Нормируемые расходы на рекламу - это траты компании на продвижение своих товаров и услуг. Что нужно о них знать
Нормируемые расходы на рекламу это ограниченные налоговым законодательством траты компании на продвижение товаров, работ и услуг. Понятие введено для регулирования затрат на маркетинг в целях налогообложения прибыли.
Расходы на рекламу делятся на две категории: нормируемые и ненормируемые. Определение принадлежности трат к той или иной группе важно, так как это влияет на налоговую базу. Давайте разберемся, что же представляют собой нормируемые расходы на рекламу и как их правильно учитывать.
Критерии отнесения расходов на рекламу к нормируемым
Согласно статье 264 Налогового кодекса РФ, к нормируемым расходам на рекламу относятся:
- Расходы на рекламу товаров, работ и услуг собственного производства (кроме наружной рекламы);
- Расходы на рекламу товарного знака и знака обслуживания;
- Расходы на рекламу на телевидении, радио и в периодических печатных изданиях.
Таким образом, ключевыми критериями отнесения затрат к нормируемым являются:
- Рекламирование собственной продукции или товарных знаков;
- Использование телевидения, радио, прессы в качестве рекламных носителей.
Порядок расчета предельных расходов
Нормируемые расходы на рекламу принимаются к вычету из налоговой базы в пределах установленного норматива. Для расчета предельной суммы используются следующие показатели:
- Выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета НДС;
- Установленный норматив отчислений на рекламу.
Норматив составляет 1% от выручки. Это значит, что расходы признаются обоснованными в пределах 1% от суммы полученного дохода. Все, что превышает данный норматив, включается в налоговую базу.
Например, если выручка компании в отчетном периоде составила 10 млн руб., то нормируемые расходы на рекламу могут достигать 100 тыс. руб. (10 000 000 * 1%). Если фактические затраты на рекламу в СМИ и продвижение товарного знака составили 150 тыс. руб., то лишние 50 тыс. руб. будут облагаться налогом на прибыль.
Порядок учета нормируемых расходов на рекламу
Нормируемые расходы на рекламу учитываются на отдельном субсчете бухгалтерского учета - 91.2. Это позволяет выделить их из общей суммы расходов на реализацию.
В конце отчетного периода нормируемые расходы на рекламу сопоставляются с расчетным нормативом. Сумма превышения (лимитированные расходы) списывается со счета 91.2 в дебет счета 99 "Прибыли и убытки". Это означает, что лимитированные расходы на рекламу включаются в налоговую базу по налогу на прибыль.
Таким образом, в 1С бухгалтерии типовые проводки по учету нормируемых расходов на рекламу будут следующие:
- Дт 91.2 Кт 60, 76 - отражены расходы на рекламу в пределах норматива;
- Дт 99 Кт 91.2 - списана сумма превышения норматива.
Нормируемые расходы на рекламу для УСН
Организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, также должны контролировать нормируемые расходы на рекламу. Предельная сумма рассчитывается аналогично - 1% от доходов, облагаемых УСН.
Однако есть нюанс: нормирование в УСН происходит не для целей налога на прибыль, а для исчисления налоговой базы по налогу, уплачиваемому в связи с применением УСН. Превышение норматива расходов на рекламу увеличивает налоговую базу по УСН.
Также важно, что ограничение распространяется только на рекламу в СМИ. Расходы на другие виды продвижения (digital, наружная реклама, маркетинговые исследования и пр.) учитываются в УСН без ограничений.
Ненормируемые расходы на рекламу
Не подлежат нормированию следующие расходы на рекламу и маркетинг:
- Расходы на наружную рекламу (баннеры, билборды, растяжки);
- Расходы на рекламу и продвижение в интернете;
- Участие в выставках, ярмарках;
- Изготовление и распространение рекламной полиграфии;
- Прочие виды продвижения товаров и услуг.
Такие расходы признаются в полной сумме как расходы на реализацию без ограничений. Главное, чтобы они были экономически обоснованы и подтверждены первичными документами.
Таким образом, при планировании рекламной кампании важно правильно разделить бюджет на нормируемые и ненормируемые расходы. Это позволит рационально использовать средства на продвижение и получить максимальный эффект от вложений в маркетинг.
Расходы на рекламу: что еще важно учитывать
Помимо деления расходов на нормируемые и ненормируемые, при их учете необходимо помнить еще несколько важных моментов.
