Фильмы про дома с тайнами. Жанровые клише и смелые эксперименты

Фильмов в жанре «дом с тайной» не сосчитать. Большая их часть начинается с того, что молодая семья переезжает в старинный особняк где-нибудь в глуши или на окраине, в котором кто-то до них трагически погиб или умер жуткой насильственной смертью. Львиная доля безвременно ушедших прежних хозяев пытается заявить о своих правах на жилище или мстит всем новоприбывшим. Этот мотив берет свое начало в готической литературе, где события многих произведений разворачиваются в таинственных замках и мрачных крепостях. С течением времени замки трансформировались в старинные усадьбы в загородной местности, которые зачастую сами по себе выступают в качестве чудовищ, к примеру, «Дом-монстр» (2006-й).

Архетипический кошмар

Самый интересный эксперимент в категории «фильмы про дома с тайнами» провел режиссер Дрю Годдард в тандеме со сценаристом и продюсером Джоссом Уидоном в проекте «Хижина в лесу». С самого начала зрителю начинает казаться, что картина представляет собой традиционный сборник знакомых хоррор-клише, но ближе к финалу выясняется, что злом является корпорация, экспериментирующая со множеством монстров, которых мы имеем возможность лицезреть в разных жанровых образчиках.

Традиционный сюжет фильмов про дома с тайнами можно рассматривать как еще один архетипический кошмар (зло в сердце моей крепости, дома - символа семейного очага, безопасности и уюта) и пример всеобщего увлечения роковыми ошибками и их последствиями. Чаще всего призраки, демоны и другие твари ассоциируются с грехами прошлого – грехами общины, семейства, человечества в целом. Так, в кино «Ужас Амитивилля» дом выстроен на древнем индейском кладбище, а Фредди Крюгер отнимает жизни детей тех, кто с ним жестоко расправился. Но порой сценаристы проявляют куда большую изобретательность.

Нетривиальный проект

Работу режиссера Николаса МакКарти «Дом», получившую в отечественном прокате подзаголовок «Перед дверью дьявола», смело можно отнести к фильмам про дома с тайнами. Автор известен публике по фильму «Пакт», который кассовым хитом не стал, но своих поклонников все-таки нашел. В центре повествования его нового проекта - девушка-риэлтор Ли, которая помогает немолодой чете продать большой дом, не обращая внимание на волнение хозяев, решающих избавиться от жилища в срочном порядке. Она направляется в особняк, чтобы его оценить, и остается там на ночь. С наступлением темноты там появляется странная девушка. Ли понимает, что это дочь хозяев, по их словам, давно сбежавшая с парнем. Но правда окажется сложнее и страшнее.

Гнетущая атмосфера

В принципе, избитый сюжет об одержимости МакКарти подает очень необычно, в ленте, по сути, нет главного героя. Повествование начинается предысторией героини Эшли Рикардс, после на авансцену поднимается Ли, а в развязке главенствующую позицию занимает ее сестра Вера (Ная Ривера). Как и многие постановщики фильмов про дома с тайнами, Николас МакКарти выстраивает образцовую гнетущую атмосферу. Она нарочито «подторможенная», несколько «кисельная», но прием работает исправно – дрожать от страха смотрящий не будет, но после финальных титров обязательно поймает себя на ощущении смутного послевкусия.

Еще две одноименные картины

Таиландский фильм ужасов «Дом» (2007-й) поставил Монтхон Араянгкун. Сюжет его работы основан на реальной истории. Девушка-репортер Шалини пытается расследовать обстоятельства убийств трех женщин, произошедших в разные времена. В результате выяснения обстоятельств она находит дом, в котором все начиналось. Именно в этом особняке от рук своих мужей пали три несчастные жертвы. Когда героиня переступает порог жилища, она сразу ощущает присутствие чего-то ужасного.

В американском проекте Робби Хенсона «Дом» (2008-й) две пары по настораживающему стечению обстоятельств встречаются в мрачном особняке. Одна ищет спасения от преследующего маньяка, вторая пытается найти помощь после автомобильной аварии. Кажется, что теперь они в безопасности, но знакомство с таинственными обитателями вызывает у героев стойкое желание покинуть убежище. Однако путь назад отрезан. Так, молодые люди оказываются втянутыми в жестокую игру с садистскими правилами. На рассвете выжившие смогут покинуть дом. Но будут ли они?

Охота за призраками и любовные перипетии

В канадском хорроре «Плохое здание» (2015-й) постановщика Филипа Грэйнджера действие разворачивается в пустующей многоэтажке Десмонд. Чреда пожаров, случаи убийства и прочего безумия отпугивают квартиросъемщиков и даже бездомных, поэтому здание остается заброшенным. Однажды о нем узнает директор сериала «Лучшие привидения Америки» Джонни Крейг и направляется в дом, чтобы отснять репортаж. Вскоре охота за призраками трансформируется в историю смертельных ловушек для самих охотников.

В индийском фильме «Поместье» (2008-й) Викрама Бхатта в 1920 году новобрачные Арджун и его супруга переезжают в поместье, расположенное в глуши. Уже после они узнают, что все прежние хозяева погибают при загадочных обстоятельствах. Кажется, покупка первого дома станет концом их семейной жизни, супруги начинают сомневаться друг в друге. Но любовь способна спасти их брак и жизни.

Призраки прошлого

Кинодеятелям прекрасно известно, что чудовища и привидения, хозяйничающие в старых домах, отсылают смотрящего к прошлому, олицетворяя буквально его призраков, с которыми нужно что-то делать. Не убегать, а научиться коммуницировать, чтобы помочь уйти навсегда. Это непосредственно связано с вытеснением травмирующего опыта в бессознательное. Мотив домов с тайнами помогает визуализировать зрителю эти страхи и подталкивают к их осмыслению и освобождению. Вместо сеанса у психоаналитика можно посмотреть качественный хоррор.

Комментарии