Маргинальный образ жизни: суть явления и причины возникновения
Маргинальный образ жизни все чаще привлекает внимание социологов и психологов. Что же это такое и почему люди выбирают жизнь на обочине общества? Давайте разберемся.
Понятие маргинальности и маргинального образа жизни
Маргинальность - это социологический термин, обозначающий промежуточное положение человека между разными социальными группами. Маргинал - человек, который по каким-то причинам оказался в таком пограничном положении, не принадлежа полностью ни к одной группе.
Маргинальный образ жизни характеризуется следующим:
- Отчужденность от общества
- Неприятие традиционных ценностей и норм
- Создание собственных правил и устоев
- Частая смена рода деятельности и мест жительства
Ярким примером маргинального сообщества можно считать субкультуру хиппи 1960-1970-х годов, полностью отвергавшую общепринятые нормы и идеалы западного общества.
История изучения феномена маргинальности
Впервые термин "маргинальность" предложил американский социолог Роберт Парк в 1920-х годах для обозначения положения иммигрантов, не сумевших адаптироваться к новым условиям в США.
В дальнейшем это понятие распространилось в социологии и стало применяться для анализа самых разных "пограничных" групп и индивидов. Среди современных исследователей маргинальности можно выделить З. Баумана, У.Бека, Э.Гидденса.
Маргинальность - неизбежное следствие открытого общества, - Ульрих Бек.
Причины возникновения маргинальности
Существует несколько основных причин, приводящих человека к маргинальному образу жизни:
- Социально-экономические причины - безработица, нищета, невозможность самореализации
- Психологические причины - ощущение одиночества, отчужденности, потеря смысла жизни
- Культурно-идеологические причины - неприятие господствующей идеологии, поиск альтернатив
Например, в 1990-е годы в России резкий рост маргинальных групп был обусловлен прежде всего социально-экономическими потрясениями того периода. Многие люди потеряли работу, жилье, ориентиры в жизни. Это и привело к массовой маргинализации.
С другой стороны, представители молодежных субкультур часто сознательно выбирают маргинальный образ жизни, демонстративно отвергая ценности "обывателей". Здесь на первый план выходят культурно-идеологические мотивы.
Таким образом, пути к маргинальности могут быть самыми разными. Но во всех случаях речь идет об утрате связи человека с обществом и его ценностями.
Типология маргинальных групп
Существует несколько основных типов маргинальных групп:
- Этнические маргиналы - представители этнических меньшинств, не интегрированных в принимающее общество
- Возрастные маргиналы - подростки и пожилые люди, оказавшиеся вне привычных социальных ролей
- Гендерные маргиналы - одинокие матери, ЛГБТ, феминистки и др.
- Субкультурные маргиналы - панки, готы, хиппи, отвергающие мейнстрим
Например, этнические диаспоры часто занимают маргинальное положение, сохраняя свою культуру в чуждом окружении. Гендерные маргиналы бросают вызов традиционным представлениям о половых ролях. А субкультуры демонстративно порывают с массовой культурой.
Последствия маргинализации
У маргинализации есть негативные последствия:
- Для индивида - социальная дезадаптация, депрессия, алкоголизм, преступность;
- Для группы - низкий социальный статус, дискриминация;
- Для общества - рост преступности и социальной напряженности.
Однако некоторые исследователи, напротив, видят в маргиналах агентов прогресса. По их мнению, маргиналы лучше адаптируются к переменам, они гибки и креативны. Так что последствия маргинализации неоднозначны.
Пути преодоления маргинальности
Чтобы вернуть маргиналов в общество, нужны усилия на разных уровнях:
- На личностном уровне - психологическая помощь, наставничество;
- На уровне социальной политики - создание рабочих мест, поддержка малоимущих;
- Участие НКО - развитие волонтерства, социальное предпринимательство.
Также важно формировать в обществе терпимость к различиям, принятие "других". Только комплексный подход сможет снизить уровень маргинализации.
Маргинальность в искусстве
Образ маргинала часто появляется в литературе и кино. Известные примеры:
- Роман "Преступление и наказание" Ф.Достоевского
- Фильм "Бродяги" Ч.Чаплина
- Картины художников-импрессионистов
Маргинальные темы привлекают творческих людей возможностью показать мир с неожиданной точки зрения, глазами отверженных и изгоев.
Будущее маргинальности
Эксперты расходятся в прогнозах относительно будущего этого феномена. Оптимисты полагают, что по мере гуманизации общества маргиналов станет меньше. Пессимисты считают, что маргинализация неизбежна в условиях социального неравенства и кризисов. В любом случае, обществу предстоит еще многое сделать для интеграции маргинальных групп.
Социальные стереотипы о маргиналах
В обществе бытуют устойчивые стереотипные представления о маргиналах как о неудачниках и изгоях. Маргиналами часто называют бездомных, нищих, алкоголиков и наркоманов.
Однако на самом деле не все маргиналы являются асоциальными элементами. Многие из них - творческие личности, ищущие альтернативу обществу потребления. Поэтому важно отличать истинных маргиналов от люмпенов.
Положительные стороны маргинальности
Несмотря на очевидные издержки, у маргинального образа жизни есть и положительные моменты:
- Свобода от общественных стереотипов и догм
- Возможность экспериментировать и искать новые пути
- Развитие личной независимости и самодостаточности
Поэтому для некоторых людей маргинальность становится осознанным выбором, а не вынужденной мерой. Главное - найти золотую середину между свободой и ответственностью.
Маргиналы в информационном обществе
Развитие интернета и социальных сетей открыло новые возможности для проявления маргинальности. Виртуальное пространство дает людям ощущение полной свободы от оков реального мира.
С одной стороны, интернет позволяет маргиналам объединяться в сообщества по интересам, невзирая на физическую удаленность друг от друга.
С другой стороны, анонимность сети способствует распространению радикальных идей, размыванию традиционных ценностей. Это порождает новые риски.
Маргиналы в искусстве постмодернизма
Тема маргинальности получила новое развитие в искусстве постмодернизма второй половины XX века. Художники и писатели стремились деконструировать привычные культурные нормы, подвергнуть сомнению традиционные ценности.
Яркими примерами могут служить произведения Томаса Пинчона, Дэвида Линча, Патрисии Хайсмит, в которых образ маргинала является ключевым для выражения постмодернистского мировоззрения.