Как прозвонить электродвигатель мультиметром? Советы и рекомендации

Электродвигатель - сердце любой бытовой техники. К сожалению, он довольно часто выходит из строя. По статистике, каждый третий ремонт связан именно с заменой электромотора. Чтобы не менять его понапрасну, нужно точно определить причину поломки. Это можно сделать самостоятельно при помощи обычного мультиметра. В нашей статье мы подробно расскажем, как прозвонить электродвигатель для выявления неисправностей. Узнаете все тонкости диагностики для разных типов моторов. Сможете без ошибок найти дефект и устранить его. Давайте разбираться!

Виды электродвигателей, особенности устройства

Существует несколько основных типов электродвигателей, отличающихся принципом действия и конструкцией. Рассмотрим их подробнее.

Асинхронные электродвигатели

Это наиболее распространенный тип электромоторов. Принцип работы основан на взаимодействии вращающегося магнитного поля статора и токов, наводимых в роторе. Асинхронные двигатели делятся на однофазные и трехфазные. Они просты в изготовлении, надежны в работе, не требуют сложного обслуживания.

Синхронные электродвигатели

В таких двигателях частота вращения ротора строго синхронизирована с частотой переменного тока в обмотке статора. Ротор может быть выполнен с обмоткой возбуждения или в виде постоянного магнита. Применяются в основном в промышленности.

Коллекторные электродвигатели

Их работа основана на взаимодействии магнитного поля и тока в обмотке якоря. Якорь снабжен коллектором и щетками. Эти моторы часто используются в электроинструментах, игрушках, бытовой технике.

Электродвигатели постоянного тока

Простейшие и надежные моторы, в которых электрическая энергия преобразуется в механическую за счет силы, действующей на проводник с током в магнитном поле. Широко использовались ранее, сейчас вытесняются другими типами.

Основные неисправности электродвигателей

Электродвигатели чаще всего выходят из строя по следующим причинам:

  • Нарушение изоляции обмоток
  • Обрыв обмоток
  • Короткое замыкание обмоток
  • Межвитковое замыкание
  • Заклинивание ротора
  • Повреждение подшипников
  • Неисправности щеточного узла

Причиной таких поломок часто становятся перегрузки, скачки напряжения, эксплуатация в неблагоприятных условиях. Своевременное выявление неисправностей поможет продлить срок службы двигателя. Прежде чем приступить к диагностике мотора, нужно выполнить ряд подготовительных операций.

Правила безопасности

Работу с электроприборами следует проводить, соблюдая меры предосторожности:

  • Отключить двигатель от сети
  • Пользоваться изолированным инструментом
  • Надеть диэлектрические перчатки
  • Убедиться в отсутствии напряжения

Необходимые инструменты

Для диагностики потребуются:

  • Мультиметр
  • Отвертки
  • Плоскогубцы
  • Съемник подшипников (при необходимости)

Двигатель необходимо демонтировать и полностью обесточить перед проверкой.

Визуальный осмотр

Нужно внимательно осмотреть двигатель, обращая внимание на:

  • Признаки задымления
  • Механические повреждения
  • Состояние клемм и проводов

Асинхронные двигатели наиболее распространены, поэтому остановимся на их диагностике подробнее.

Как прозвонить электродвигатель мультиметром на обрыв фазы

Обрыв фазы - распространенная причина отказа асинхронного двигателя. Чтобы проверить целостность подключения всех фаз, нужно с помощью омметра прозвонить каждую обмотку в отдельности. Сопротивление должно быть примерно одинаковым на всех фазах.

Проверка изоляции обмоток

Изоляция со временем разрушается и возникают утечки тока. Чтобы проверить изоляцию обмоток относительно корпуса, щупы мультиметра прикладывают к выводам обмоток и крепежным болтам корпуса. Нормальное сопротивление изоляции - сотни кОм.

При коротком замыкании обмотки сопротивление будет близко к нулю. Это легко определить с помощью омметра путем прозвонки каждой фазы.

Обнаружение межвитковых замыканий

Если сопротивление одной из обмоток значительно меньше остальных, возможно наличие замыканий между витками. Для точной диагностики может потребоваться специальный прибор.

Однофазные и трехфазные двигатели

Принцип проверки тот же, но у трехфазных двигателей нужно измерить сопротивление 3 обмоток вместо двух. Остальные тесты аналогичны.

Синхронные двигатели реже встречаются в бытовой технике, чаще применяются в промышленности. Тем не менее, принцип их диагностики схож.

Последовательность проверки обмоток омметром

При прозвонке синхронного двигателя в первую очередь измеряется сопротивление обмотки статора. Затем проверяется обмотка возбуждения ротора при наличии таковой.

Для проверки изоляции обмоток используется режим измерения высоких сопротивлений. Определяется сопротивление между обмотками и корпусом.

Признаки межвиткового замыкания

Диагностируется аналогично асинхронным двигателям - по значительному отличию сопротивления одной из обмоток статора.

Устройство коллекторных машин имеет свои особенности, что накладывает отпечаток на методику диагностики.

Порядок прозвонки якоря и статора

Сопротивление обмотки якоря проверяется относительно диаметрально противоположных ламелей коллектора. Статор тестируется как обычно.

Измеряется сопротивление между соседними ламелями коллектора. Обрыв проявится как разрыв цепи.

C помощью омметра определяется наличие низкого сопротивления между обмоткой и корпусом двигателя.

Диагностика дополнительных узлов электродвигателя

Помимо обмоток, в электродвигателе могут устанавливаться:

  • Датчики температуры
  • Тахогенераторы
  • Тормозные устройства
  • Частотные преобразователи

Диагностика этих элементов имеет свою специфику.

Диагностика термозащиты

Датчики температуры (терморезисторы, термопары) проверяются на обрыв и короткое замыкание. Измеряется сопротивление датчика при разных температурах. Тахогенераторы проверяются на обрыв и замыкание обмоток, а также измеряется выходное напряжение на разных оборотах вращения.

Проверяется сопротивление обмотки тормоза, целостность механической части, исправность блока управления. Измеряются входные и выходные напряжения, проверяются конденсаторы фильтра, тестируется плата управления.

Правила техники безопасности при диагностике

При всех работах с электрооборудованием очень важно соблюдать меры предосторожности:

  • Пользоваться изолированным инструментом
  • Работать в диэлектрических перчатках
  • Перед включением убедиться в отсутствии напряжения
  • Использовать защитные очки и маску

Соблюдение правил техники безопасности - залог успешной и безопасной диагностики электродвигателя.

Ремонт и профилактика электродвигателей

После того как неисправность выявлена, можно приступать к ремонту и профилактике. В зависимости от характера неисправности возможны следующие варианты ремонта:

  • Замена подшипников
  • Ремонт обмоток
  • Замена щеток
  • Ремонт или замена ротора
  • Полная замена двигателя

Технология перемотки обмоток

При серьезных повреждениях обмоток требуется перемотка. Это сложная операция, требующая специального оборудования и навыков.

Это более простые операции, не требующие полной разборки двигателя. Однако их нужно выполнять аккуратно и по инструкции. Для продления срока службы рекомендуется:

  • Периодический осмотр и чистка
  • Своевременная замена подшипников
  • Контроль нагрузки и температуры

Мы детально рассмотрели вопрос, как прозвонить электродвигатель мультиметром.

Комментарии