Фильм "Мечтатели": отзывы, сюжет, режиссер, актеры и роли
Отзывы о фильме "Мечтатели" будут интересны всем поклонникам кинематографического искусства. Это культовая камерная эротическая драма Бернардо Бертолуччи, которая увидела свет в 2003 году. Главные роли в картине исполнили Ева Грин, Луи Гаррель и Майкл Питт. В этой статье мы кратко расскажем о сюжете фильма, актерах и режиссере, которые участвовали в его создании.
Создание
Отзывы о фильме "Мечтатели" от зрителей и критиков поступили преимущественно положительные. Считается, что это один из лучших и самых известных фильмов Бертолуччи.
Свою эротическую драму итальянский режиссер снял по сценарию британского писателя Гилберта Адэра. Адэр положил в основу три собственных романа, один из которых так и назывался - "Мечтатели". Известно, что при их создании англичанин вдохновлялся творчеством Жана Кокто, в том числе его книгой "Ужасные дети".
В центре сюжета в фильме "Мечтатели" 2003 года оказываются трое молодых людей. Все это представляет собой историю сексуальной революции в отдельно взятой парижской квартире, наполненной кинематографическими аллюзиями. Важно, что события происходят на историческом фоне. За окном студенческие волнения во Франции 1968 года, которые привели к отставке президента страны Шарля де Голля.
Место, где снимали фильм "Мечтатели", - это Париж. Для многих один из самых романтичных городов мира, что подтверждают и персонажи, которые появляются на экране.
В съемочной группе "Мечтателей" оказалось много профессионалов своего дела, которые помогли Бертолуччи снять выдающийся фильм. Оператор картины - Фабио Чьянкетта. Художниками ленты стали Пьер Дюбуюберранже, Жан Рабасс, Луиз Стьернсворд, за монтаж отвечал Якопо Куадри. Продюсер фильма - Джереми Томас.
О чем картина?
По сюжету фильма "Мечтатели" действие ленты разворачивается непосредственно накануне и во время майских студенческих волнений 1968 года во французской столице.
Зрители знакомятся с американцем Мэттью, который приезжает в Европу по программе студенческого обмена между странами. Его цель - улучшить свое знание французского языка.
При этом большую часть времени в Париже он проводит в Синематеке. Это крупнейший на планете архив фильмов и документов, которые так или иначе связаны с кинематографом. Его окружают подростки и студенты, которые, как и он, буквально помешаны на кино, наслаждаются просмотром современных лент и образцов мировой классики.
В Синематеке он встречает своих ровесников - Тео и Изабель. Молодые люди утверждают, что они близки, так как при рождении были сросшимися близнецами. Новые приятели предлагают Мэттью переехать в их квартиру, пока их родители находятся в отъезде.
Постепенно для американского гостя становится очевидным, что близость между Изабель и Тео буквально балансирует на грани инцеста.
Вокруг бушуют студенческие волнения, но они мало интересуют молодых людей. Они окунаются в пучину психологических и сексуальных экспериментов, которые разворачиваются на территории этой небольшой парижской квартиры.
Вокруг фильма
Жанр фильма "Мечтатели" - эротическая драма. При этом большинство отснятых сцен, посвященных сексуальным взаимоотношениям между Тео и Мэттью, в финальную версию так и не попали. Создатели пришли к выводу, что они оказались слишком провокационными и вызывающими. В этом важное отличие картины от литературного первоисточника.
Знаменитый эпизод, в котором у героини Евы Грин загораются волосы, появился совершенно случайно. Его не было ни в романе Адэра, ни в сценарии. Волосы актрисы загорелись случайно. Режиссер решил, что смотрится это настолько органично, что решил включить эпизод в фильм.
Интересно, что на роль американского студента Мэттью в эротической драме "Мечтатели" приглашали Джейка Джилленхола и Леонардо ди Каприо. Но Джилленхол отказался из-за большого количества слишком откровенных сцен, а ди Каприо предпочел сняться у Мартина Скорсезе в военной драме "Авиатор".
Премьера фильма состоялась на Венецианском кинофестивале в 2003 году. Правда, он был показан вне конкурса.
Вольная трактовка создателями картины молодежной сексуальной революции 1960-х годов стала причиной, по которой фильм активно критиковали, у многих это вызвало откровенное негодование.
Награды и номинации
Несмотря на общее одобрение критиков, фильм "Мечтатели" 2003 года не получил значимых наград, ограничившись престижными номинациями.
Он выдвигался на национальную премию Италии "Давид ди Донателло", Бернардо Бертолуччи и Ева Грин претендовали на премии Европейской киноакадемии.
Картина также номинировалась на премию "Гойя" как лучший европейский фильм, однако награду получила немецкая трагикомедия Вольфганга Беккера "Гуд бай, Ленин!".
Бернардо Бертолуччи
Режиссером фильма "Мечтатели" стал Бернардо Бертолуччи. Он появился на свет в Риме в 1941 году.
Заниматься творчеством начал в 1960-е годы, когда объявил себя последователем Паоло Пазолини и Жан-Люка Годара. Примечательно, что параллельно увлекался фрейдизмом и коммунизмом, умудряясь органично переплетать в своих картинах интимное с социальным.
