Кийский крест: история, описание, в чем помогает

Кийский крест патриарха Никона представляет собой мощевик, который был изготовлен по его заказу. Первоначально он предназначался для Онежского монастыря. Мощевики – это общее название емкостей, где хранились частицы мощей святых. Их изготавливают в различных формах, одной из которых является напрестольный крест. В них могут содержаться частички и одного, и нескольких святых. В описываемом мощевике их 108. О том, в чем помогает Кийский крест в Крапивниках и его истории будет рассказано в статье.

История создания

В России с 1652 по 1666 г. патриархом был Никон, при котором началось изготовление крестов, «мерой и по подобию Христову». Для создаваемых им монастырей в Палестине Никон заказал несколько таких. На острове Кие, где во время бури в 1639 г. ему удалось спастись. Здесь был возведен Онежский Крестный монастырь, где и установили один из таких мощевиков, откуда и появилось его название.

Он был сделан из кипарисового дерева, а размер его составлял 310 на 192 на 8 см, что соответствовало параметрам того, на котором был распят Иисус. Его форма семиконечная – над горизонтальной верхней перекладиной нет вертикального выступа. Во второй половине 17 в. эта форма креста явилась образцом для повторения, в том числе и для закладных, ставившихся в северных храмах. Последние завершали строительные леса при возведении зданий, и на них делалась надпись.

Путешествие на остров

Первоначально из Палестины крест был привезен в Москву. Там его освятили 01.08.1656 г., о чем в нижней его части и была сделана памятная надпись. Царь Алексей Михайлович распорядился отправить его в 1657 г. на Кий-остров с большими почестями.

Его сопровождали представители духовенства и рота драгунов. Она была вооружена самым серьезным образом. Это были 108 больших и малых чугунных пушек, ядра, бердыши, солидный запас пороха. При этом они громко стучали в барабаны, отбивая торжественный марш.

Там, где совершались остановки на ночлег, делались и освещались копии. Одна из них хранилась в городе Онеге, в церкви Воскрешения Лазаря. Сейчас она находится в Троицком соборе.

Главная святыня

Реликвия была доставлена на остров в Онежский монастырь в марте 1657 г. Именно с этого времени в письменных литературных источниках его стали официально называть Кийским или Никоновским крестом.

В монастыре его считали самой главной святыней. В Воздвиженском соборе он занял место храмового образа, находясь справа от царских врат. Изначально его водрузили на каменной плите, а затем перенесли в монастырскую усыпальницу.

Позже поставили на высокое ступенчатое основание. По обеим сторонам от него располагались иконы равноапостольных Елены и Константина. А еще по сторонам были изображения ктиторов – это лица, которые выделили средства на строительство и украшение монастыря иконами, фресками.

В Кийском кресте размещено 108 частиц от мощей святых, а также 16 камней, взятых с мест, связанных с библейскими событиями. В центре – серебряный ковчежец, содержащий частицы Животворящего Креста и Христовой Ризы. Украшают реликвию шесть малых деревянных крестов. На них изображены двунадесятые праздники. Их в середине 17 в. привезли с Афона.

Подробное описание

В описи монастыря, относящейся к 1819 г., есть подробное описание Кийского креста и вложенных в него реликвий. Среди них, в частности, упоминается о:

  • серебряном кованом ковчеге с позолотой, содержащем частички животворящей крови Христовой;
  • части его ризы;
  • частичках молока Богородицы;
  • крови Иоанна Предтечи;
  • крови Апостола Павла;
  • древе Креста Господня.

Над этим ковчегом располагается резной херувим, также серебряный, позолоченный. Вместе с ковчегом он весит три фунта. Вверху в середине древа находится звезда из того же материала, а в ней – части камней, взятые из гроба Господня.

На этом кресте – еще шесть небольших, кипарисных, с изображением двунадесятых праздников, а также небольшой серебряный крест, на котором вырезан образ распятия Христова. Повыше подножия находится второй позолоченный серебряный ковчег, в котором также есть части древа Креста Господня, которые весят шестьдесят пять золотников.

Сегодня из описанного ни один из ковчегов со святынями не сохранился.

На средства архиепископа Олонецкого Игнатия, который вложил в Крестный монастырь пять тысяч рублей, вокруг описываемой реликвии в 1843 г. соорудили киот из мрамора. На его розовом поле была сделана надпись, где упомянуто имя дарителя. Осталось изображение мощевика в новом киоте.

