Кубик Блума: популярный инновационный прием в педагогике

Инновационные методики в образовании позволяют разнообразить процесс обучения и сделать его более эффективным. Одним из таких популярных приемов является "Кубик Блума", с помощью которого можно не только проверить усвоение знаний, но и развить критическое мышление обучающихся. Давайте разберемся, в чем заключается его суть и почему этот метод так полюбился педагогам.

История создания кубика Блума

Кубик Блума был разработан известным американским психологом и педагогои Бенджамином Блумом в 1956 году. Блум родился в 1913 году в Штатах в семье еврейских эмигрантов из России. Он получил степень доктора философии в Чикагском университете и всю жизнь посвятил изучению психологии образования.

Блум разработал теорию образовательных целей , в которой выделил три основных блока:

  • Когнитивный - накопление знаний и развитие интеллекта
  • Психомоторный - формирование практических умений и навыков
  • Аффективный - развитие ценностных ориентаций и отношений

На основе своей теории Блум создал оригинальную методику обучения при помощи специального кубика. Этот прием получил название "Кубик Блума". Он позволяет комплексно решать задачи обучения и развития детей.

Принцип работы кубика Блума

Кубик Блума представляет собой небольшой куб из картона или другого материала с надписями на гранях. На каждой грани кубика написано ключевое слово, являющееся основой для формулировки вопроса:

  • Назови
  • Объясни
  • Почему
  • Предложи
  • Придумай
  • Поделись

Педагог формулирует тему занятия и задает направление обсуждения. Затем он или кто-то из детей бросает кубик. Выпавшее слово определяет тип вопроса, который нужно задать по теме. Например, если выпало слово "Объясни", ребенок должен дать развернутый ответ, пояснить свою точку зрения. Если выпало "Придумай", нужно предложить свою выдумку или догадку по теме.

Таким образом, кубик Блума позволяет рассмотреть изучаемый предмет или явление с разных сторон. В процессе дети учатся формулировать собственные идеи, анализировать информацию, находить нестандартные решения. Это развивает критическое мышление и творческие способности.

Применение в дошкольном образовании

"Кубик Блума" отлично подходит для обучения детей дошкольного возраста. В этом возрасте игровая деятельность является ведущей, поэтому игровой характер приема делает его особенно эффективным. Для малышей вопросы на гранях кубика можно сформулировать так:

  • Опиши
  • Сравни
  • Придумай ассоциацию
  • Объясни использование
  • Дай оценку

Например, на занятии по теме "Домашние животные" после броска кубика можно задать такие вопросы:

Опиши, как выглядит кошка.

Сравни кошку и собаку. В чем их сходство и различие?

Придумай ассоциацию со словом "кошка".

Объясни, как человек может использовать кошку дома.

Дай оценку, нравятся ли тебе кошки и почему.

Такое интерактивное обсуждение темы помогает лучше усвоить материал и активизировать мыслительную деятельность дошколят. Они учатся не просто воспроизводить информацию, а выражать свое отношение, размышлять, делать умозаключения.

Использование кубика Блума в начальной школе

Для младших школьников "Кубик Блума" тоже является эффективным инструментом. Вопросы помогают систематизировать знания по теме, установить причинно-следственные связи. Например, в начальных классах грани кубика могут быть такими:

  • Опиши
  • Проанализируй
  • Свяжи с жизнью
  • Примени
  • Оцени

Рассмотрим применение кубика Блума на уроке окружающего мира по теме "Вода в природе". После изучения темы учитель бросает кубик и задает вопрос в соответствии с выпавшей гранью:

Опиши, что такое вода и ее свойства.

Проанализируй, где в природе можно встретить воду в жидком, твердом и газообразном состоянии.

Свяжи с жизнью, где люди используют воду в быту.

Примени знания о свойствах воды и объясни, почему лед плавает в воде.

Оцени, насколько важна вода для человека, животных и растений.

Применение в среднем и старшем звене школы

В средних и старших классах школы применение "Кубика Блума" имеет свои особенности. Учащиеся могут не просто отвечать на вопросы, но и самостоятельно формулировать их по выбранной теме. Это развивает навыки критического мышления и умение задавать вопросы разного типа.

Например, на уроке литературы при изучении творчества Пушкина кубик может быть таким:

  • Назови основные факты биографии
  • Проанализируй особенности стиля
  • Сравни с другими авторами
  • Объясни значение в литературе
  • Оцени актуальность произведений

А на уроке истории о политике Петра I грани кубика могут быть:

  • Опиши реформы Петра I
  • Объясни их цели
  • Свяжи с современностью
  • Оцени значение реформ
  • Предложи альтернативный путь

Использование кубика Блума вне уроков

"Кубик Блума" можно использовать не только на школьных занятиях, но и на различных внеурочных мероприятиях - факультативах, кружках, в семье. Это отличный инструмент для развития любознательности и креативности.

Например, на занятии в театральном кружке по теме "Как сыграть роль" кубик может содержать такие вопросы:

  • Опиши образ героя
  • Проанализируй мотивы поступков
  • Придумай историю из его жизни
  • Поделись, какие эмоции нужно передать

Преимущества методики кубика Блума

Использование "Кубика Блума" в обучении имеет целый ряд преимуществ:

  • Повышает эффективность усвоения и запоминания материала
  • Развивает критическое мышление и речь учащихся
  • Стимулирует воображение и творчество
  • Повышает мотивацию и интерес к обучению

Возможные недостатки методики

Однако у кубика Блума есть и некоторые минусы:

  • Требует подготовки от учителя
  • Занимает время на уроке
  • Не для всех детей подходит такой формат

Но, несмотря на возможные сложности, кубик Блума - это отличный инструмент для вовлечения детей в учебный процесс и развития важных навыков. Главное - правильно применять его.

Рекомендации по применению кубика Блума

Чтобы методика кубика Блума работала максимально эффективно, стоит придерживаться некоторых рекомендаций:

  • Использовать на этапе закрепления материала, когда дети уже знакомы с темой
  • Подбирать вопросы в соответствии с возрастом и уровнем развития детей
  • Сочетать с другими методами обучения для разнообразия
  • Поощрять инициативу детей в формулировке собственных вопросов
  • Использовать кубик не чаще 1-2 раз в месяц, чтобы не наскучил

Вариации и адаптации методики

Кубик Блума можно творчески адаптировать:

  • Вместо кубика использовать колесо, карточки, игральные кости
  • Менять вопросы на гранях в зависимости от темы и цели
  • Применять не только на занятиях, но и для семейного обучения
  • Для взрослых вопросы могут быть сложнее, с упором на анализ и оценку

Перспективы развития методики

У кубика Блума есть потенциал для дальнейшего развития:

  • Разработка цифровой версии приложения или сайта
  • Создание наборов кубиков по разным предметам и темам
  • Включение элементов геймификации для повышения интереса
  • Адаптация методики для обучения взрослых и корпоративного обучения

При условии творческого подхода кубик Блума можно применять в самых разных образовательных ситуациях. Это по-настоящему универсальный инструмент для развития мышления.

Комментарии