Органы управления

Правительство каждого государства стремится определить наиболее приемлемый экономический курс. При этом могут использоваться разные методы. К ним, в частности, следует отнести пассивное наблюдение, огосударствление, контроль, поддержку, содействие и прочее. В России в последние годы отмечается достаточно масштабная перестройка системы экономики.

Регулирование отношений, формирующихся в рамках сферы народного хозяйства, осуществляется на местном, региональном, отраслевом и межотраслевом уровне. Органы государственного управления при этом состоят из федеральных, территориальных, местных ведомств и министерств, представителей субъектов РФ. К ним также относят правительство и президента.

Органы управления в области экономики составляют особую структуру. В ее рамках некоторые ведомства и министерства выходят за пределы своей отрасли при осуществлении деятельности. Так, органы управления могут регулировать деятельность объектов, относящихся к различным отраслям. Это указывает на "надведомственный" характер их функций по осуществлению координирующей деятельности посредством принятия решений, являющихся обязательными для прочих сфер.

Органы управления, кроме координирующего межотраслевого влияния, могут принимать и меры, обладающие обязывающим характером. Эти меры, как правило, связаны с надзором и контролем, правом наложения взысканий административного значения. Например, такой орган государственного управления, как Министерство финансов, ведает вопросами денежного обращения, а Госкомитет по таможне контролирует порядок вывоза и ввоза объектов.

Среди межотраслевых сфер регулирования следует отметить:

  1. Кредиты и финансы.
  2. Технологии и науку.
  3. Безопасность.
  4. Материальное обеспечение.
  5. Государственный учет и статистику.
  6. Социальное развитие и труд.
  7. Метрологию и стандартизацию.
  8. Связь и транспорт.
  9. Прогнозирование и прочее.

Органы управления осуществляют свою деятельность в соответствии с различными направлениями. Условно специалисты разделяют их на экономический и административно-политический блок, включающие, в свою очередь, прочие составляющие.

К органам управления экономическими отношениями следует относить:

  1. Парламент. Он определяет стратегию развития экономики страны в целом, утверждает статьи бюджета, заслушивает доклад правительства по поводу их исполнения. В качестве основной формы управления парламент использует принятие законов. Контроль над расходованием бюджетных средств осуществляет Счетная палата.
  2. Президент принимает решения по вопросам организационного характера. Как правило, эти вопросы связаны с реорганизацией или формированием ведомств и министерств. Президент реализует свою власть посредством издания распоряжений и указов. Кроме того, он заслушивает доклады министров и ряда других должностных лиц.
  3. Правительство занимается утверждением положений ведомств и министерств, общим руководством различными областями экономики в рамках федеративного ведения, принимает участие в рассмотрении законопроектов, составляет и реализует государственный бюджет.
  4. Ведомства и министерства производят оперативное регулирование относительно конкретных экономических сфер в соответствии с функциональным направлением деятельности либо осуществляют регулирование на межотраслевом уровне.
  5. Органы в субъектах страны осуществляют сходное руководство и решают в некоторой степени аналогичные задачи, что и структуры федерального уровня.
  6. Местные представительства власти принимают участие в регулировании конкретного административно-территориального объекта на межотраслевом и функциональном уровне.
  7. Представительства территориального самоуправления принимают участие в руководстве на государственном уровне только в рамках делегированных полномочий либо по отношению к объектам, которые переданы в оперативное управление.

Комментарии