Его дебютной режиссерской работой стала детективная драма "Костлявая кума". В ней полиция расследует убийство проститутки в возрасте, тело которой было обнаружено на окраине Рима. В этой работе молодой режиссер увлекает зрителя криминальным сюжетом, затрагивая темы человеческой сексуальности, социальной несправедливости, превратностей судьбы.
Во многих своих работах Бертолуччи обращается к запретным и даже табуированным темам. Его интересуют различные формы человеческой сексуальности - триолизм, инцест, гомосексуализм.
Триумфальными стали две его работы начала 1970-х годов. В драме "Конформист" действие фильма разворачивается в Риме в 1938 году. Главный герой аристократ Марчелло Клеричи поступает на службу к фашистам, планирует свадьбу с мало чем примечательной девушкой Джулией, классической представительницей среднего класса. Из его воспоминаний становится ясно, что он ощущает себя жертвой тяжелой наследственности из-за того, что отец лежал в психиатрической лечебнице, а мать была морфинисткой. При этом в подростковом возрасте был подвергнут сексуальному насилию со стороны водителя Лино. Марчелло убежден, что убил его, когда ему было 13 лет.
В 1972 году Бертолуччи снимает эротическую мелодраму "Последнее танго в Париже". В ней рассказывается о 45-летнем американце по имени Пол, который имеет собственный отель в Париже. Его супруга кончает жизнь самоубийством, когда ее муж знакомится с 20-летней Жанной, с которой в тот же день у него начинается роман.
В 1988 году итальянский режиссер становится 2-кратным обладателем премии "Оскар" за историческую драму "Последний император", снятую по его сценарию. Это биография правителя Китая Пу И, на котором закончилась монархия в этой стране.
Его последней лентой стала драма "Я и ты", появившаяся на экранах в 2012 году. Это история об интроверте Лоренцо. Когда его одноклассники отправляются в горы кататься на лыжах, он на все это время тайком от родителей остается в подвале собственного дома. Его одиночество прерывается появлением таинственной девушки, история которой оказывается близка к нему самому и его родным.
В ноябре 2018 году Бертолуччи скончался в Риме. Ему было 77 лет.
Ева Грин
Среди актеров фильма "Мечтатели" зрителям сразу же запомнилась француженка Ева Грин, для которой эта роль стала дебютом на большом экране. На тот момент ей было 23 года. Она была номинирована на премию Европейской киноакадемии, но награду не получила.
Ева Грин в "Мечтателях" играет обворожительную парижанку, которая находится в странных отношениях со своим братом. Ее загадочный и пленительный образ заинтересовал не только критиков, но и режиссеров, которые активно начали приглашать ее сниматься.
Мировая популярность к звезде "Мечтателей" Еве Грин пришла после роли королевы Иерусалима Сибиллы в исторической драме Ридли Скотта "Царство небесное" и девушки Джеймса Бонда в приключенческом боевике Мартина Кэмпбелла "Казино "Рояль".
С середины 2000-х годов преимущественно работает в независимом кино. Ее можно вспомнить по драме Джордана Скотта "Трещины", ленте Бенедека Флигауфа "Чрево", фантастической драме Дэвида Маккензи "Последняя любовь на Земле".
При этом Грин активно участвует в сериалах. Например, за роль Ванессы Айвз в мистическом многосерийном телефильме "Страшные сказки" актриса была удостоена награды "Золотой глобус".
Ее последние работы на данный момент - психологическая драма Романа Полански "Основано на реальных событиях" и драма Лизы Лангсет "Эйфория".
Луи Гаррель
Роль брата Изабель Тео в фильме исполняет Луи Гаррель. "Мечтатели" для этого французского актера становятся не дебютным фильмом, как для Грин, но первым, после которого на него начинают обращать внимание.
Гаррель родился в Париже в 1983 году. Его отец был режиссером, в его картинах Луи начал появляться с 6 лет. Именно роль Тео принесла ему настоящую популярность и успех. Она идеально подошла к его харизматичному образу сурового интеллектуала и нервического красавца.
В 2005 году он исполнил главную роль в драме своего отца "Постоянные любовники", сыграв молодого человека Франсуа. Его роман с новой знакомой Лили разворачивается, как и в "Мечтателях", на фоне студенческий волнений 1968 года в Париже. За эту работу был номинирован на премию "Сезар" как самый многообещающий актер.
В ленте Валерии Бруни-Тедески "Сон предыдущей ночи", премьера которого состоялась на Каннском фестивале, сыграл любовника 40-летней актрисы. В мюзикле "Все песни только о любви" создает образ молодого парижанина, который живет с двумя девушками.
В 2017 г. Гаррель играет заглавного персонажа в биографической мелодраме Мишеля Хазанавичуса "Молодой Годар". Фильм рассказывает об отношениях культового французского режиссера с актрисой Анной Вяземски, которые зародились на съемках драмы "Китаянка" в 1967 году.
