"Ока" с двигателем от мотоцикла: преимущества и проблемы
Установка двигателя от мотоцикла на автомобиль "Ока" - довольно популярная модификация в России. С одной стороны, это позволяет значительно увеличить мощность и динамику автомобиля, с другой - таит в себе некоторые технические сложности.
Повышение мощности и скорости
Главное преимущество замены мотора "Оки" на агрегат от мотоцикла - резкий прирост мощности и крутящего момента. Стандартный двигатель ВАЗ-2106 объемом 1,3 литра развивает всего 46 лошадиных сил. Мотор же от современного мотоцикла, например Урала или Днепра, может иметь объем 650 кубических сантиметров и мощность в 45-50 л.с.
Таким образом, можно в разы увеличить динамику "Оки" - максимальная скорость вырастает с 90-100 км/ч до 130-150 км/ч. Разгон до 100 км/ч занимает 12-15 секунд вместо 22 секунд на базовой модели.
Проблемы с балансом и управляемостью
Основные сложности при переделке "Оки2 заключаются в том, что конструкция автомобиля изначально не рассчитана на столь мощный мотор. В результате возникает ряд проблем:
- Передняя подвеска оки не рассчитана на повышенные нагрузки, поэтому приходится ее усиливать.
- Из-за большего веса двигателя нарушается баланс автомобиля, он становится "носотяжелым".
- Увеличивается износ трансмиссии, валов, подшипников.
- Ухудшается управляемость и возрастает опасность заносов на поворотах.
Чтобы решить эти проблемы, обычно приходится проводить доработку и усиление ходовой части, устанавливать более жесткие амортизаторы, противовесы и стабилизаторы.
Сложности с охлаждением и электрикой
Еще одна проблема при переделке "Оки" - размещение нового двигателя в моторном отсеке. Как правило, для этого приходится частично менять кузов, усиливать лонжероны и делать дополнительные кронштейны.
Помимо этого, мотоциклетный мотор требует более серьезной системы охлаждения. Зачастую приходится ставить дополнительный радиатор, менять шланги и помпу. Проблемы могут возникнуть и с электрикой - приходится переделывать всю проводку под новый мотор.
Тюнинг тормозной системы
Помимо ходовой части, при установке мощного мотора от мотоцикла очень важно модернизировать тормозную систему. Штатные тормоза оки рассчитаны на скорость около 100 км/ч и не справляются с более высокими показателями.
Чаще всего усиливают передние дисковые тормоза - ставят более крупные диски или суппорты от иномарок. Также устанавливают диски вместо барабанов на задней оси. Это позволяет эффективно замедлять автомобиль даже на высоких скоростях.
Варианты мотоциклетных двигателей
Наиболее популярный вариант для тюнинга "Оки" - двигатель от советского мотоцикла Урал или Иж. Объем 650 куб.см, мощность от 45 л.с. Этот мотор компактный и надежный, хорошо зарекомендовал себя.
Также встречаются варианты с моторами от Явы, Днепра, Минска. Их мощность выше, от 50 до 90 л.с. Но такие двигатели сложнее разместить в моторном отсеке без серьезных доработок.
Риски при эксплуатации
Самодельные мотооки требуют особо внимательного отношения при эксплуатации. Из-за сильно возросшей мощности и скорости резко повышаются риски:
- Занос и потеря управления, особенно на поворотах.
- Отказ тормозной системы при экстренном торможении.
- Поломка подвески или других узлов на неровностях.
- Перегрев или отказ двигателя.
Поэтому водителю нужно быть предельно аккуратным, не превышать безопасную скорость для такого автомобиля.
Подходящие модели Ока
Чаще всего для тюнинга используют "Ока 1100" (ВАЗ-1111). Эта модель отличается усиленной конструкцией кузова и ходовой части по сравнению с базовой "копейкой".
Также подходит "Ока-пикап" - у нее более жесткая рама, что позволяет лучше выдерживать нагрузки от тяжелого мотора. Но в пикапе сложнее организовать охлаждение.
На "Ока-юниор" с мотором 0,7 литра ставить мощный агрегат нецелесообразно - это слишком большая нагрузка для малолитражки.
Выводы
Подводя итог, можно сказать, что установка мотоциклетного двигателя на "Оку" позволяет существенно увеличить скорость и динамику автомобиля. Однако это довольно сложная задача, требующая серьезной доработки ходовой части, охлаждения, электрики. Поэтому такой тюнинг подходит скорее для опытных автолюбителей.