Как прозвонить электродвигатель мультиметром? Советы и рекомендации
Электродвигатель - сердце любой бытовой техники. К сожалению, он довольно часто выходит из строя. По статистике, каждый третий ремонт связан именно с заменой электромотора. Чтобы не менять его понапрасну, нужно точно определить причину поломки. Это можно сделать самостоятельно при помощи обычного мультиметра. В нашей статье мы подробно расскажем, как прозвонить электродвигатель для выявления неисправностей. Узнаете все тонкости диагностики для разных типов моторов. Сможете без ошибок найти дефект и устранить его. Давайте разбираться!
Виды электродвигателей, особенности устройства
Существует несколько основных типов электродвигателей, отличающихся принципом действия и конструкцией. Рассмотрим их подробнее.
Асинхронные электродвигатели
Это наиболее распространенный тип электромоторов. Принцип работы основан на взаимодействии вращающегося магнитного поля статора и токов, наводимых в роторе. Асинхронные двигатели делятся на однофазные и трехфазные. Они просты в изготовлении, надежны в работе, не требуют сложного обслуживания.
Синхронные электродвигатели
В таких двигателях частота вращения ротора строго синхронизирована с частотой переменного тока в обмотке статора. Ротор может быть выполнен с обмоткой возбуждения или в виде постоянного магнита. Применяются в основном в промышленности.
Коллекторные электродвигатели
Их работа основана на взаимодействии магнитного поля и тока в обмотке якоря. Якорь снабжен коллектором и щетками. Эти моторы часто используются в электроинструментах, игрушках, бытовой технике.
Электродвигатели постоянного тока
Простейшие и надежные моторы, в которых электрическая энергия преобразуется в механическую за счет силы, действующей на проводник с током в магнитном поле. Широко использовались ранее, сейчас вытесняются другими типами.
Основные неисправности электродвигателей
Электродвигатели чаще всего выходят из строя по следующим причинам:
- Нарушение изоляции обмоток
- Обрыв обмоток
- Короткое замыкание обмоток
- Межвитковое замыкание
- Заклинивание ротора
- Повреждение подшипников
- Неисправности щеточного узла
Причиной таких поломок часто становятся перегрузки, скачки напряжения, эксплуатация в неблагоприятных условиях. Своевременное выявление неисправностей поможет продлить срок службы двигателя. Прежде чем приступить к диагностике мотора, нужно выполнить ряд подготовительных операций.
Правила безопасности
Работу с электроприборами следует проводить, соблюдая меры предосторожности:
- Отключить двигатель от сети
- Пользоваться изолированным инструментом
- Надеть диэлектрические перчатки
- Убедиться в отсутствии напряжения
Необходимые инструменты
Для диагностики потребуются:
- Мультиметр
- Отвертки
- Плоскогубцы
- Съемник подшипников (при необходимости)
Двигатель необходимо демонтировать и полностью обесточить перед проверкой.
Визуальный осмотр
Нужно внимательно осмотреть двигатель, обращая внимание на:
- Признаки задымления
- Механические повреждения
- Состояние клемм и проводов
Асинхронные двигатели наиболее распространены, поэтому остановимся на их диагностике подробнее.
Как прозвонить электродвигатель мультиметром на обрыв фазы
Обрыв фазы - распространенная причина отказа асинхронного двигателя. Чтобы проверить целостность подключения всех фаз, нужно с помощью омметра прозвонить каждую обмотку в отдельности. Сопротивление должно быть примерно одинаковым на всех фазах.
Проверка изоляции обмоток
Изоляция со временем разрушается и возникают утечки тока. Чтобы проверить изоляцию обмоток относительно корпуса, щупы мультиметра прикладывают к выводам обмоток и крепежным болтам корпуса. Нормальное сопротивление изоляции - сотни кОм.
При коротком замыкании обмотки сопротивление будет близко к нулю. Это легко определить с помощью омметра путем прозвонки каждой фазы.
Обнаружение межвитковых замыканий
Если сопротивление одной из обмоток значительно меньше остальных, возможно наличие замыканий между витками. Для точной диагностики может потребоваться специальный прибор.
Однофазные и трехфазные двигатели
Принцип проверки тот же, но у трехфазных двигателей нужно измерить сопротивление 3 обмоток вместо двух. Остальные тесты аналогичны.
Синхронные двигатели реже встречаются в бытовой технике, чаще применяются в промышленности. Тем не менее, принцип их диагностики схож.
Последовательность проверки обмоток омметром
При прозвонке синхронного двигателя в первую очередь измеряется сопротивление обмотки статора. Затем проверяется обмотка возбуждения ротора при наличии таковой.
Для проверки изоляции обмоток используется режим измерения высоких сопротивлений. Определяется сопротивление между обмотками и корпусом.
Признаки межвиткового замыкания
Диагностируется аналогично асинхронным двигателям - по значительному отличию сопротивления одной из обмоток статора.
Устройство коллекторных машин имеет свои особенности, что накладывает отпечаток на методику диагностики.
Порядок прозвонки якоря и статора
Сопротивление обмотки якоря проверяется относительно диаметрально противоположных ламелей коллектора. Статор тестируется как обычно.
Измеряется сопротивление между соседними ламелями коллектора. Обрыв проявится как разрыв цепи.
C помощью омметра определяется наличие низкого сопротивления между обмоткой и корпусом двигателя.
Диагностика дополнительных узлов электродвигателя
Помимо обмоток, в электродвигателе могут устанавливаться:
- Датчики температуры
- Тахогенераторы
- Тормозные устройства
- Частотные преобразователи
Диагностика этих элементов имеет свою специфику.
Диагностика термозащиты
Датчики температуры (терморезисторы, термопары) проверяются на обрыв и короткое замыкание. Измеряется сопротивление датчика при разных температурах. Тахогенераторы проверяются на обрыв и замыкание обмоток, а также измеряется выходное напряжение на разных оборотах вращения.
Проверяется сопротивление обмотки тормоза, целостность механической части, исправность блока управления. Измеряются входные и выходные напряжения, проверяются конденсаторы фильтра, тестируется плата управления.
Правила техники безопасности при диагностике
При всех работах с электрооборудованием очень важно соблюдать меры предосторожности:
- Пользоваться изолированным инструментом
- Работать в диэлектрических перчатках
- Перед включением убедиться в отсутствии напряжения
- Использовать защитные очки и маску
Соблюдение правил техники безопасности - залог успешной и безопасной диагностики электродвигателя.
Ремонт и профилактика электродвигателей
После того как неисправность выявлена, можно приступать к ремонту и профилактике. В зависимости от характера неисправности возможны следующие варианты ремонта:
- Замена подшипников
- Ремонт обмоток
- Замена щеток
- Ремонт или замена ротора
- Полная замена двигателя
Технология перемотки обмоток
При серьезных повреждениях обмоток требуется перемотка. Это сложная операция, требующая специального оборудования и навыков.
Это более простые операции, не требующие полной разборки двигателя. Однако их нужно выполнять аккуратно и по инструкции. Для продления срока службы рекомендуется:
- Периодический осмотр и чистка
- Своевременная замена подшипников
- Контроль нагрузки и температуры
Мы детально рассмотрели вопрос, как прозвонить электродвигатель мультиметром.