Филологический анализ текста - это что такое?

Филологический анализ текста обычно широко применяется при обучении студентов, получающих образование в сфере родного и иностранных языков. При выполнении подобных заданий будущие специалисты показывают все накопленные ими за пять лет пребывания в институте знания.

Актуальность

Филолог Бахтин говорил о том, что текст является основой всех гуманитарных наук, без которого их просто не существовало бы. Поэтому внимательное отношение к этому источнику информации - необходимое качество всех людей, так или иначе связанных с научной средой. Тем более это утверждение касается настоящих и будущих филологов.

Мир образов

Анализ художественного текста (а именно такой материал обычно рассматривается на занятиях) всегда связан с его истолкованием на основе определенного понимания средств выразительности и других единиц, содержащихся в нем. Поэтому всегда, говоря о подобном материале, следует понимать, что чаще всего невозможно существование только одной трактовки. Наличие нескольких версий связано с главной особенностью художественных произведений - образностью.

Часто специалист, занимающийся филологическим анализом текста, имеет также дело с многогранностью текста. Так устроен не только мир художественной литературы, но даже простая разговорная речь. Обычно в ней содержится текст и подтекст - явная и скрытая информация.

Цель филологического анализа текста

Занимаясь такой деятельностью, студент-филолог учится не только выявлять в тексте его структурные особенности, но и видеть в нем скрытое.

В предисловии ко многим учебникам по данной дисциплине говорится о том, что выполняя такие задания, будущие филологи приобретают способность понимать произведения не буквально, а видеть за определенными образами скрытый смысл.

Первый этап

Специалисты рекомендуют, перед тем, как начать собственно интерпретировать текст, то есть раскрывать послание, которое его автор заключил в нем, как можно детальнее разобрать структурные его составляющие. Чем тщательнее будет проделана данная работа, тем легче будет в дальнейшем. Так как, пытаясь угадать замысел писателя, исследователю приходится опираться именно на знания о технической стороне написания произведения. Соответственно, чем больше подробностей о структуре текста знает студент, тем детальнее он сможет затем проанализировать его смысл.

Пути истолкования

Филологический анализ текста, как уже было сказано, состоит в обнаружении составных частей произведения, включая содержание в нем разнообразных выразительных средств.

Разные ученые, говоря о методах, которыми пользуется исследователь при филологическом анализе художественного текста, называли их то "челночными", то "циклическими". Говоря так, они, в сущности, подразумевали одно и то же: постоянное взаимодействие содержания и формы и их трактовки. А значит, осуществляя такую работу, студент должен также идти от формы к содержанию и наоборот.

Честность

Также многие специалисты призывают исследователей, осуществляющих филологический анализ текста, проявлять должное уважение к автору и его идеям. Это значит, что при выполнении подобного задания студенту следует стараться найти истинный смысл, заложенный автором, и изложить его в своей работе. Большую ошибку совершают те, кто искажают идеи, приписывают писателю или поэту ложные выводы. Как правило, это происходит, когда точка зрения автора не близка исследователю. Но и в этом случае подобные умозаключения являются грубейшей ошибкой. Иногда подобные выводы делаются намеренно.

Например, известный труд Чарльза Дарвина о происхождении животных видов в течение многих лет приводился в качестве образца антирелигиозной прозы. Однако его автор не только не стремился противопоставить свои идеи христианской философии, но, и открыто говорил, что они только подтверждают истинность Священного Писания.

Пример филологического анализа художественного текста

В качестве наглядного примера такого разбора текста можно провести подобную работу со стихотворением поэта серебряного века Арсения Тарковского "Мне опостылели слова...".

Для начала нужно привести небольшую биографическую справку об авторе. Он, как известно, приходится отцом другому выдающемуся русскому советскому деятелю искусств – Андрею Арсеньевичу Тарковскому, который использовал стихи своего отца в некоторых своих кинофильмах, в том числе и в знаменитом "Сталкере".