Расходы на рекламу учитываются в том периоде, когда они возникли
Даже если рекламная кампания была оплачена авансом или в кредит, расходы отражаются в момент оказания рекламных услуг, подтвержденный актом.
Расходы на изготовление рекламных материалов
Затраты на производство рекламной продукции (буклеты, флаеры, сувенирная продукция и т.д.) также являются расходами на рекламу и учитываются в общем порядке.
Не смешивать с представительскими расходами
Расходы на деловое гостеприимство, подарки партнерам относятся к представительским и учитываются отдельно от затрат на рекламу.
Учет НДС
Сумма НДС, предъявленного поставщиком рекламных услуг, учитывается в составе расходов на рекламу. Исключение - случай, когда НДС подлежит вычету.
Расходы на маркетинговые исследования
Затраты на маркетинговые исследования рынка, потребителей относятся к рекламе и ненормируемые. Однако расходы на иные виды исследований (научные, ОКР) учитываются отдельно.
Примеры нормируемых и ненормируемых расходов на рекламу
Для наглядности приведем конкретные примеры того, какие расходы на рекламу являются нормируемыми, а какие нет:
- Реклама нового товара по TV - нормируемые расходы;
- Публикация рекламного макета в газете - нормируемые расходы;
- Баннерная реклама в интернете - ненормируемые расходы;
- Раздача рекламных листовок на улице - ненормируемые расходы;
- Реклама на радио - нормируемые расходы;
- Изготовление сувенирной продукции - ненормируемые расходы.
Как видно из примеров, ключевое значение имеет канал распространения рекламы. Радио, ТВ и газеты/журналы - нормируемые расходы. Все остальное, в том числе интернет - без ограничений.
Оптимизация расходов на рекламу
Чтобы сократить ненормируемые расходы на рекламу, компании используют разные подходы. Например:
- Увеличивают долю онлайн рекламы за счет оффлайн;
- Ищут более выгодные предложения рекламных агентств;
- Отдают предпочтение ненормируемым каналам (digital, наружная реклама);
- Пересматривают медиапланы, исключая дорогостоящую рекламу.
Однако оптимизация не должна идти в ущерб эффективности рекламы. Лучше найти разумный баланс между затратами на продвижение и полученным коммерческим результатом.
Аутсорсинг ведения учета рекламных расходов
Из-за сложности разделения расходов на нормируемые и ненормируемые, многие компании передают ведение учета рекламных расходов специализированным организациям.
Аутсорсинг имеет ряд преимуществ:
- Экономия времени собственной бухгалтерии;
- Минимизация риска ошибок;
- Налоговая оптимизация рекламного бюджета.
Поэтому аутсорсинг является эффективным решением для комплексного учета и контроля расходов на рекламу.
Налоговые риски, связанные с учетом рекламных расходов
Неправильный учет нормируемых и ненормируемых расходов на рекламу может привести к определенным налоговым рискам:
- Доначисление налога на прибыль и пени в случае превышения норматива на рекламу в СМИ;
- Штрафные санкции при необоснованном отнесении расходов к ненормируемым;
- Непризнание части расходов на рекламу при налоговой проверке;
- Нарушение порядка раздельного учета нормируемых и ненормируемых расходов.
Чтобы исключить подобные риски, рекомендуется:
- Вести раздельный аналитический учет по видам рекламных расходов;
- Ежемесячно контролировать соблюдение норматива на рекламу в СМИ;
- Аккуратно оформлять первичные документы по рекламным услугам;
- При необходимости привлекать специалистов для оптимизации налогообложения рекламных расходов.
Тщательный подход к учету позволит максимально использовать возможности налогового законодательства и избежать претензий со стороны налоговых органов.
Особенности учета рекламных расходов в различных системах налогообложения
Порядок учета нормируемых и ненормируемых расходов на рекламу имеет определенные особенности в зависимости от применяемой компанией системы налогообложения.
Учет рекламных расходов на ОСНО
Для организаций, применяющих общую систему налогообложения, действует порядок нормирования рекламных расходов в СМИ, описанный ранее.
УСН: особенности нормирования рекламных расходов
При упрощенной системе нормируются только расходы на рекламу в СМИ. Прочая реклама - без ограничений.
ЕНВД: все расходы на рекламу учитываются в нормативах
Для единого налога на вмененный доход затраты на рекламу учитываются в составе нормируемых расходов на производство и реализацию.
