Что такое "задатки"? В психологии это база для формирования навыков
Задатки - это врожденные анатомо-физиологические особенности человека, которые являются предпосылкой для развития его способностей. Давайте разберемся, что представляют собой задатки, как они формируются и влияют на развитие способностей человека.
Понятие задатков в психологии
В психологии под задатками понимают врожденные анатомо-физиологические особенности, которые выступают как предпосылка для формирования и развития способностей человека. Задатки - это такие индивидуальные особенности, которые не сводятся к наличному уровню способностей, но могут объяснить легкость и быстроту формирования этих способностей при наличии необходимых условий.
Основные признаки задатков:
- Врожденный характер
- Являются предпосылкой развития способностей
- Проявляются в успешности деятельности
- Имеют индивидуальную выраженность
Примерами задатков могут служить острота зрения и слуха, сила, подвижность и уравновешенность нервных процессов, особенности строения мозга. Наличие этих задатков еще не означает наличие способностей, но создает предпосылки для их развития.
Задатки - это такие индивидуальные особенности, которые сами по себе еще не обеспечивают успешность выполнения деятельности, но являются одним из условий ее формирования в процессе воспитания и обучения.
Таким образом, можно сказать, что задатки - это природные предпосылки способностей, которые создают возможности для их развития при наличии благоприятных условий.
Виды задатков
По происхождению различают два основных вида задатков:
- Природные (врожденные) задатки
- Социальные (приобретенные) задатки
Природные задатки обусловлены генетически и являются врожденными. К ним относят:
- Анатомо-физиологические особенности организма (строение мозга, органов чувств)
- Типологические свойства нервной системы (сила, уравновешенность)
- Биохимические и эндокринные факторы (гормональный фон)
Эти задатки закладываются еще до рождения ребенка и передаются по наследству.
Социальные задатки не передаются генетически, а формируются в процессе жизни и деятельности человека. К ним относятся:
- Приобретенные знания и умения
- Развитые навыки и привычки
- Опыт выполнения определенных видов деятельности
Такие задатки возникают под влиянием среды и воспитания. Они могут компенсировать недостаток природных задатков.
Природные задатки | Социальные задатки |
Врожденные | Приобретенные |
Обусловлены генетически | Обусловлены средой |
Пример: музыкальный слух | Пример: навыки игры на музыкальном инструменте |
Таким образом, задатки делятся на природные и социальные в зависимости от того, передаются они генетически или формируются в процессе жизни под воздействием среды и воспитания.
Формирование задатков
Формирование задатков - сложный и многоэтапный процесс, на который влияют как генетические, так и средовые факторы. Рассмотрим основные этапы и условия формирования задатков.
Во-первых, наличие тех или иных задатков во многом определяется генетикой - особенностями генов, полученных ребенком от родителей. Гены несут информацию о развитии нервной системы, строении мозга, органов чувств и других показателях, влияющих на задатки.
Во-вторых, важную роль играет внутриутробное развитие ребенка. На этом этапе закладываются основы строения мозга и органов, формируется гормональный фон. Неблагоприятные условия могут нарушить этот процесс и ограничить природные задатки.
В-третьих, после рождения ребенка на развитие задатков влияют условия внешней среды - питание, медицинское обслуживание, воспитание, обучение. При наличии стимулов задатки активизируются и развиваются.
Так, например, музыкальные задатки ребенка будут лучше развиваться, если с ранних лет его приобщать к музыке, записывать в музыкальную школу. Без целенаправленного развития задатки могут так и остаться нереализованным потенциалом.
Таким образом, полноценное развитие задатков возможно только при оптимальном сочетании генетических предпосылок и благоприятных условий среды.
Далее идут еще 2-3 раздела статьи согласно плану.
Развитие способностей на основе задатков
Как уже говорилось, задатки являются лишь предпосылкой для формирования способностей, но не гарантируют их появления. Для превращения задатков в реальные способности необходимы определенные условия.
Во-первых, человек должен иметь возможность заниматься деятельностью, для которой у него есть задатки. Например, если у ребенка есть задатки к музыке, ему нужно предоставить условия для занятий музыкой и развития музыкального слуха.
Во-вторых, очень важна целенаправленная тренировка задатков в процессе деятельности. Только регулярные занятия позволят превратить задатки в устойчивые способности. При отсутствии тренировки даже хорошие задатки со временем угасают.
Задатки - это только возможности, которые при благоприятных условиях превращаются в способности, но сами по себе еще не являются ими.
В-третьих, важно, чтобы деятельность постоянно усложнялась, ставила перед человеком новые задачи. Тогда задатки будут развиваться в соответствии с возрастающими требованиями.
Например, для развития музыкальных способностей сначала нужно научить ребенка различать звуки, потом - петь простые мелодии, затем - исполнять сложные произведения на инструменте.
Таким образом, задатки реализуются в способностях только при условии систематических занятий определенной деятельностью с постепенным усложнением задач.
Компенсация недостающих задатков
Иногда человек хочет заниматься деятельностью, для которой у него нет достаточных природных задатков. В таких случаях возможна компенсация - развитие способностей за счет активизации других задатков и мобилизации личностных ресурсов.
Например, отсутствие абсолютного слуха можно компенсировать развитием музыкальной памяти. Человек будет учиться различать интервалы и запоминать мелодии.
В случае недостаточных задатков для занятий точными науками, их можно компенсировать работоспособностью, дисциплиной, систематичностью. То есть нужно опираться на другие качества.
Однако полностью заменить отсутствующие задатки компенсация не может. Поэтому важно выбирать сферу деятельности в соответствии со своими природными задатками.
Диагностика и развитие задатков
Для эффективного развития задатков необходимо проводить их диагностику с помощью тестов и опросников. Это позволяет определить имеющиеся у человека задатки и склонности.
Для диагностики задатков применяют:
- Психометрические тесты интеллекта
- Личностные опросники
- Проективные методики
- Тесты специальных способностей
После диагностики составляются индивидуальные программы, направленные на развитие и тренировку имеющихся задатков. Это позволяет максимально раскрыть потенциал человека.
Таким образом, диагностика задатков является основой для выработки стратегии их оптимального развития и реализации человеком своих способностей.