В этой киноленте в исполнении главного героя звучит произведение "Вот и лето прошло". Можно сказать, что оно является эпиграфом ко всей картине, ведь в нем раскрыта идея осмысления человеком своей жизни. Это же происходит и с персонажами фильма на протяжении всего сюжета.

Вне времени

В стихотворении Арсения Тарковского нет указания на место и время действия. Большинство глаголов здесь имеют незавершенный вид. Мысли автора как будто бы повисают в некоем безвременном пространстве, на местоположение которого тоже нет никаких указаний. Поэтому можно предположить, что Арсений Тарковский не случайно использовал данный прием. Скорее всего, он хотел указать на то, что проблема, которой посвящено его произведение, является вечной. Как и все образцы поэтического жанра, это творение Арсения Тарковского имеет определенный стихотворный ритм, который отчасти создается при помощи повторений одних и тех же слов. Также в данном сочинении присутствует рифма.

Ключевые слова и тема произведения

Как уже было замечено, у рассматриваемого стихотворения нет названия. Возможно, автор умышленно не дает прямое указание на главную его тему. Таким образом, он побуждает читателя самостоятельно и более внимательно, чем это обычно бывает при изучении стихов, задуматься над разгадкой главной идеи. Так он делает тему произведения более актуальной, приближает ее к читателю. Кроме создания четкого, ритмического рисунка, повторение определенных слов выполняет еще одну функцию. При помощи такого приема поэт ставит одни слова в более "сильную" позицию, по сравнению с другими. Кроме того, они, как правило, находятся в конце строки, что тоже выделяет их. Какие же слова подчеркивает автор?

Вот список ключей данного стихотворения: слова, речь, вдовство, родство, сумасшедший, ответить. Почти все приведенные слова являются существительными. Почему? Потому что именно эта часть речи обозначает вещи, то есть, предметы реального, а не вымышленного мира. С другой стороны, почти все приведенные лексические единицы обозначают именно абстрактные явления: родство, сумасшествие и так далее. А значит, речь здесь идет все-таки не о материальном, а о духовном мире. О сфере чувств и взаимоотношений. Если говорить точнее, то здесь рассматривается противоречие между человеком и окружающей его природой. Поэт ставит под сомнение ценность речи, сравнивая ее с неслышным для людей разговором деревьев.

Данное произведение можно отнести к жанру лирической поэзии.

Явных отсылок к другим произведениям литературы, цитирования других авторов здесь не содержится.

Этот краткий анализ данного произведения нельзя считать безусловным образцом, поскольку разные филологи рекомендуют проводить исследование текста по планам, которые порою сильно отличаются друг от друга. В пособии Никониной по данному предмету перечислены следующие этапы целостного филологического анализа эпического текста.

  1. Прежде всего, необходимо определить жанр произведения, исходя из сложившихся в мировой литературе канонов.
  2. Далее следует выделить основные структурные части текста.
  3. После этого необходимо произвести исследование текста с целью выявления в нем указаний на время и место описываемых событий.
  4. Затем, как правило, происходит рассмотрение образов данного произведения. Нужно указать, как они взаимодействуют: противопоставляются, сравниваются, взаимно дополняются и так далее.
  5. Выполнив предыдущие пункты плана, следует приступить к исследованию межтекстового пространства, созданного автором. То есть, нужно выявить отсылки к другим известным или малоизвестным образцам литературного творчества. В книге может и не быть явных намеков на связь с содержанием других произведений. Однако есть и тексты, которые изобилуют такими примерами. Например, роман Михаила Булгакова "Мастер и Маргарита" содержит множество таких ссылок. Даже имена героев можно расценивать подобным образом. Азазелло (встречается в Ветхом Завете), Маргарита (так зовут одну из героинь "Фауста" Гете).

В пособии Бабенко "Филологический анализ текста" приводится несколько иной план.

Заключение

В данной статье был рассмотрен вопрос о целостном филологическом анализе текста.

Этот материал может оказаться интересным и полезным учащимся "языковых" факультетов различных вузов. В качестве образца филологического анализа текста приведено исследование стихотворения Арсения Тарковского.

Комментарии