Задвижки стальные клиновые фланцевые: преимущества, выбор и применение

Несмотря на появление новых материалов, стальные клиновые фланцевые задвижки по-прежнему широко используются в промышленности благодаря оптимальному соотношению цена/качество. В этой статье мы разберем особенности их конструкции, применения и правила выбора для конкретных условий эксплуатации. Это поможет специалистам подобрать оптимальный вариант задвижки для своих задач.

Назначение и области применения стальных клиновых фланцевых задвижек

Задвижки стальные фланцевые предназначены для полного перекрытия или открытия потока рабочей среды. Их нельзя использовать для частичного регулирования, так как это приведет к быстрому износу.

Такие задвижки широко применяются в различных отраслях промышленности для транспортировки:

  • жидкостей (вода, нефтепродукты)
  • газов (пар, воздух, инертные и технологические газы)
  • сыпучих материалов (руда, уголь, цемент)

Конкретные области использования:

  • Теплоэнергетика
  • Нефтегазовая отрасль
  • Химическая промышленность
  • Металлургия
  • Пищевая промышленность
  • Коммунальное хозяйство

Преимущества стальных задвижек по сравнению с чугунными

По сравнению с чугунными аналогами, стальные клиновые фланцевые задвижки имеют ряд преимуществ:

  • Более высокое рабочее давление - до 64 кг/см2
  • Меньшая материалоемкость и себестоимость
  • Повышенное качество сборки
  • Больший ресурс работы

Стальные задвижки оптимальны для трубопроводов с рабочим давлением свыше 0,6-1 МПа и диаметрами от DN 300 мм

Иван Иванов, ведущий инженер ЗАО "ТехПром"

Основные отличия стали и чугуна:

Характеристика Сталь Чугун
Прочность Выше Ниже
Пластичность Выше Ниже
Температуростойкость До +450°C До +250°C
Коррозионная стойкость Ниже Выше

Классификация стальных клиновых фланцевых задвижек

Задвижки классифицируются по нескольким признакам:

По типу запорного устройства

  • Клиновые
  • Шиберные
  • Шланговые
  • Параллельные

По способу изготовления корпуса

  • Штампосварные
  • Литые

По типу соединения с трубопроводом

  • Фланцевые
  • Муфтовые
  • Сварные

По назначению

  • Запорные
  • Регулирующие
  • Отсекающие
  • Смешанные
Тип задвижки Достоинства Недостатки
Клиновая Высокая герметичность Высокие усилия на шпинделе
Шиберная Простота конструкции Низкая герметичность
Шланговая Герметичность без доп. уплотнений Ограниченный срок службы

Особенности конструкции

Конструктивно задвижка стальная клиновая фланцевая состоит из следующих основных элементов:

  • Корпус
  • Затвор (клин)
  • Шпиндель
  • Седло
  • Уплотнение шпинделя
  • Фланцы или патрубки для присоединения
  • Привод

Существуют различные варианты конструкции затвора:

  • Цельнометаллический клин
  • Двухдисковый клин
  • Упругий клин
  • Параллельный затвор

Для присоединения к трубопроводу используются фланцы следующих типов:

  • Приварные встык
  • Приварные внахлест
  • С выступом под уплотнение
  • С плоским привалочным приливом

На рисунках представлена типовая конструкция фланцевой стальной задвижки.

Маркировка и обозначения

В маркировке задвижек используются стандартизированные обозначения:

  • с - углеродистая сталь
  • лс - легированная сталь
  • нж - нержавеющая сталь

Например, расшифровка маркировки 30с41нж:

  • 30 - условное давление PN 1,6 МПа
  • с - материал корпуса - углеродистая сталь
  • 41 - модель задвижки
  • нж - материал уплотнения - нержавеющая сталь

Условное обозначение задвижки по ГОСТ, где:

  • Н - наименование изделия
  • Ду - диаметр номинальный
  • Ру - давление номинальное
  • Т - максимальная температура среды

Критерии выбора стальных фланцевых задвижек

При выборе задвижки необходимо учитывать:

  1. Материал корпуса и условия эксплуатации. Для агрессивных сред следует выбирать изделия из нержавеющей или легированной стали. При высоких температурах предпочтительна жаропрочная сталь.
  2. Тип присоединения к трубопроводу. Для возможности демонтажа выбирают фланцевые соединения, для постоянных - сварные.
  3. Номинальное давление. Должно быть не ниже максимального рабочего давления в трубопроводе.
  4. Размеры и габариты. Для компактных узлов выбирают задвижки без выдвижного шпинделя. В стесненных условиях возможен монтаж редукционных задвижек.
  5. Тип привода и автоматизации. Для частого регулирования потока используют электрический или пневматический привод. При необходимости устанавливают датчики и исполнительные механизмы.

Рекомендации по монтажу и эксплуатации

Чтобы обеспечить надежную работу стальных фланцевых задвижек, рекомендуется:

  • Перед монтажом очистить фланцы от загрязнений
  • Использовать качественные прокладки, герметизирующие составы
  • Выполнять периодическое техобслуживание с заменой сальников и смазкой
  • Избегать перекосов фланцевых соединений
  • Не применять задвижки в качестве регулирующей арматуры

Дополнительные конструктивные особенности

Помимо стандартных элементов, в конструкции стальных фланцевых задвижек могут применяться:

  • Удлиненный шпиндель
  • Выдвижной шпиндель
  • Сильфон вместо сальникового уплотнения
  • Обогревательный элемент
  • Дроссельная вставка

Удлиненный шпиндель позволяет устанавливать задвижку в трубопроводах большого диаметра или использовать ручной редуктор. Выдвижной шпиндель исключает его контакт с рабочей средой.

Применение сильфона вместо сальника повышает герметичность и срок службы задвижки. Обогревательный элемент необходим для работы с вязкими или застывающими средами.

Требования к материалам

Для изготовления задвижек применяются следующие марки стали:

  • Углеродистые стали 20, 25Л, 30Л, 35Л
  • Легированные стали 15ГС, 16ГС, 09Г2С
  • Нержавеющие стали 12Х18Н10Т, 10Х17Н13М2Т

Материалы должны соответствовать требованиям отраслевых стандартов, например:

  • ГОСТ для энергетического оборудования
  • Нормы для оборудования атомных станций
  • Стандарты для химической промышленности

Качество материалов подтверждается сертификатами предприятий-изготовителей.

Автоматизация стальных задвижек

Для дистанционного или автоматического управления задвижками используются:

  • Электрические приводы
  • Пневмоприводы
  • Гидроприводы
  • Редукторы
  • Позиционеры и датчики обратной связи

Современные системы автоматизации позволяют удаленно контролировать состояние задвижек в режиме реального времени.

Комментарии