Зазоры клапанов 402 двигателе и порядок регулировки

Регулировка зазоров клапанов является важной процедурой технического обслуживания двигателя, от которой во многом зависят его мощностные и экономические показатели. Правильно отрегулированные зазоры обеспечивают оптимальные фазы газораспределения, эффективный теплообмен, полное сгорание топлива и как следствие - высокую мощность, низкий расход топлива и масла, увеличение ресурса двигателя в целом. Неправильная регулировка зазоров может привести к повышенному износу деталей ГРМ, разрушению клапанов, потере компрессии и другим серьезным неисправностям.

Порядок регулировки зазоров клапанов

Регулировку зазоров клапанов 402 двигателя рекомендуется проводить в следующем порядке:

  1. Установить поршень первого цилиндра в ВМТ на такте сжатия. Повернуть коленчатый вал по часовой стрелке и установить его так, чтобы метки на шкиве коленчатого вала и крышке распределительных шестерен совпали.
  2. Ослабить регулировочные гайки коромысел и измерить щупом зазор между торцом клапана и коромыслом. Зазор должен быть в пределах 0,25-0,30 мм для впускных клапанов и 0,35-0,40 мм для выпускных.
  3. При необходимости отрегулировать зазор поворотом регулировочного винта коромысла. После регулировки затянуть контргайку.
  4. Провернуть коленчатый вал на 360 градусов и отрегулировать зазоры остальных клапанов цилиндра аналогичным образом.
  5. Повторить процедуру для всех цилиндров двигателя.

После регулировки зазоров клапанов необходимо проверить герметичность клапанов. Для этого нужно запустить двигатель и оставить работать на холостом ходу. Затем с помощью микрометра или щупа проверить зазор между бойком клапана и коромыслом в рабочем состоянии. Какой зазор клапанов на 402 двигателе? Он должен быть в пределах 0,6-0,8 мм.

Регулировку зазоров клапанов 402 двигателя рекомендуется проводить каждые 20-30 тысяч километров пробега или раз в год. Это позволит поддерживать оптимальные зазоры в течение всего срока эксплуатации двигателя.

Причины изменения зазоров со временем

Со временем зазоры в клапанном механизме 402 двигателя изменяются по ряду причин:

  • Износ деталей газораспределительного механизма - распредвала, коромысел, толкателей, направляющих втулок клапанов.
  • Усадка и деформация деталей из-за температурных нагрузок.
  • Механические повреждения при неаккуратной сборке/разборке.

Симптомы неправильной регулировки зазоров

О нарушении регулировки зазоров клапанов на 402 двигателе может свидетельствовать:

  • Повышенный шум при работе двигателя.
  • Неравномерная работа на холостом ходу.
  • Потеря мощности и динамики разгона.
  • Повышенный расход масла.
  • Снижение компрессии в цилиндрах.

Регулировка зазоров на прогретом двигателе

Для повышения точности регулировки зазоров клапанов на 402 двигателе рекомендуется проводить эту процедуру на прогретом двигателе. Это позволит учесть температурные зазоры в деталях газораспределительного механизма.

Замена гидротолкателей

При высоком пробеге автомобиля и значительном износе деталей целесообразно произвести замену гидротолкателей. Это позволит обеспечить плотное прилегание клапанов на долгий срок.

Специальный инструмент для регулировки

Для удобства и повышения качества регулировки зазоров клапанов 402 двигателя рекомендуется использование специальных приспособлений - щупов, проверочных плиток, индикаторов зазора. Это позволит быстро и точно выставить необходимые значения.

Особенности регулировки зазоров карбюраторных двигателей

На карбюраторных модификациях 402 двигателя, устанавливаемых на ГАЗели и УАЗы, зазоры клапанов обычно устанавливаются в минимальных пределах рекомендованных значений. Это связано с особенностями работы таких двигателей на бензине.

Влияние зазоров на шумность двигателя

Неправильная регулировка зазоров клапанов может привести к повышенной шумности работы 402 двигателя. Причинами этого являются:

  • Увеличенный зазор вызывает громкий стук клапанов при закрытии.
  • При малом зазоре возникает звон клапанов и коромысел во время работы.

Оптимальные зазоры позволяют обеспечить плавность хода клапанов и снизить шумность двигателя.

Влияние на расход масла

Увеличенные зазоры в клапанах 402 двигателя приводят к повышенному расходу масла из-за:

  • Усиленного прорыва газов в картер.
  • Ускоренного износа маслосъемных колпачков.