Почитание в царской семье

Реликвия была очень почитаема среди членов царской фамилии. В домовой казне патриарха Никона имелась запись, датированная 1658 г. В ней упоминается о двух больших иконах, написанных «к большому кипарисному кресту». На одной из них изображен равноапостольный царь Константин, рядом с ним царь Алексей Михайлович вместе с патриархом Никоном.

На другой представлена равноапостольная царица Елена вместе с царицей Марией Ильиничной и царевичем Алексеем Алексеевичем. Обе они были исполнены иконописцем Иваном Салтановым. Он был придворным художником при Алексее Михайловиче и его преемниках. Позже были созданы и другие варианты.

Утраченные мощи

Во второй половине 19 в. настоятели Онежского монастыря в своих донесениях сообщали о том, что часть мощей была утрачена. Так, например. В 1876 г. архимандрит Нектарий указывает на отсутствие мощей великомученика Прокопия и пророка Даниила.

Он предполагает, что, скорее всего, они были утеряны при перенесении святого креста по неудобному пути из монастыря при нашествии неприятеля. Тогда в 1854 г. англичане вплотную подошли к Соловецкому монастырю, в связи с чем реликвия и была вывезена из обители.

После закрытия монастыря

В Крестовоздвиженском соборе Онежского монастыря мощевик находился до 1923 г., пока обитель не была закрыта. До этого покидал он данное место лишь единожды, в 1854 г., что было связано с нашествием англичан, о чем было сказано выше.

В 1930 г. крест передали в музей антирелигиозной направленности, находившийся в Соловецком лагере, являвшемся отделением Архангельского общества краеведов. Он располагался в Благовещенской церкви в Соловецком монастыре.

В 1939-м в составе коллекции упраздненного музея его отправили в Москву, передав в запасники филиала Исторического музея, находящегося в Новодевичьем монастыре. Оттуда в августе 1991 г. Кийский крест передали в храм, посвященный преподобному Сергию Радонежскому. Теперь он является доступным для поклонения. Его адрес: Москва, Крапивенский переулок, 4.

Современная копия, сделанная в 2005 г., сейчас находится в Онежском Крестовоздвиженском монастыре, на острове Кий.

Преобразования реликвии

Уникальный мощевик явился символом преемственности многовековых христианских традиций исторической Палестины. Кийский крест в Москве был дополнен рядом элементов. При этом были сохранены на двух его сторонах:

  • части дерева Креста Господня Животворящего;
  • камни, взятые с мест евангельских событий;
  • части святых мощей русских и восточнохристианских святых.

Реликвию «обложили» серебром, слюдой, оставив изображения христианских праздников. В Кийском кресте в Крапивниках остались врезанные в вертикальное дерево шесть четырехконечных распятий, размер которых 10,5 на 7,5 на 0,7 см. Сейчас один из них утрачен. Они украшены миниатюрной резьбой с расположенными на ней клеймами с праздниками и евангелистами.

Сегодня святыни, вложенные в Радонежский Кийский крест, обрамляют 16 серебряных восьмиконечных звезд, закрытых 104 пластинами из серебра. На них сделана гравировка, изображающая по пояс тех святых, мощи которых размещены прямо под ними в ковчегах прямоугольной формы.

Эти образы исполнили русские мастера, основываясь на иконописных подлинниках. Под нижней перекладиной размещена серебряная с позолотой пластина прямоугольной формы. Ее размеры 25,5 на 18,3 см.

На торцах и по периметру мощевик имеет геометрический орнамент, покрытый серебряной басмой. Нужно отметить, что художественная программа Никонова креста является уникальной. Она не имеет аналогов ни в византийском, ни в западном, ни в русском искусстве.

В чем помогает Кийский крест

В Москве можно прийти на поклонение к животворящему кресту. Как писал патриарх Никон, тому, кто делает с верой, силой этой святой реликвии будет дана благодать. То есть на этого человека снизойдет милость и доброта Бога, которые изменят его сердце, приблизит их ко Всевышнему. А также, по словам Никона, молитва перед этим мощевиком поможет тем, кто собирается совершить путешествие по святым местам в Иерусалим, Христос будет присматривать за ними.

Как учат христианские богословы, поклонение Кийскому Кресту помогает исцелить различные недуги. А также к его помощи стоит прибегать, когда в жизни человека случаются тяжелые ситуации. Например, это может быть уход из жизни близкого человека, распад семьи, неприятности, касающиеся детей, конфликт с начальством. Поклонение реликвии даст обращающемуся к ней просветление ума, поддержку, восстановление и духовных, и физических сил.

Комментарии