Что такое авторская речь: правила употребления, пунктуация
Авторская речь – это воплощение образа автора, который несет ответственность за сказанное. Чаще всего встречается в художественной речи, чтобы подчеркнуть речь персонажа. При употреблении важно знать правила расстановки знаков препинания.
Что такое авторская речь: термин
В тексте могут присутствовать разные формы присутствия автора. Более всего проявляется в эпиграфе, заглавии, в конце произведения. Отмечают их в предисловии, в авторских замечаниях, ремарках.
Повествование ведется от какого-либо лица, независимо от того, лирическое оно или эпическое. Это и будет объективная авторская речь, где писатель делает сообщение от своего лица. Употребляются эгоцентрические слова: местоимения «я, ты, этот», наречия «здесь, там, сейчас», показатели субъективной модальности в виде высказываний, вводных слов, которые указывают на говорящего. Авторская речь отличается изобразительностью и выразительностью.
Особенности и характеристики
В художественной прозе, в публицистике авторская речь проявляется в характеристике героев, в пейзаже и обстановке. Читатель ярко представляет замысел писателя или журналиста, который с помощью своих высказываний объясняет свою точку зрения. Чаще всего оформляется от третьего лица. При использовании образа автора-повествователя, лирического героя повествование происходит от первого лица.
Иногда автор уходит от событий рассказа, высказывая при этом личные мысли и чувства. Фрагменты называют авторскими отступлениями. Если автор выражает собственные чувства, это называется лирическим отступлением. Особенностями авторской речи считается использование слов с помощью прямой речи персонажей, в состав которой входят глаголы мысли и чувства "говорят", "возражают", "подтверждается", "возмущаются", "удивляются".
Грамматическая полнота
Все предложения, включая авторскую речь, делятся на три основных вида. В первой группе находятся предложения, состоящие только из грамматической основы. Во вторую относят эллиптические конструкции, в которых отсутствует один из главных членов. К третьей группе относят распространенные предложения, с полной грамматической основой и второстепенными членами. Первый вид не часто используется в авторской речи, однако предложения используют, чтобы достичь эмоционального напряженного повествования.
Способы передачи авторской речи
Правила о знаках препинания в авторской речи важно соблюдать при оформлении предложений на письме. Слова автора могут находиться в разных позициях по отношению к прямой речи.
Находятся перед речью героя. Тогда после нее необходимо поставить двоеточие и знак препинания, указывающий на характер высказывания.
Мама подумала и сказала: «Что же ты, боялся быть непонятым?»
Стоит после слов говорящего. В этом случае сначала ставят знак вопроса, восклицания, запятую, многоточие, а только после этого тире.
«Это уже готовое изделие?» - спросила Анна у директора.
«Ах, как скучно с вами!» - воскликнула Мария Скачко горячо.
«Это не сложно, я мигом справлюсь», - подумал юнга.
Разделять прямую речь на две части. Тогда перед словами автора необходимо поставить знак пунктуации в зависимости от характера первой части прямой речи, а за ним тире. Если предложение закончено, ставят точку, если нет – запятую.
«Меня зовут Миланья, - тихо сказала девушка, - но все называют меня Милая».
Если слова автора включают в себя два глагола со значением высказывания, каждый из которых находится в первой и второй части, необходимо поставить двоеточие и тире.
«Не молчи, скажи что-нибудь, - попросила она и добавила: - Пожалуйста!»
В рассказе есть слова автора и других лиц. Введение их в предложение происходит несколькими способами: с помощью прямой речи, косвенной речью, диалогом, несобственно-прямой речью.
Схематическое оформление
Условные обозначения помогают понять, где заканчиваются авторские слова и начинается прямая речь. Большая буква «А» указывает на то, что слова автора необходимо писать с прописной буквы. Если буква «а» маленькая, то со строчной.
Есть несколько вариантов оформления предложений с помощью схемы. Их нужно запомнить.
"П", – а. "П!" – а. "П?" – а.
«Я тоже буду помогать малышам», - согласился Петя.
«Ну ты молодец!» - воскликнул я.
«И что ты предлагаешь делать?» - спросил я, не надеясь на его ответ.
А: "П". А: "П!" А: "П?"
Я долго думал, а потом выпалил: «Сам исправляю ситуацию».
Неожиданно для меня, он воскликнул: «Как я рад тебя видеть!»
Может это было неуместно, но я спросил: «Кому нужна помощь?»
"П, – а, – п". "П, – а. – П".
«Наш разговор был коротким, - сказала Мария Петровна, - но я думаю, что он будет исправлять ситуацию».
«Мы собираемся на озеро, пока погода не испортилась, - продолжала бормотать Люся. – Так что, поторопись, а то нас застанет дождь».
А: "П" – а. А: "П!" – а. А: "П?" – а.
Папа ответил: «Я помогу сделать тебе новый домик» - и снова продолжил распиливать доски.
Она вскрикнула: «Не может быть!» - и быстро умчалась на кухню.
Бабушка долго думала, прежде чем спросила: «Сколько же пирожков тебе нужно испечь?» - и продолжила месить тесто.
С помощью речи автора мы знакомимся с темой произведения или текста. Использование ее в художественной литературе позволяет понять героя, отношение автора к нему. Так раскрывается характер и особенности произведения. Именно это привлекает читателя.