Правильная регулировка зазоров позволяет снизить расход масла и увеличить интервалы замены.

Контроль после регулировки

После выполнения регулировки зазоров клапанов на 402 двигателе обязательно нужно:

  • Запустить и прослушать работу двигателя.
  • Проверить отсутствие вибраций на холостом ходу.
  • Выполнить тест на компрессию в цилиндрах.

Это позволит убедиться в правильности регулировки и отсутствии дефектов сборки.

Влияние качества бензина и масел

Применение некачественных ГСМ может привести к ускоренному изменению зазоров в клапанах 402 двигателя. Рекомендуется использовать бензин и масла от проверенных производителей согласно инструкции.

Признаки неисправностей клапанного механизма

Нарушения в работе клапанного механизма 402 двигателя могут проявляться в виде:

  • Повышенного шума при работе двигателя.
  • Неравномерной работы на холостом ходу.
  • Потери мощности и динамики разгона.
  • Повышенной вибрации на определенных оборотах.
  • Снижения компрессии в цилиндрах.

Диагностика неисправностей клапанов

Для выявления причин неисправностей клапанного механизма проводят:

  • Проверку компрессии в цилиндрах.
  • Измерение зазоров в клапанах.
  • Проверку износа и повреждений деталей.
  • Анализ стуков и шумов при работе.

Замена изношенных деталей

При обнаружении повышенного износа деталей клапанного механизма требуется их замена, в том числе:

  • Клапанов и их направляющих втулок.
  • Толкателей, штанг, коромысел.
  • Распредвала и его подшипников.

Притирка клапанов

Для восстановления герметичности клапанов после их замены или приточки выполняют притирку рабочих фасок клапанов специальной притирочной пастой.

Проверка системы охлаждения

Неисправности системы охлаждения двигателя могут привести к перегреву и деформации деталей клапанного механизма. Необходимо проверить работу системы охлаждения и устранить возможные неисправности.

Проверка системы смазки

Недостаточная смазка также может вызвать ускоренный износ деталей клапанного механизма. Требуется проверить давление масла, фильтры, каналы подвода масла и устранить обнаруженные неисправности.

Признаки износа распредвала

Признаками износа распредвала в 402 двигателе являются:

  • Повышенный люфт в приводе клапанов.
  • Неравномерность хода клапанов.
  • Посторонние стуки при работе двигателя.
  • Потеря компрессии в отдельных цилиндрах.

Замена цепи привода ГРМ

При вытягивании цепи привода ГРМ возникает неточная синхронизация в работе клапанов, что требует замены цепи на новую.

Проверка натяжителя цепи

Ослабление цепи привода ГРМ может быть вызвано неисправностью натяжителя. Необходимо проверить его состояние и восстановить требуемое усилие натяжения.

Замена изношенных шестерен

При обнаружении задиров или выкрашивания зубьев шестерен распределительного механизма требуется обязательная замена дефектных деталей.

Проверка фаз газораспределения

Нарушение фаз газораспределения может привести к неправильной работе клапанов. Необходимо проверить и при необходимости отрегулировать фазы газораспределения согласно инструкции.

Замена прокладки головки блока

При сборке двигателя обязательно следует устанавливать новую прокладку головки блока. Это предотвратит нарушение герметичности и прорыв газов в систему смазки.

Проверка состояния приводных ремней

Ослабление или повреждение приводных ремней вспомогательных агрегатов может привести к нарушениям в работе систем охлаждения и смазки двигателя. Необходимо регулярно проверять состояние ремней и своевременно заменять изношенные.

Контроль давления масла

Падение давления масла из-за засорения масляного фильтра или неисправности масляного насоса может стать причиной повышенного износа двигателя. Следует регулярно проверять давление масла по датчику.

Замена масла и фильтров

Соблюдение периодичности замены масла и фильтров позволит поддерживать чистоту системы смазки и предотвратить ускоренный износ двигателя.

Контроль утечек жидкостей

Своевременное устранение течей охлаждающей жидкости, масла и топлива позволит избежать нарушений в работе систем двигателя и его преждевременного выхода из строя.

Проверка работы термостата

Неисправный термостат может привести как к перегреву, так и к недогреву двигателя. Необходимо проверить его работу и при необходимости заменить.

Проверка состояния свечей

Свечи зажигания также подвержены износу и загрязнению. Регулярно нужно проверять их состояние и менять в соответствии с периодичностью, указанной в инструкции.

Комментарии