Майкл Питт
Майкл Питт в "Мечтателях" создает образ американского студента Мэттью, увлеченного Францией и мировым кинематографом. Питт - действительно американец по национальности, родился в штате Нью-Джерси в 1981 году.
С конца 1990-х снимался в сериале "Закон и порядок". На большом экране дебютировал в драме Марка Кристофера "Студия 54" 1998 года.
Прорывной для него стала роль любовника рок-звезды транссексуала в комедийном мюзикле Джона Кэмерона Митчелла "Хедвиг и злосчастный дюйм". После выхода этой ленты на экраны его начали регулярно приглашать на второстепенные роли в большие голливудские проекты. Например, в триллер Барбе Шредера "Отсчет убийств", драму Ларри Кларка "Садист".
После работы с Бертолуччи блеснул у Гаса Ван Сента в главной роли в биографической драме "Последние дни". Его герой - гранж-музыкант, который употребляет героин и склонен к суициду. В его образе можно увидеть явные отсылки к музыканту Курту Кобейну.
В 2007 году сыграл с Кирой Найтли в главных ролях в мелодраме Франсуа Жирара "Шелк" о французском контрабандисте, который торгует шелком.
Снимался в сериале "Подпольная империя". Среди его последних работ стоит отметить триллер Ариэля Вромена "Преступник" и боевик Руперта Сандерса "Призрак в доспехах".
Киноаллюзии
По отзывам о фильме "Мечтатели", многих он привлек своей вовлеченностью в мировой кинопроцесс, большим количеством самых разнообразных аллюзий.
Художественное полотно этой ленты просто проникнуто синефилией. Герои фильма по ходу сюжета неоднократно воссоздают сцены из их любимых произведений киноискусства, часто повторяют жесты, присущие любимым героям. Чтобы понять все эти отсылки, нужно хорошо и глубоко разбираться в мировом кинематографе.
Например, сцена, в которой Изабель, Тео и Мэттью пробегают через Лувр - повторение эпизода из криминальной драмы Жан-Люка Годара "Посторонние" 1964 года. Когда Тео и Изабель сразу после пробежки произносят фразу: "Мы принимаем его. Он один из нас", она является отсылкой к ленте Тода Браунинга "Уродцы" 1932 года.
В некоторых случаях Бертолуччи сопровождает данные аллюзии сценами из фильмов, к которым они относятся. Например, во время попытки самоубийства зрители видят отрывок из черно-белой драмы "Мушетт" Робера Брессона 1967 г.
Интересно, что вся музыка, которую можно услышать в фильме, взята из других кинолент. Зрители и критики увидели отсылки к нескольким десяткам знаменитых картин. Среди них - трагикомедия Чарли Чаплина "Огни большого города", комедия Луиса Бунюэля "Золотой век", драма Билли Уайлдера "Бульвар Сансет".
Впечатления
Большинство зрителей оставили положительные отзывы о фильме "Мечтатели". Критики отмечали, что большую роль в этой ленте играют волнения на улицах Парижа, которые некоторые считают очередной французской революцией. Ее воплощением становится Тео. Он поддерживает недовольных, но при этом мыслит немного больше, чем они.
Актеры фильма "Мечтатели" заслужили отдельной похвалы. Все три персонажа тщательно проработаны, их образы максимально полно и подробно раскрыты. Важно, что во многом они противоречивы. Например, реалист Мэттью - в душе настоящий романтик, который привык погружать себя в другие измерения с помощью кинематографа.
Изабель становится воплощением любви. При этом сама она не ведает, как ее можно почувствовать. Девушка хорошо представляет себе, как любовь выглядит в кино, но не понимает, что она означает в реальной жизни.
Персонажи быстро оказываются в центре внимания и зрителей, и режиссера. Они совершают шокирующие многих поступки, воплощают в жизнь свои сокровенные сексуальные фантазии. Они служат олицетворением нигилизма и безбашенности, которые так присущи всем молодым людям.
Большое значение в "Мечтателях" имеет их безмятежное поведение, которое кажется наивным, романтичным и неосознанным. Они размышляют о высоком, что, кажется, не должно быть свойственно большинству молодых людей.
Как отмечали в своих рецензиях критики, Бертолуччи в "Мечтателях" произвел на свет сразу трех звезд независимого кино, которые до сих пор остаются популярными, уже после смерти режиссера. Для каждого из них это стала первая значимая роль в карьере, а для Евы Грин и вовсе дебютная в кинематографе. При этом смотрятся они как опытные и зрелые артисты, что свидетельствует об их высоком профессионализме.
В этой картине зрители особенно ярко заметили драйв, который появился у создателя картины. При этом многие обращали внимание, что именно этого не хватало в его работах 1970-1980-х годов. Несмотря на всю свою внешнюю болезненность и клаустрофобичность, фильм оказался очень энергичным, бодрым и молодым, будучи переполнен символами эротизма.
При этом кто-то критиковал Бертолуччи за излишнюю откровенность, увлечение съемками обнаженных героев, утверждая, что настоящие романтики и мечтатели ничего для себя здесь не найдут и не вынесут. Картина осталась одной из самых противоречивых работ в карьере режиссера, она многое значит для понимания его творческого метода и идей.