Белорусские народные инструменты: названия и виды

Славянская народная культура тесно связана с Россией, Украиной и, конечно же, Белоруссией. Музыкальные ансамбли каждого из государств использовали порой очень похожие, а то и одинаковые механизмы.

В этой статье вы узнаете названия белорусских народных инструментов. К сожалению, в наше время большинство из них не имеет такой актуальности. Однако представители фольклора чтят и хранят древнюю музыкальную культуру.

Дуда

Дуда - один из более ходовых видов волынки. Также является белорусским народным инструментом.

Зона, с которой началось его распространение, берет свое начало с бывших территорий Великого Княжества Литовского. В древней Белоруссии (15-16 века) использование дуды носило обрядовый характер.

Инструмент состоит из мешочка, сапели - вдувной трубы, жалейки - игровой трубки, одного гука - бурдона. На самих концах жалейки и гука находятся раговни, служащие раструбами - расширяющими краевыми частями.

Этому белорусскому народному инструменту характерна закрытая аппликатура, за счет которой происходит специфическая манера звучания. Благодаря бурдону возникает эффект многоголосья - мелодия подкрепляется одним или несколькими басами одновременно.

Цимбалы

Цимбалы - струнный и вместе с тем ударный музыкальный инструмент, представляющий из себя деку трапециевидной формы с натянутыми струнами. Звук из данного механизма извлекается благодаря деревянным палочкам или колотушкам с расширяющимися лопатками на концах, которыми исполнитель ударяет по струнам.

Есть два вида белорусского музыкального инструмента: народный и концертный. Второй отличается более крупными параметрами.

Звук цимбал похож на слияние фортепиано с колоколами. Аналогом в русской культуре служат гусли, но главным различием между двумя этими механизмами служит способ извлечения музыки. На русском инструменте играют с помощью подушечек пальцев или же медиатора.

Жалейка

Жалейка - духовой язычковый музыкальный инструмент. Широкое распространение получил в стране Белоруссия. Жалейка считается одним из прародителей кларнета.

Изначально инструмент использовался пастухами для зазывания животных. Широко распространен в славянских странах, однако сейчас применяется только в деятельности народных ансамблей.

Первое упоминание о данном инструменте находится в записях Тучкова, датированных 18 веком, несмотря на то что автор называет его не жалейкой, а свирелью.

Инструмент состоит из деревянной трубки с раструбом, сделанным либо из коровьего рога, либо из бересты.

Существует два вида жалейки: одинарная и двухствольчатая. Инструмент издает из себя громкий, пронзительный, напористый и слегка крикливый звук. Тембр - гнусавый и жалостливый. Практически не имеет обертоны и динамические оттенки.

Трещотка

Трещотка - как русский, так и белорусский народный инструмент. Во время археологических раскопок в Великом Новгороде были обнаружены две дощечки, которые могли входить в комплект древнего инструмента 12 века (по мнению музыковеда Поветкина).

Он использовался на свадебных обрядах во время исполнения величальных песен, а также в качестве сигнализации, например, охраной при обходах.

Трещотка состоит из группы 18-20 тоненьких дощечек, чаще всего сделанных из дуба, длиною в 16-18 сантиметров. Между собой они соединяются при помощи плотной веревки, которая продевается в отверстия, вырезанные наверху дощечек. Для того, чтобы досочки были разделены, меж ними вставляются деревянные пластинки небольшого размера шириной около 2 сантиметров.

Колесная лира

Колесная лира - струнный музыкальный инструмент. Древнейшие его изображения относят к 12 веку.

На славянской земле лира появилась в 17 столетии. Ее использовали бродяжные музыканты, странники и слепые, исполнявшие под звуки лиры баллады, исторические песни и духовные стихи. Музыкант держал ее на коленях и правой рукой крутил колесо, в результате чего образовывалась вибрация, и большая часть струн (от трех до одиннадцати) звучала одновременно.

Лира обладает мощным, монотонным, грустным и немного гнусавым звуком.

Домра

Домра - славянский струнно-щипковый музыкальный инструмент. Наибольшее распространение он получил в 16-17 веках у скоморохов.

Инструмент состоит из двух основных частей: корпуса и грифа.

Домр различают по количеству струн: она может состоять из трех и из четырех.

Домра является ходовым народным инструментом как в белорусском оркестре, так и в фольклорных ансамблях других стран.

Обладает ярким бархатистым и светлым тембром. За счет сильного натяжения струн звук у домры очень звонкий, но быстро затихающий. Для игры используется медиатор.

Так как инструмент обладает большим техническим потенциалом, ему под силу исполнить множество композиций. Это является одной из причин, по которой практически ни один народный ансамбль не обходится без домры. Существует множество сочинений, где солирующая партия предоставляется данному инструменту.

Комментарии