Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 № 273-ФЗ. Статья 10. Структура системы образования

Образование представляет собой процесс приобщения человека к ценностям, знаниям о мире, а также опыту, который был накоплен предыдущими поколениями. Если рассматривать образование как науку, то можно выделить несколько ключевых аспектов. Во-первых, оно представляет собой целостную систему знаний индивида о мире, подкрепленную соответствующими навыками в сферах человеческой активности. Во-вторых, образование – это целенаправленное обучение, формирование у личности определенного набора навыков и знаний. Кроме того, это еще и комплекс социальных институтов, посредством которых обеспечивается профессиональное и дополнительное обучение.

В нашей статье мы рассмотрим особенности структуры системы образования.

Цели и функции

Обобщая указанные выше сведения, можем определить, что цель состоит в приобщении человека к ценностям, убеждениям, идеалам преобладающей части социума. Следовательно, функции образования сводятся к:

  • воспитанию;
  • социализации;
  • подготовке квалифицированных специалистов;
  • приобщении к культуре, современным технологиям и пр.

Вопросы, связанные с воспитательно-педагогической деятельностью, регламентируются Конституцией, Семейным и Гражданским кодексами, Федеральным Законом «Об образовании» и прочими отраслевыми правовыми актами.

Образованным считается человек, овладевший определенным объемом знаний, привыкший логически мыслить, выделять причины и следствия тех или иных процессов и явлений. Ключевым критерием при этом признается системность мышления и знаний. Это проявляется в способности индивида самостоятельно, используя логические рассуждения, восстанавливать недостающие элементы в системе знаний.

Уровни общего образования в Российской Федерации

Они определяются в зависимости от объема знаний, достигнутой степени самостоятельности мышления.

Самая первая ступень – это дошкольное образование. В Российской Федерации действуют учреждения – ДОУ, - в которых находятся дети от 3 до 6 лет. Занятия в них дают общее представление об окружающем мире, способствуют социализации, адаптации в коллективе. Задачи детского сада состоят в развитии личности ребенка, интеллектуальных, нравственных, физических, эстетических качеств, формировании предпосылок к учебной деятельности, укреплении и сохранении здоровья детей. ДОУ может быть как частным, так и бюджетным.

Следующая ступень – начальное общее образование. В Российской Федерации за последнее десятилетие значительно увеличилось количество школ, гимназий, лицеев и других учебных заведений. Начальное образование обеспечивает формирование личности ребенка, развитие индивидуальных способностей, положительных умений и мотиваций в учебной деятельности. В структуре системы образования этот уровень считается одним из главных. Именно в начальной школе формируется уважительное отношение к педагогу и сверстникам. На этом уровне необходимо создать благоприятные условия для адаптации ребенка в новом коллективе. В начальной школе дети учатся писать, читать, считать, приобретают навыки теоретического мышления, самоконтроля, культурной речи, учатся соблюдать личную гигиену и вести здоровый образ жизни.

Следующая ступень – среднее общее образование. В Российской Федерации этот уровень образования имеет огромное значение. Среднее образование ориентировано на дальнейшее формирование и становление личности ребенка, развитие его интереса к познанию, проявлению творческих способностей, совершенствование навыков самостоятельной познавательной деятельности. На этом этапе в структуре системы образования формируется фундамент для дальнейшего обучения и профориентации. На этом уровне проходит подготовка обучающегося к дальнейшей жизни в обществе, началу трудовой деятельности. В Российской Федерации основное общее образование можно получить не только в школе. Многие подростки заканчивают 9 класс и поступают в колледж или техникум, чтобы получить профессию. Однако прежде они будут проходить программу 10-11 классов.

Важный момент

Необходимо учесть, что в России система школьного образования строится на преемственности. Это значит, что субъект, не получивший начального либо основного образования, не будет допущен к обучению на следующих ступенях. Эти уровни, в соответствии с ч. 5 ст. 66 Федерального закона «Об образовании», являются обязательными.

Профобразование

Оно представляет собой вид образования, направленный на приобретение умений, знаний, навыков, формирование компетенций определенного объема и уровня в ходе освоения профессиональных обучающих программ для последующего ведения трудовой деятельности в выбранной сфере или выполнения работы по определенной специальности.

Ступени профобразования

Существуют следующие уровни профессионального образования:

  • начальное;
  • среднее;
  • высшее.

Как выше говорилось, начальное профобразование направлено на восполнение пробелов в знаниях, полученных в школе. Средний уровень профессионального образования обеспечивает решение задач культурного, интеллектуального развития человека. На этом этапе идет подготовка квалифицированных служащих, специалистов, рабочих среднего звена по всем ключевым направлениям общественно-полезной деятельности. Немаловажно и то, что в РФ среднее профессиональное образование обеспечивает удовлетворение потребностей студента в углублении и расширении знаний, повышении квалификации.

Вуз

Высшее образование – это подготовка высококвалифицированных кадров. Оно охватывает научно-педагогическую деятельность в аспирантуре (адъюнктуре), ординатуре, стажировки.

На этой ступени структуры системы образования студент приобретает умения, навыки и знания, формирует компетенции, необходимые для выполнения определенных служебных, трудовых задач. Обучение при этом не сопровождается переходом от одного уровня к другому. В этом плане не следует путать высшее образование со средним профессиональным. Перечень специальностей, направлений подготовки, профессий, по которым проходит обучение, утверждается Минобрнауки.

