Фильмы с Олегом Далем: "Земля Санникова", "Старая, старая сказка", "Приключения принца Флоризеля" и другие
Говорить об этом известнейшем советском актере и любимце миллионов зрителей является достаточно сложной задачей. Как вспоминали его друзья и современники, Олег Даль был тем артистом, который вообще не играл никаких ролей. Вместо этого он все время продолжал существовать в своем, присущем только ему, единственном и неизменном образе, который он время от времени лишь немного менял, направляя для воплощения той или иной новой роли.
Куда проще говорить о фильмах с Олегом Далем, среди которых практически не было проходных. И сегодня мы будем вспоминать лучшие из них.
Краткая биография
Местом рождения Олега Ивановича стал маленький подмосковный город Люблино, в котором он и появился на свет 25 мая 1941 года в семье инженера и учительницы. Творческие наклонности ему привил отец, который всю свою жизнь увлекался музыкой, Всю жизнь Иван Зиновьевич любил музыку, сам научился играть на мандолине, обладал незаурядными певческими способностями, а в молодости играл в самодеятельном театре.
Несмотря на проблемы с сердцем, которые обнаружились у Олега Ивановича еще в раннем детстве, и мнение родителей, мечтавших о том, что у их сына будет более приземленная и спокойная профессия, после окончания школы Даль стал студентом Высшего театрального училища имени М. С. Щепкина.
Знакомство с кинематографом состоялось у него в 1962 году, когда он был еще студентом-третьекурсником. Вся же фильмография Олега Даля за его, к большому сожалению, недолгую жизнь составила 29 работ в кино, среди которых наиболее полюбившимися зрителям стали роли в таких картинах, как "Хроника пикирующего бомбардировщика", "Король Лир", "Тень", "Плохой хороший человек", "Звезда пленительного счастья", "Не может быть!", "Вариант «Омега»", "Как Иванушка-дурачок за чудом ходил", "В четверг и больше никогда", "Расписание на послезавтра", "Мы смерти смотрели в лицо" и его последнем фильме "Незваный друг".
Каждый из сыгранных им героев был наделен его грустным обаянием, являющимся одной из характерных черт этого замечательного актера, скончавшегося в возрасте тридцати девяти лет от остановки сердца...
Первые роли
Первым из числа фильмов с Олегом Далем, его дебютом в кино, начавшимся сразу с главной роли, стала картина "Мой младший брат", вышедшая на экраны в 1962 году. Начинающему актеру досталась роль Алика Крамера, начинающего поэта с завышенной самооценкой, но тем не менее обаятельного и милого. Пройдя через все трудности, в конечном итоге Алик открыл для себя новый и удивительный мир, наполненный настоящими друзьями, трудом и романтикой.
Через год вышло еще две киноленты, в которых творческий талант актера проявился еще больше. В мелодраме "Первый троллейбус" Даль исполнил образ Сени, одного из главных героев картины, помогающего симпатичной девушке-водителю троллейбуса Светлане вернуться на любимую работу, которую она бросила из-за упреков родителей.
Следующим из первых фильмов с Олегом Далем стал замечательный детектив "Человек, который сомневается", достаточно нетипичный для советского кино 60-х годов. В этой картине актер снова сыграл главную роль осужденного Бориса Дуленко, над которым повисло страшное обвинение в изнасиловании и убийстве девушки, блестяще воплотив на экране всю драматичность душевного состояния своего героя, под пытками признавшегося в преступлении, которого не совершал.
Такими были первые шаги Олега Даля в кино. Однако миллионам советских, а потом и российских зрителей актер прежде всего запомнился по ролям в картинах, на которых мы подробно остановимся ниже.
“Женя, Женечка и «Катюша»”
Эта, сегодня уже считающаяся одним из бесспорных шедевров советского кино, военная мелодрама вышла на экраны страны 21 августа 1967 года. Главный герой картины рядовой Женя Колышкин, роль которого исполнил Даль, влюбился в младшего сержанта Женечку Земляникину, самую красивую девушку в его отряде. Однако прелестница-связистка, привыкшая к повышенному мужскому вниманию, не восприняла ухаживаний рядового Колышкина всерьез.
Когда же наконец девушка обращает внимание на забавного интеллигентного Женю и в конце концов влюбляется в него, волею судьбы влюбленная пара разлучается друг с другом и встречается снова лишь в последние дни Великой Отечественной войны. Но счастливого конца у фильма не будет - Женечку Земляникину на глазах Жени Колышкина убивает фашист...
Примечательно, что на главную роль в этом фильме Олега Даля долго не хотели брать. Однако образ вчерашнего романтичного и смешного школьника, которого делает настоящим мужчиной пережитое горе, вот уже более полувека любим несколькими поколениями нашей страны.
