Пале-Рояль в Париже: описание, история, архитектор
Одной из выдающихся достопримечательностей Франции является Пале-Рояль в Париже, роскошный дворцово-парковый комплекс, бывший некогда резиденцией самых влиятельных персон государства. Прямо напротив станции метрополитена Palais-Royal-Musee-du-Louvre и северной стороны Лувра раскинулся величественный дворец с площадью и садом, скрытым за окружающими его старинными зданиями. История комплекса Palais-Royal началась в XVII веке, когда дворец был назван Кардинальским и принадлежал первому королевскому министру герцогу де Ришелье. С тех пор строение и окружающее его пространство претерпели множество перемен и реконструкций. Но по-прежнему Пале-Рояль можно считать «столицей Парижа», как писал о нем Карамзин, путешествуя по Франции в 1790 году.
Наследие кардинала
Когда в 1624 году кардинал де Ришелье занял пост первого министра и главы правительства Людовика XIII, он подыскивал достойное своему положению обиталище в непосредственной близости от Лувра. Им стало крупное поместье Анжен с несколькими зданиями, садом и оборонительными сооружениями. Для реконструкции дворца Ришелье привлек одного из лучших парижских архитекторов Жака Лемерсье, который виртуозно соединил элементы классицизма и барокко.
Работы велись с 1633 по 1639 год, а когда строительство было закончено, дворец, получивший название Пале-Кардиналь, составил конкуренцию жилищу французских королей. Площадь Лувра в те времена был в раза четыре меньше, а внешний облик гораздо скромнее нынешнего. Людовик XIII этим обстоятельством был весьма недоволен, но кардинал дипломатично решил инцидент, составив завещание, по которому его дворец переходил в пользу короля.
После смерти Ришелье в декабре 1642 года Людовик XIII полгода владел пышной резиденцией кардинала, дожив до мая 1643 года. Вдовствующая супруга короля Анна Австрийская, регентша пятилетнего Людовика XIV, переезжает с юным королем и его трехлетним братом в Пале-Кардиналь. Королева, вечная противница Ришелье, переименовывает Пале-Кардиналь в Пале-Рояль. Дворец также становится обиталищем кардинала Мазарини, министра Франции и протеже Анны.
Будущий Король-Солнце провел в этих апартаментах все детство, но покинув дворец, он никогда в него не возвращался. Однако один из флигелей монарх предоставил в распоряжение своей официальной фаворитки герцогини Луизы де Лавальер. А в 1680 году, согласно декрету монарха, при Пале-Рояль был основан театр «Комеди Франсез».
Резиденция герцогов Орлеанских
С 1661 года Людовик XIV сосредоточился на возведении Версаля, а Пале-Рояль в Париже передал во владение младшему брату Филиппу I Орлеанскому. Глобальные изменения дворцовый комплекс претерпел в конце XVIII столетия при герцоге Луи Филиппе Орлеанском (Эгалите). Ему постоянно недоставало денег для его роскошного образа жизни, и он придумал, как извлечь регулярный доход посредством своей недвижимости. Архитектор Виктор Луи с трех сторон по периметру сада построил однотипные дома с арочными галереями на первых этажах, где разместились первые парижские кофейни, модные клубы и бесчисленные торговые лавки.
Парижский центр развлечений
Аркада вокруг дворца стала местом дорогим и престижным. Очень образное описание Пале-Рояля в Париже конца XVIII можно найти в «Письмах русского путешественника» Николая Карамзина. В галереях торговали ювелирными изделиями, драгоценными камнями, произведениями искусства, товарами, привезенными со всех концов света, книгами и рукописями, великолепными тканями и множеством разных диковинок. Дворцовый парк, где развернулся цирк-шапито, театр «Комеди Франсез», галереи с их кофейными домами и ярко освещенными витринами были всегда полны народом, они стали модным местом развлечения парижан. Довольно быстро здесь появились игорные дома и увеселительные заведения. Полиция не появлялась в районе Пале-Рояля, получив запрет на патрулирование этой территории.
