Фильм "Интерстеллар": смысл киноленты, будет ли продолжение

На протяжении всего своего существования человеческая цивилизация стремилась к звездам. Сегодня современные технологии помогают режиссерам все более реалистично показать космос, но даже самые изысканные спецэффекты не в силах заменить главного – человеческий фактор. В лучших проектах на эту тематику на первом плане всегда люди. К примеру, фильм «Интерстеллар». Этот величайший научно-фантастический блокбастер является одновременно умным, душевным, грандиозным и занимательным.

Картина охватывает массу «высоколобых» тем начиная от нюансов квантовой физики, стратегий спасения человеческой расы, до подходов к конструированию роботов и различных условий на планетах. При этом нельзя назвать проект утомительной лекцией, во время которой персонажи излагают друг другу, а на самом деле - зрителям, авторские соображения. Возможно, поэтому однозначно определить смысл фильма «Интерстеллар» не представляется возможным.

Все гениальное - просто

Сначала за разработку сценария ленты взялся Стивен Спилберг, который заручился поддержкой астронома и физика Кипа Торна. Но после знаменитый постановщик увлекся другим проектом и отказался от этой идеи. Тогда сценарист Джонатан Нолан решил порекомендовать администрации студии в качестве режиссера своего брата. Кристофер Нолан, по его собственному признанию, снял ответ Стэнли Кубрику. Но в отличие от создателя «Одиссеи», он предпочел объяснить многие вещи простой любовью. Во всепоглощающей силе любви Нолан видел суть фильма «Интерстеллар». Многие заметят, что это банально, но ведь все гениальное — просто.

Человеческая история

В будущем человечеству из-за изменившихся условий окружающей среды все труднее выживать на Земле, поэтому приходиться искать подходящую планету для переселения. В центре повествования овдовевший пилот Джозеф Купер (Мэттью МакКонахи), в составе команды ученых-астронавтов отправляющийся на поиск планеты для колонизации, который в итоге находит собственную дочь и переносится в будущее.

Получается, смысл фильма «Интерстеллар», по словам Нолана, в том, что это не научная, а человеческая история отца, улетевшего спасать мир, хотя он больше всего на свете хотел быть со своими детьми. Также картина о детях, которые за время отсутствия отца из-за «парадокса близнецов» успевают повзрослеть, сами стать родителями.

«Золотой стандарт»

Премьерный показ ленты состоялся в конце октября 2014 года. Критики сразу же принялись анализировать смысл фильма «Интерстеллар». Кинодеятели в своих суждениях не смогли прийти к единому мнению. Несмотря на это, картина получила положительные отзывы экспертов кино и высокие оценки зрительской аудитории, окупилась в прокате, заслужив ряд премий, в том числе «Оскар» за лучшие спецэффекты.

Особо не вникая в смысл фильма «Интерстеллар», о научной составляющей положительно отозвались многие ученые, отметив его достоверность. Они хвалили работу Нолана, утверждая, что теория относительности столь хорошо еще не была представлена на экране. Большинство из светил науки подвергли критике лишь гипотезу о поиске нового дома в районе черной дыры.

Они соглашались с тем, что Кристофер Нолан создал один из самых красивых космических кинопроектов, в котором при всей меланхолии и философии хоть отбавляй опасностей: черная дыра заставляет воду на планете встать стеной, а время – бежать с непривычной для астронавтов скоростью. Так, может быть, смысл фильма «Интерстеллар» в том, что свойства черной дыры недоступны для понимания человечества, но чертовски притягательны?

Интеллектуальный блокбастер

И поныне не утихают споры по поводу дискуссионного творения выдающегося визионера современности – фильма «Интерстеллар» (2014). Смысл фильма каждый трактует по-разному: кто-то со стороны науки, кто-то со стороны религии, кто-то со стороны человечности. Выяснять с пристрастиями, кто прав, а кто ошибается, бессмысленно. Проект Нолана - вневременной и внепространственный.

Говоря о структуре повествования, следует упомянуть, что финальная часть ленты представляет собой нечто загадочное и магически противоречивое. Это философское погружение в глубины, которые большинство не захочет или побоится исследовать из-за вероятности быть расстроенным неясностью и умышленной недосказанностью. Смысл концовки фильма «Интерстеллар» искать бесполезно: нет границ, четких ответов и определяющих позиций. Просто подобное никто из режиссеров еще не представлял на суд зрительской аудитории. Настолько новаторское, увлекательное, дарующее ощущение неизвестности. Именно поэтому многие считают шедевр Нолана гениальным, а другие – бредовым.

Художник должен задавать вопросы, а не отвечать на них

Амбициозное, визуально впечатляющее кино о будущем человечества можно расценивать как гуманистический фильм о любви, хотя в кинематографических кругах Кристофер Нолан считается расчетливым и механическим постановщиком. Однако, согласно утверждению рецензентов, в нем таится опасность, потому что проект не задает никаких вопросов. Он просто демонстрирует смотрящему то, что он и так знает о мире, побуждая чувствовать себя компетентным и особенным. Бытует мнение, что такому восприятию картины способствует сходство с мифом, имеющим горизонтальную структуру. Традиционно миф имеет три условных этапа: начальное блаженное состояние, после - борьба с творящимся хаосом и неминуемое спасение. У Нолана повествование построено по подобной схеме: беззаботная жизнь героев на Земле до катастрофы, после - борьба за выживание среди натурального хаоса и, наконец, спасение в колонизации других планет.

Путь героя

Также в поиске скрытых смыслов многие авторы рецензий проводят параллели с христианской историей, обосновывая свою точку зрения тем, что вся постхристианская культура неизбежно имеет черты средневековой христианской мифологии. Действительно, главный герой фильма проходит канонический путь героя христианских сказаний:

  1. Пребывание в земном, обычном мире.
  2. Осознание призвания.
  3. Встреча с наставником.
  4. Преодоление.
  5. Чреда испытаний.
  6. Путешествие в черную дыру (ассоциации с миром умерших).
  7. Благая весть.
  8. Воскрешение.
  9. Возвращение на Землю.
  10. Встреча с родными.
  11. Вознесение.

Будет ли сиквел?

Естественно, «Интерстеллар» в первую очередь оценили по достоинству киноманы-любители философской фантастики с бесконечными рассуждениями о перспективах развития человеческой цивилизации, ее месте во Вселенной, важности объединения усилий для достижения светлого будущего. Повествование ленты изобилует тематическими диалогами, подкрепленными действиями персонажей, в которых заложен глубокий смысл. Ведь когда умный и нескучный фильм на протяжении почти трех часов транслирует мысль о том, что судьба человечества – в руках самих людей, остается лишь ждать, когда человечество это осознает.

Или прибегнуть к дополнительным мерам и выпустить продолжение фильма «Интерстеллар». Будет ли сиквел, в настоящее время доподлинно неизвестно. Оригинальный сюжет имеет несколько ответвлений, оставшихся незаконченными в финале. Каждое из них может быть развито и положено в основу самостоятельного проекта. Кристофер Нолан на данном этапе воздерживается от комментариев, предпочитая ни обнадеживать, ни расстраивать публику.

Важное достоинство

Пытаясь составить собственное мнение о проекте, проникнуться его сутью, стоит учесть, что в последнее время фильмы, затрагивающие космическую тематику, зачастую прививают страх перед космосом. В отличие от них, «Интерстеллар» вызывает желание лететь в неизведанные дали, чтобы оставить свои отпечатки в инопланетной пыли. Возможно, в этом и заключается главный смысл работы Нолана, ее самое важное достоинство.

Комментарии