«Старая, старая сказка»
1968 год привнес в копилку самых ярких ролей Олега Даля образ сказочника из бедного и серого мира, пытаясь выбраться из которого он придумал сказку, в которой сам же и предстал в роли обыкновенного солдата, у которого окончился срок службы, и он отправился на поиски своего нехитрого счастья.
На его пути встречается и злая колдунья, и добрый волшебник, и много других сказочных героев и приключений. Но когда солдат попадает в королевство с нищим королем, знакомится с красивой своенравной принцессой и влюбляется в нее, его прежняя жизнь полностью заканчивается. Теперь ему во что бы то ни стало нужно завоевать ее сердце.
Из всех фильмов с Олегом Далем эта картина стоит на особенном месте. После ее премьеры к актеру пришла настоящая слава, а самую достаточно грустную сказку о храбром веселом солдате и своенравной принцессе по-прежнему помнят и любят зрители всех возрастов.
“Земля Санникова”
В этом фильме, снятом по мотивам романа советского писателя-фантаста В.Обручева и вышедшем на экраны в 1973 году, Олег Даль исполнил роль офицера-авантюриста Евгения Крестовского.
Сюжет картины заключается в существовании легенды о некой загадочной и теплой Земле Санникова, простирающейся где-то далеко за Полярным кругом, на поиски которой отправляется экспедиция, ожидая найти золото и богатства. После множества приключений, эта неизведанная земля была найдена. Однако вследствие разногласий с племенем местных жителей, все путешественники оказываются на краю гибели.
Помимо Олега Даля, актерами фильма "Земля Санникова", лидера проката 1973 года, стали такие звезды советского кино, как Владислав Дворжецкий, Георгий Вицин, Махмуд Эсамбаев и Юрий Назаров.
“Золотая мина”
Премьера этого двухсерийного детективного телефильма, в котором актеру досталась роль особо опасного преступника-рецидивиста Бориса Брунова, состоялась в июне 1978 года.
По сюжету герой Олега Даля в "Золотой мине" сбежал из колонии, и все попытки милиции его задержать оказались тщетными. Достаточно редкий для актера образ преступника и главного отрицательного персонажа фильма, сам по себе особо ничем не примечательный, благодаря филигранной игре изучаемого актера стал одним из самых ярких и запоминающихся в картине. Даже не пытаясь найти в своем герое хоть какую-то положительную черту, актер превратил Бориса Брунова в настоящего матерого волка, коварного, беспощадного и способного даже на убийство, при этом оставив ему свое знаменитое обаяние.
Благодаря гениальной игре Олега Даля, рядовой советский детектив превратился в настоящее событие, став в один ряд с фильмами, к которым зрители могут возвращаться постоянно.
“Приключения принца Флоризеля”
Важно упомянуть еще одну интересную картину. Снятый еще в 1979 году приключенческий трехсерийный фильм "Клуб самоубийц, или Приключения титулованной особы", вышел на телеэкраны под названием «Приключения принца Флоризеля» лишь в январе 1981 года, незадолго до смерти Олега Даля, исполнившего в нем главную роль самого принца.
В этой изящной и красивой ленте, наполненной захватывающими приключениями, нет ни комедийной составляющей, ни как таковой детективной линии. Однако при этом весь фильм буквально пронизан тонким юмором и духом авантюризма. Высокий, красивый и аристократичный Флоризель, являющийся титулованной особой и принцем далекой вымышленной страны Бакардии, занимается расследованием и раскрытием преступлений, совершаемых участниками некого тайного клуба.
Со своей ролью актер справился великолепно. Элегантный и насквозь ироничный принц Флоризель в исполнении Олега Даля вызвал симпатии миллионов зрителей и запомнился ими на многие годы.
“Отпуск в сентябре”
В том же 1979 году увидела свет и двухсерийная психологическая драма “Отпуск в сентябре”, один из самых депрессивных и последних в жизни Олега Даля фильмов, снятый по мотивам пьесы А.Вампилова «Утиная охота».
Его герой инженер Виктор Зилов, наконец, получил ключи от долгожданной новой квартиры, но совершенно им не рад. Он талантливый инженер, безмерно уставший не только от работы, но и от всей своей бессмысленной жизни. Он много пьет, не верен ни жене, ни любовнице, и умудрился поссориться даже со всеми своими друзьями, с каждым эпизодом все больше приближаясь к границе между жизнью и смертью.
Об этой роли Олег Даль, знакомый с пьесой, мечтал давно. Режиссер Виталий Мельников, единственный, кто отважился экранизировать это мрачное произведение, впоследствии вспоминал, что во время съемок казалось, будто Даль совсем не играет своего героя, и пытается даже не рассказать, а прокричать окружающим о себе и своем состоянии, похожем на разрастающуюся внутри него бездну.
Роль Виктора Зилова стала лучшей работой Олега Даля. Однако увидеть сам фильм на экране он уже не успел, поскольку вскоре “Отпуск в сентябре” был "положен на полку" и был показан в телеэфире лишь в 1987 году, через шесть лет после смерти великого актера...