В период Французской республики
После революционных событий в 1793 году Эгалите был казнен, а дворец национализирован. В 1814 году, при восстановлении монархии, Людовик XVIII вернул Орлеанскому семейству их имущество. Дворцовый интерьер был полностью обновлен архитектором Пьером Франсуа Фонтеном, торговые и развлекательные заведения в галереях закрыты, а Пале-Рояль в Париже стал блистательным сосредоточием светской жизни высшего общества. В 1848 году во время очередной революции дворец был разграблен, а при Парижской коммуне, как символ монархической власти, подвергся сожжению. Некоторые части здания и внутренние помещения полностью сгорели. Пале-Рояль перешел в собственность государства, в 1873 году был восстановлен городскими властями, после чего в нем разместились правительственные учреждения.
Последняя реконструкция проходила в 1980 годах. Поскольку здание сейчас занято Министерством культуры, Государственным и Конституционным советами, дворец, кроме западного крыла, практически не доступен для туристов.
Колонны Бюрена
Во время последней реставрации министерство культуры решило обновить площадь перед входом во дворец. С 1980 года, в рамках программы «Две площади», скульптурное оформление проектировал популярный во Франции художник-концептуалист Даниэль Бюрен. Его творческая стратегия, изображающая чередование цветных и белых полос, воплотилась в колоссальной пространственной инсталляции: в геометрическом порядке на площади выстроились 260 разноуровневых колонн. Их черно-белая мраморная облицовка создает контрастный рисунок вертикальных полос.
Когда министерство культуры обнародовало проект, его реализация вызвала бурные протесты общественности. Митинги против подобного украшательства исторической архитектуры в Париже не прекращались и после установки скульптурной композиции в 1986 году. Тем не менее со временем колонны Бюрена превратились в экстравагантную достопримечательность города, фигурируют в некоторых фильмах и полюбились парижанам.
Фонтаны Бюри
Годом раньше полосатых колонн Бюрена перед входом во дворец были установлены два фонтана скульптора и живописца Поля Бюри, работавшего в направлении кинетического искусства. Это металлические шары, выложенные на плоскости, с которой стекает вода. Посредством отражения движущихся объектов на сферической поверхности шаров, которые, в свою очередь, отражаются в воде, Поль Бюри воплотил идею динамической пластики. Разделенные колоннадой, фонтаны Бюри и скульптурная инсталляция Бюрена стали взаимодополняющими элементами единой композиции.
«Комеди Франсез»
Театр был устроен в Пале-Рояле по распоряжению кардинала Ришелье. Для этого архитектор Жак Лемерсье использовал восточное крыло дворца. Открывшийся в 1641 году театр назывался Большим залом Пале-Кардиналь. Здесь в 1660-1673 году, чередуясь с итальянскими актерами, играла труппа Мольера и ставились его комедии. После смерти великого комедиографа в 1763 году «Парижская опера» под управлением Люлли вытеснила мольеровский театр. После пожара 1781 года для оперы было построено другое здание, а дворцовое крыло отстроено заново для театра «Комеди Франсез», основанного Людовиком XIV.
На тот момент в Париже работало два конкурирующих, театра: «Отель Генего», мольеровская труппа, представляющая комедии, и «Бургундский отель», где ставились трагедии. Декретом Людовика XIV обе труппы были объединены в единый театр, который открылся в 1680 году. Сегодня здесь представлен исключительно французский классический репертуар.
Парк
Тихий уютный сад размещается позади Пале-Рояля. Его окружают четырехэтажные здания с аркадами, в которых некогда размещались знаменитые галереи герцога Орлеанского. Центр парка занимает большой круглый фонтан. Недалеко от него, на условной линии Парижского меридиана, установлена небольшого размера бронзовая пушка. С 1786 по 1998 год здесь находился ее прототип, оборудованный хитроумным механизмом часовщика Руссо. В летние месяцы лучи солнца, проходя через оптическое устройство, воспламеняли пушечный заряд, и орудие стреляло ровно в полдень.
Не каждый гид в Париже поведет экскурсию по садовым аллеям — достопримечательностей найдется немного. Но парижане любят этот живописный городской уголок с его милыми клумбами и липовыми аллеями, весенним цветением магнолий и нарциссов. Здесь немноголюдно и тихо, и только по воскресеньям спокойствие нарушают свадебные группы, которые предпочитают фотографироваться на фоне этого столичного оазиса.