Межличностное общение - что это такое на самом деле?
Межличностное общение - неотъемлемая часть нашей повседневной жизни. Но что же такое межличностное общение на самом деле и почему оно так важно? Давайте разберемся!
Определение межличностного общения
Что такое общение в психологии? Общение - это взаимодействие двух или более людей, состоящее в обмене информацией путем передачи и восприятия смысловых сигналов. В процессе общения люди передают друг другу сведения, идеи, мысли, чувства.
"Что такое межличностное общение" - это общение между конкретными людьми, обладающими уникальными личностными характеристиками. В отличие от массовой коммуникации, где отправитель обращается к большой аудитории, межличностное общение предполагает тесный контакт между небольшим количеством участников.
Межличностное общение включает в себя два взаимосвязанных процесса:
- Коммуникацию - передачу информации от одного человека к другому с помощью речи, мимики, жестов.
- Интеракцию - взаимодействие между общающимися, их влияние друг на друга.
Виды межличностного общения
Существуют различные виды общения, которые отличаются используемыми средствами и характером взаимоотношений между участниками.
Вербальное и невербальное общение
По способу передачи информации выделяют:
- Вербальное (словесное) общение с помощью языка.
- Невербальное общение с использованием мимики, жестов, позы, визуального контакта.
Невербальные сигналы дополняют и усиливают словесную коммуникацию, передавая эмоции и отношение к собеседнику.
Формальное и неформальное общение
По степени официальности отношений между партнерами выделяют:
- Формальное общение, основанное на служебных, профессиональных, деловых контактах.
- Неформальное общение, характерное для друзей, знакомых, членов семьи.
Формальное общение отличается сдержанностью, дистанцированностью, следованием этикету. Неформальное общение более эмоциональное и раскованное.
Межличностное общение в группах
В зависимости от количества участников выделяют:
- Диадическое общение между двумя партнерами.
- Общение в малой группе из 3-7 человек.
- Общение в большой группе более 7 человек.
По мере увеличения числа участников сложность общения возрастает.
Особенности общения в социальных сетях
Современные интернет-технологии позволяют людям общаться дистанционно. Общение в соцсетях имеет ряд особенностей:
- Анонимность и возможность создания виртуального образа.
- Большая аудитория и массовость.
- Сокращение невербальной составляющей общения.
- Возможность асинхронного общения в удобное время.
Виртуальное общение не заменяет живого, но дополняет его, расширяя возможности коммуникации.
Функции межличностного общения
Межличностное общение выполняет в жизни человека и общества важные функции.
Информационно-коммуникативная функция
Основная функция общения - обмен информацией между людьми. Благодаря коммуникации мы получаем новые знания, делимся опытом, координируем совместную деятельность.
Регуляция поведения и деятельности
В процессе общения люди корректируют и регулируют поведение друг друга. Мы согласовываем свои действия, приходим к общему решению, разрешаем конфликты.
Познание себя и других
Общение дает нам информацию о другом человеке - его взглядах, эмоциях, личностных качествах. А через реакцию партнера мы узнаем больше и о себе самих.
Установление отношений между людьми
В процессе коммуникации формируются определенные отношения - дружеские, деловые, любовные и др. Качество этих отношений во многом зависит от стиля общения.
Процесс межличностного общения
Процесс общения можно разделить на несколько этапов.
Возникновение потребности в общении
Прежде чем начать общение, у человека возникает внутренняя потребность передать информацию или получить ее от партнера.
Формирование и передача сообщения
На этом этапе происходит кодирование информации с помощью языка или других знаковых систем, и передача сообщения по каналам коммуникации.
Прием и декодирование сообщения
Получатель сообщения интерпретирует знаки, раскрывает заложенный в них смысл.
Обратная связь в межличностном общении
Очень важный элемент - реакция получателя, которая показывает, насколько правильно он понял посыл. Обратная связь помогает скорректировать процесс общения.
Навыки эффективного общения
"Что такое межличностное общение" предполагает владение определенными коммуникативными навыками, помогающими установить контакт с собеседником.
Умение слушать
Активное слушание - один из важнейших навыков эффективного общения. Внимательно слушая партнера, мы демонстрируем ему свое уважение и интерес.
Умение задавать вопросы
Искусно заданные вопросы помогают получить нужную информацию от собеседника, уточнить детали, поддержать беседу.
Язык жестов и позы в общении
Правильно используемые невербальные сигналы (мимика, жесты, поза) усиливают эффективность общения, передают наши эмоции.
Искусство убеждения и аргументации
Чтобы убедить собеседника, нужно использовать точные, веские аргументы, апеллировать к разуму и чувствам слушателя.
Техники конструктивной критики
Критикуя, важно сфокусироваться на проблеме, а не на личности. Предлагать пути решения, а не просто ругать.
Уместная похвала и одобрение
Искренняя похвала, комплименты мотивируют собеседника, создают позитивную атмосферу общения.
Трудности межличностного общения
Несмотря на кажущуюся простоту, общение может сталкиваться с определенными сложностями.