Моле Антонеллиана. Талант и амбиции
Символом города может стать событие, исторический персонаж или легенда. Но чаще всего символом называют архитектурный объект. Камень хорошо сопротивляется давлению времени. Сооружения из этого материала становятся символом города на века - Римский Колизей, Московский кремль, Девичья Башня в Баку. Для Турина таким символом стала Моле Антонеллиана.
Новая архитектура
19-й век называют эпохой "нео". Переделка и переосмысление коснулись всех сфер деятельности. Традиционные направления литературы, музыки, философии в девятнадцатом столетии получают приставку "нео". Архитектура не осталась в стороне. Здания в стиле неоклассицизма и неоготики появляются по всей Европе.
Первые археологические раскопки в Греции и Италии вернули архитекторов в эпоху античности. Интерес к принципам строительства древних зодчих лежит в основе неоклассицизма. Чистота линий, соблюдение пропорций, изящный и легкий декор, утонченная цветовая палитра - все это проглядывается в сооружениях европейских архитекторов.
Новый взгляд на традиции средневекового зодчества привел к появлению стиля неоготика. Стремящиеся ввысь колонны, легкие арки, витражи и ажурная лепнина, каркасный свод - в новом прочтении все эти элементы мы видим в облике многих европейских городов.
Туринская башня - уникальное сооружение, гармонично соединившее соперничающие направления.
Алессандро Антонелли
Итальянский архитектор в каждом своем проекте бросал вызов профессиональному сообществу и обывателям. Получив образование в Милане и Турине, в дальнейшем совершенствовал свое мастерство в Риме. Разработал функциональные принципы архитектуры в градостроительстве. Будучи членом Общественного совета Турина и провинции Новара, активно претворял свои идеи в действительность как автор проектов плановой застройки Феррары и Новары. Самыми известными работами стали: Кафедральный собор Новары, Базилика Св. Гауденцио в Новаре и Моле Антонеллиана в Турине.
"Невозможная" архитектура
Почти все творения Антонелли имеют характеристику "самый". Самое высокое здание в городе, самое высокое кирпичное строение в Европе - так описывают построенное архитектором.
Но есть еще "Кусок поленты" - самый странный жилой дом в мире. Доставшийся случайно в собственность небольшой треугольный участок земли энтузиазма у архитектора, привыкшего к масштабным проектам, не вызывал. Договориться с соседями о покупке их участков, чтобы увеличить площадь строительства, не удалось. И тогда Алессандро Антонелли, по некоторым свидетельствам, заключив пари, приступает к возведению многоэтажного жилого дома. Законченное в 1884 году здание имеет 2 подземных этажа-фундамента и 7 этажей на поверхности. Дом в форме трапеции местные жители назвали "кусок поленты", проигнорировав официальное название. Размеры "кусочка": 17 м по длинной стороне трапеции, широкое основание - 4,3 м, узкое - 54 см, площадь этажа - 36,5 кв. м. Casa Scaccabarozzi включен во все путеводители по Италии в раздел "Что посмотреть в Турине".
История создания Моле
Самое известное творение мастера, носящее его имя, создавалось в результате борьбы заказчика и исполнителя. В период бурного строительства Турина еврейская община заключила договор с Алессандро Антонелли на строительство главной синагоги города. Амбиции архитектора не позволили ему удержаться в рамках выделенного бюджета, итоговая смета превысила плановую почти в три раза.
В процессе строительства проект неоднократно изменялся. Еврейская община отказалась от сотрудничества, когда стало понятно, что финальная версия не только превышает начальный вариант на 100 м, но и совершенно не соответствует архитектурным канонам строительства синагог. Шпиль в неоготическом стиле делал здание похожим на католический собор. Работы возобновились после того, как муниципалитет Турина выкупил "недострой", предоставив общине другое место для синагоги.
90-летний Алессандро лично руководил постройкой, не дожив до ее окончания меньше года. В 1889 году строительство здания высотой 167,5 м, включая 47-метровый шпиль, было закончено. Моле Антонеллиана стала самым высоким кирпичным строением в Европе.
Только символ
Уникальное сооружение, видимое из любой точки города, ставшее символом Турина, оказалось малофункциональным. Практическое применение зданию нашли только в 1909 году. Там открыли музей итальянского освободительного движения - музей Рисорджименто. В 1938 году его перенесли в палаццо Кариньяно. Моле Антонеллиана снова осталось только символом - красивый вид на туристической открытке.
В 1961 году, после урагана, в здании была проведена глубокая реконструкция. Восстановили поваленный шпиль, укрепили изнутри железобетоном и стальными конструкциями купол и стены. Кирпичная кладка осталась только на внешней стороне купола. Символ города, изображенный на 2-центовой итальянской монете, работал как смотровая площадка. Виды на Турин с купола несостоявшейся синагоги и бывшего музея открывались великолепные.
Музей кино
Нашли практическое применение зданию только в 2000 году. И снова там музей - Национальный музей кино. Несмотря на эпитет "национальный", выставки музея подробно рассказывают мировую историю кинематографа: от первых аппаратов движущихся проекций до артефактов современного кинопроизводства.
Большая часть экспозиции посвящена искусству фотографии. Есть разделы, показывающие подробно все этапы производства фильмов, интерактивные залы, в которых открываются тайны оптики. Огромная коллекция афиш и постеров кинолент разных времен. На многочисленных киноэкранах демонстрируются кадры легендарных фильмов.
Посетить музей и смотровую площадку можно с 9:00 до 22:00 по адресу: Via Montebello, 20, Турин, Италия.