только к 1986 г. коллектив был собран вновь. Воодушевленные ребята записали "Сектор тепла". Как вспоминал Александр Лаэртский, песни родились быстро:
Две гитары и по кастрюлям человек стучал.
Запись распространилась среди студентов химфака МГУ и имела успех. Второе детище, "Приходящему из нижних квартир", было записано на обычный магнитофон и отличалось хулиганскими мотивами.
Музыкальные проекты
Песни Лаэртского Александра, наделенные черным юмором, иронией, бытовой тематикой и ненормативной лексикой стали известны раньше самого автора. Первые альбомы, записанные на магнитную ленту обычного магнитофона, не были предназначены для широкого слушателя, но нашли своих поклонников.
После того как музыкант устроился в НИИ, обнаружил, что там работает немало талантливых ребят, которые тоже пишут песни. В 1985 г. вышел акустический проект "Волосатое стекло", из-за которого впоследствии сложилась непонятная путаница с названием группы. В 1987 г. ребята записали три альбома: Rastut Rebiata Patriotami ("Растут ребята патриотами"), "Кобзоноид", "День знаний". Не лучшего качества аудиозаписи, стали распространяться с большой скоростью. Альбомы черного юмора группы "Волосатое стекло", которой, в принципе, реально не существовало, кочевали среди студентов, таксистов, рок-тусовке. В том же году вышел в свет сольник Лаэртского "Блюз полуночи".
Вскоре было решено набрать классический состав группы - рояль, скрипка, гитара, перкуссия, бас виолончель и назвать коллектив "Постоянство памяти". В таком составе записали несколько качественных студийных альбомов: "Овальное зеркало Сведенборга", "Пионерская зорька", "Женщина с трубой", "Доители изнуренных жаб". Автором самых известных песен стал Лаэртский Александр: "Дети хоронят коня", "Железная палка торчит в животе", "Молодая комсомолка" разлетелись по всей стане хиты. К концу 80-х гг. коллектив распался. Лаэртский практически не появлялся на сцене, его публичные выступления сводились к квартирникам вплоть до 1992 г.
"Лаэртский Бэнд"
С начала 90-х гг. на концертах Александра Лаэртского начал сопровождать аккомпанирующий коллектив "Лаэртский Бэнд", состоящий в основном из молодых, академически образованных музыкантов. Выступления на сцене напоминали посиделки с цитированием стихов Александра и любимых песен.
Все концерты проходили с полным аншлагом. Вместе с Лаэртским на концертах выступал К. Суворов (барабаны), А. Королев (клавишные), басисты А. Кулаков, В. Козинский (затем с 1996 г. появился Я. Рувинов).
Большинство материала было официально переиздано в 1996 г. фирмой "Элиас", затем Лаэртский Александр альбомы последнего времени записывал в одиночку на собственной домашней студии.
Радио и телевидение
С 1992 по 2001 г. музыкант работает на радиостанциях "Эхо Москвы" и "Серебряный дождь". В 1993 г. Лаэртский - ведущий еженедельной часовой программы "Комендантский час". Из часовой передачи она затем переросла в ночную под названием "Монморанси". С 1996 г. эта же самая передача стала выходить на радиостанции "Серебряный дождь", такое случилось впервые за всю историю радиоэфиров. Харизма, обаяние и интеллект Лаэртского Александра взяли верх.
С 2007 г. вел свою авторскую колонку в журнале "Медведь". Но истинная известность и признание Лаэртского Александра, как радиоведущего, наступила после выхода передачи "Монморанси". В 2011 г. на телевизионном канале "Ностальгия" стал автором и ведущим передачи "Колба Времени", где вместе со звонящими по скайпу и телефону вспоминал и обсуждал старые совковые мемы. Его приглашали в качестве гостя, эксперта на радио и телепередачи.
Искусство Лаэртского
Песни музыканта богаты "драматургией", каждая является коротенькой историей о чем-то необычном или банально простом. Чаще всего они наполнены туалетным юмором и матом. Иногда Лаэртского называют королем песенных мемов.
Эстетика его искусства крайне бесхитростна и скупа. Он никогда не записывался профессионально, все сочинения записаны в обычной квартире, при этом музыкант исполнял и роль гитариста, и клавишника, вокалиста и аранжировщика, лишь изредка приглашая помощников для качественного инструментального соло или для подпевки.
Дискография и фильмография
Помимо авторской песни, Лаэртский успел засветиться как автор музыки к фильмам и актер:
- Х/ф "Обыкновенные дни" - 2001 г.
- Х/ф "Грим" - 2009 г.
- Х/ф "Звездный ворс" (автор музыки) - 2012 г.
- Х/ф "Территория Джа" (автор музыки) - 2014 г.
Альбомы музыканта:
- "Пощечина жизни", "Доители изнуренных жаб", "Песни" - 1987 г.;
- "Пионерская зорька" - 1988 г.;
- "Овальное зеркало Сведенборга" - 1988-1989 гг.;
- "Общество Туле" - 1989 г.;
- "Дети хоронят коня", "Повод для оптимизма", " Женщина с трубой" - 1990 г.;
- "Детства чистые глазенки" - 1992 г.;
- "Вымя" - 1998 г.;
- "Подонки" (в сотрудничестве с О. Гастелло) - 1998 г.;
- "Неброские носки" (сборник) - 1986-1999 гг.;
- записи проекта "Голоса Родных" (за 1997-1999 гг.) - 2000 г.;
- "Лица" (в сотрудничестве с DUB TV) - 2007 г.;
- "Друзья Германа" (в сотрудничестве с DUB TV) - 2010 г.;
- "Топтание борщевых тряпок" (совместно с "Запрещенными барабанщиками") - 2011 г.;
- "Женские житухи" - 2012 г.
После возникших проблем со здоровьем, Александр был вынужден отказаться от исполнения песен и игры на гитаре, но он продолжает писать стихи, не сдается. Во многом его поддерживают бывшие коллеги по цеху и друзья.