Учет рекламных расходов на ЕСХН
При едином сельхозналоге предусмотрено нормирование всех расходов на рекламу в размере 10% от полученных доходов.
Патентная система налогообложения
На патенте расходы на рекламу не учитываются отдельно - налог уплачивается с доходов в фиксированном размере.
Таким образом, подходы к нормированию и учету затрат на рекламу значительно различаются в зависимости от применяемого налогового режима.
Нюансы отражения рекламных расходов в отчетности
При составлении бухгалтерской и налоговой отчетности также есть особенности отражения информации о рекламных расходах.
В частности, в бухотчетности нормируемые и ненормируемые расходы на рекламу отражаются свернуто в составе коммерческих расходов. А в налоговом учете показывается развернутая информация о нормируемых расходах для целей налогообложения.
Поэтому бухгалтеру необходимо четко контролировать аналитику по счетам учета рекламных расходов, чтобы обеспечить формирование полной и достоверной отчетности.
Контроль и аудит рекламных расходов
Важным элементом учета рекламных расходов является контроль их обоснованности и целевого использования. Регулярный контроль и аудит позволяют минимизировать налоговые риски.
Внутренний контроль рекламных расходов
Внутренний контроль осуществляется на постоянной основе бухгалтерией организации. Он включает:
- Проверку первичных документов по рекламным услугам;
- Контроль соблюдения лимитов нормируемых расходов;
- Анализ эффективности рекламных мероприятий.
Внешний аудит рекламных расходов
Независимый аудит рекомендуется проводить перед составлением годовой отчетности. Он позволяет выявить ошибки учета и нарушения законодательства о рекламе.
Налоговый контроль
Налоговые органы уделяют пристальное внимание обоснованности и документальному подтверждению расходов на рекламу. Поэтому важно готовить и хранить все оправдательные документы.
Автоматизация учета рекламных расходов
Для оптимизации учета рекламных расходов эффективно использовать специальные IT-решения, которые позволяют:
- Автоматически относить затраты на рекламу к нормируемым или ненормируемым;
- Контролировать соблюдение установленных лимитов;
- Формировать необходимые отчеты.
Такие системы интегрируются с 1С и другими программами бухучета. Их применение снижает трудозатраты на учет рекламных расходов и повышает его качество.
Подводя итог, отметим основные моменты, касающиеся учета нормируемых и ненормируемых расходов на рекламу:
- К нормируемым относится реклама в СМИ в пределах 1% выручки;
- Ненормируемые расходы учитываются в полном объеме;
- Важен правильный учет и своевременный контроль для оптимизации налогообложения.
При соблюдении всех нюансов законодательства компания сможет максимально использовать возможности для продвижения бизнеса и снижения налоговой нагрузки.
Оптимизация рекламного бюджета с учетом нормирования
Чтобы максимально эффективно использовать средства на продвижение, необходимо грамотно спланировать рекламный бюджет с учетом нормирования.
Анализ эффективности различных рекламных каналов
На первом этапе проводится оценка результативности использованных ранее каналов коммуникации по различным показателям (охват аудитории, конверсия, стоимость привлечения клиента и др.).
Определение оптимального соотношения офлайн и онлайн рекламы
На основе анализа выбирается наиболее эффективное с точки зрения бюджета и результата соотношение нормируемых и ненормируемых каналов.
Распределение бюджета inside нормируемых расходов
Далее определяются объемы финансирования конкретных носителей внутри лимита на нормируемую рекламу с учетом их охвата и стоимости.
Планирование ненормируемой рекламы
На ненормируемую рекламу направляются оставшиеся средства. Фокус делается на наиболее эффективных инструментах.
Оценка результатов и корректировка плана
По итогам периода проводится оценка результатов, на основании которой происходит корректировка дальнейшего медиаплана и бюджета.
Такой подход позволяет оптимально использовать возможности для продвижения бизнеса в рамках существующих нормативов на рекламные расходы.
Налоговые риски, связанные с рекламными расходами
Грамотное планирование бюджета на рекламу позволяет также минимизировать потенциальные налоговые риски, связанные с данными расходами.
К таким рискам относятся:
- Необоснованное отнесение расходов к ненормируемым;
- Завышение стоимости рекламных услуг;
- Несоответствие рекламы законодательным требованиям;
- Нецелевое использование средств, выделенных на рекламу.
Предварительный анализ, планирование, контроль и оптимизация рекламного бюджета позволяют свести подобные риски к минимуму.