Дополнительное образование

Оно ориентировано на всестороннее удовлетворение потребностей человека в духовно-нравственном, интеллектуальном, физическом плане либо в профессиональном совершенствовании. Дополнительное образование не предполагает переход субъекта от уровня к уровню. Оно включает в себя общеразвивающие и предпрофессиональные программы. Реализация последних осуществляется исключительно для детей и только в области искусства, физкультуры и спорта.

Предпрофессиональные программы допобразования

Они направлены на выявление и отбор талантливых детей в раннем возрасте. В области искусства их реализация позволяет обеспечить условия для эстетического воспитания и художественного образования детей, получения ими умений, знаний, навыков, опыта в творчестве. В рамках этих программ осуществляется подготовка к получению обучающимися профессионального образования в выбранном виде искусства.

В сфере физкультуры и спорта предпрофессиональная подготовка направлены на формирование условий для физического развития и воспитания детей, получение начальных знаний и навыков в данной области, подготовки к освоению уровней спортивной квалификации.

Дополнительное профобразование ориентировано на обеспечение профессиональных и образовательных потребностей, обеспечение соответствия имеющейся квалификации изменяющимся условиям социальной среды и трудовой деятельности. В ходе освоения программ происходит получение либо совершенствование новых компетенций, необходимых для дальнейшей работы.

Содержание образования

Под ним следует понимать конкретный объем навыков, знаний и умений по той либо другой дисциплине. Содержание формируется путем отбора обучающих материалов и соответствующих научных областей на основе существующих дидактических принципов. Объем знаний передается обучающимся посредством специальных средств, источников информации.

Фундамент системы

К ключевым принципам формирования содержания образования в школах относят:

  1. Гуманистичность. Она обеспечивает приоритет общечеловеческих ценностей, здоровья человека и свободного развития его личности.
  2. Научность. Она проявляется в соответствии знаний, предлагаемых к изучению, с последними достижениями социально-культурного, технического прогресса.
  3. Последовательность. Она состоит в планировании содержания образования, его преемственности. Каждое новое знание должно опираться на предыдущее и вытекать из него.
  4. Историзм. Он предполагает воспроизведение в школьных курсах пути развития той либо другой отрасли познания, человеческой практики, освещение работы выдающихся ученых.
  5. Систематичность. Она состоит в рассмотрении знаний и умений, формирование всех обучающих курсов и содержания образования в целом как систем, интегрированных друг в друга и в общую структуру человеческой культуры.

Объем получаемых знаний должен быть связан с жизнью, адаптирован под современные потребности. Умения, которые получают школьники, должны выступать в качестве универсальных средств подкрепления образования реальной практикой. Содержание образования должно соответствовать возрастным возможностям, уровню подготовленности детей.

Немаловажное значение имеет доступность обучения. Она определяется структурой программ и планов, способом изложения знаний в учебниках, порядком введения и количеством научных терминов и понятий.

Обучение и воспитание

Это две подсистемы образования, тесно связанные друг с другом.

Педагогика раскрывает суть обучения, его методы и цели. Под образованием обычно люди понимают процесс, в котором присутствует 2 элемента. Первый – это обучение, а второй – воспитание. Последнее рассматривается в узком смысле слова. Воспитание – это подсистема образования, которая стоит на одном уровне с обучением, не под и не над ним.

Надо отметить, что выделил эти элементы в свое время еще Платон. В своем диалоге «Софист» он призывает отличать «искусство воспитывать от искусства обучать». В своих «Законах» Платон утверждал, что «важнейшим элементом в обучении следует признавать воспитание». Под последним автор понимает формирование позитивного отношения к тому, чему обучается индивид. Таким образом, человек приобщается «не только к знаниям, но и к способам деятельности».

Разграничение понятий

Многие после Платона пытались дать определение воспитанию и обучению, разграничить эти процессы. Надо сказать, что больших успехов в решении этой проблемы добились отечественные научные деятели. Среди них Краевский, Лернер и др. Надо отметить, что все их концепции взаимно дополняли, но не исключали друг друга. С точки зрения содержания все концепции сводились к тому, что обучение и воспитание – это:

  • подсистемы целостного образовательного процесса;
  • стороны организованной работы по социализации человека;
  • отличаются друг от друга тем, что обучение, главным образом, воздействует на интеллектуальную сторону, а воспитание – на эмоционально-практическую, ценностную;
  • процессы не только взаимосвязанные, но и дополняющие и взаимно обеспечивающие.

Образование может быть реализовано только в том случае, если наряду с обучающими целями будут ставиться и воспитательные.

Весьма интересную концепцию выдвинул К. Д. Ушинский. По его мнению, образование – это строительство, в ходе которого возводится здание. Знания же выступают его фундаментом. У здания этого множество этажей: навыки, умения, способности. Их прочность зависит от качества фундамента, заложенного в форме знаний.

Заключение

Образование – одна из ключевых сфер общественной жизни. От ее функционирования будет зависеть культурное, нравственное, интеллектуальное состояние социума. Конечный результат состоит в достижении образованности индивида, формировании нового его качества, выраженного в комплексе приобретенных навыков, умений и знаний. Этого мнения придерживается большинство современных педагогов.

Образование сегодня признается определяющим фактором в социально-экономическом развитии Российской Федерации. Соответственно, для достижения стратегических целей государства необходимо постоянное совершенствование системы подготовки высококвалифицированных кадров.

Комментарии