Систематизация нормативно-правовых актов

Различные органы в разное время в тех или иных пространственных пределах принимают нормативные акты. Цели их принятия также неодинаковы. Данная ситуация не может не оказывать воздействия на природу существующих подзаконных положений, а также самих законов, которые в некоторых случаях вступают друг с другом в противоречие. В связи с этим перед началом упорядочения общественных отношений необходимо привести в порядок все принимаемые документы. Для этого проводится систематизация нормативных правовых актов – упорядочение, приведение документов в определенный порядок (систему).

Структурирование необходимо для обеспечения доступности законодательной базы, удобства ее применения. Систематизация нормативно-правовых актов позволяет устранить неэффективные и устаревшие положения. Упорядочение положений способствует разрешению юридических споров, ликвидирует пробелы.

Существуют разные виды систематизации нормативно-правовых актов:

  1. Инкорпорация. Данная форма предусматривает объединение положений в сборник без внесения изменений в их содержание. При этом у каждого акта сохраняется самостоятельное правовое значение. Инкорпорация может осуществляться в соответствии с хронологическим (с учетом времени принятия положений), тематическим (с учетом темы) и прочими принципами. Эта систематизация нормативно-правовых актов считается самой простой. Инкорпорацию разделяют на неофициальную и официальную. К последней следует относить Собрание законодательства. К неофициальной инкорпорации относят сборники положений по правовым отраслям, которые издаются в учебных целях. На такие материалы ссылаться, например, при судебных разбирательствах нельзя.
  2. Консолидация. Систематизация нормативно-правовых актов по этой форме предполагает объединение нескольких положений без изменения их содержания в один акт. При этом каждое из положений теряет самостоятельное значение в юридическом смысле. В этом случае систематизация нормативно-правовых актов осуществляется с учетом относимости документов к одному роду деятельности (например, образование, здравоохранение и прочее). Консолидация считается наиболее компромиссной формой структурирования Она соединяет в себе признаки инкорпорации и кодификации. Данная форма систематизации применяется в качестве промежуточного этапа.
  3. Кодификация. Эта форма предусматривает объединение положений с внесением изменений в их содержание в логически цельный, единый документ. Кодификация позволяет устранить устаревший материал и противоречия в положениях. Вместе с этим формируется новый порядок поведения, обеспечивается логичность правил, формируется их согласованность. В связи с этим кодификация считается наиболее трудоемким и сложным способом систематизации. Данная форма упорядочения может являться всеобщей. В этом случае перерабатывается существенная часть законодательной базы. Кодификация может быть и отраслевой. В этом случае перерабатываются положения, принадлежащие к конкретной отрасли. Эта форма систематизации может быть и специальной. В этом случае работа ведется с положениями, относящимися к какому-либо институту. 

Кодификация предусматривает переработку актов в соответствии с их содержанием в обоснованное, систематизированное изложение в новом кодексе, законе, своде положений и так далее. Упорядочение принятых юридических положений по данной форме могут осуществлять только особые органы. В результате кодификации всегда возникает новый кодекс, свод или нормативный акт. Одним из основных признаков данной формы упорядочения является тот факт, что новый, кодифицированный закон, является главным среди прочих, действующих в этой области.

Комментарии