Феноменальная Зейгарник Блюма Вульфовна и ее вклад в психологию мотивации
Блюма Зейгарник оставила неизгладимый след в психологии мотивации. Ее открытие эффекта незавершенного действия помогает понять, как устроена человеческая память и что движет людьми. Погрузимся в увлекательную историю жизни этой выдающейся женщины-психолога.
1. Детство и юность в Российской империи
Блюма Вульфовна Зейгарник родилась 27 октября (9 ноября) 1901 года в местечке Прены Сувалкской губернии Российской империи (ныне территория Литвы) в еврейской семье. Ее отец Вульф Герштейн (1861—1936) был уроженцем Волковышек, мать Роня-Фейга Розенгард (1865—1941) — из Прен. Родители владели небольшим магазином в Пренах.
С ранних лет Блюма Зейгарник училась в женской гимназии в родных Пренах. А с 1916 года она перешла в престижную Алексеевскую женскую гимназию Е.Д. Рейман-Далматовой в Минске. Там Блюма Зейгарник познакомилась со своим будущим мужем Альбертом Янкелевичем Зейгарником (1900—1942).
Примерно в 1915 году семья Герштейнов неформально усыновила Альберта Зейгарника, который родился в Варшаве, но в то время жил в Пренах. В 1922 году Блюма и Альберт вместе уехали учиться в Берлин.
2. Студенческие годы в Берлине
В 1922 году Блюма Зейгарник поступила на философский факультет Берлинского университета. А Альберт Зейгарник стал студентом Берлинского политехникума. В университете Блюма Зейгарник увлеклась психологией после посещения лекций Макса Вертхаймера.
9 января 1924 года в Каунасе состоялось венчание Блюмы Герштейн и Альберта Зейгарника. Молодая семья поселилась в Берлине.
Под руководством известного психолога Курта Левина Блюма Зейгарник провела экспериментальное исследование, результаты которого легли в основу ее дипломной работы. Это открытие вошло в историю науки как «эффект Зейгарник».
3. Экспериментальное открытие
Классический эксперимент Зейгарник был организован следующим образом. Испытуемым давали несколько простых задач, которые они должны были решить за отведенное время. Но экспериментатор намеренно прерывал выполнение части заданий, ссылаясь на нехватку времени. Затем испытуемых просили вспомнить все задачи.
Оказалось, что прерванные, незавершенные задания запоминались испытуемыми гораздо лучше. Этот феномен и был назван эффектом Зейгарник . Согласно результатам экспериментов, незавершенные задачи в среднем вспоминались на 90% лучше завершенных.
Блюма Зейгарник объяснила этот эффект тем, что прерывание действия вызывает эмоциональное напряжение, которое запечатлевает незаконченное действие в памяти. Таким образом, ее открытие пролило свет на мотивационные механизмы памяти человека.
В последующие десятилетия эффект Зейгарник активно изучался психологами разных стран. К 1983 году было проведено более 160 исследований этого феномена с участием 30 000 испытуемых.
4. Возвращение в СССР
В 1931 году Блюма Зейгарник вернулась в Советский Союз. Она работала в нескольких научно-исследовательских институтах Москвы. В частности, в психоневрологической клинике ВИЭМ Блюма Зейгарник сотрудничала с выдающимся психологом Львом Семеновичем Выготским.
26 февраля 1942 года муж Блюмы Зейгарник Альберт Янкелевич был арестован органами НКВД и приговорен к 10 годам заключения по обвинению в шпионаже. Он умер в лагере в том же году, а реабилитирован посмертно в 1956 году.
Таким образом, Блюма Зейгарник осталась одна с двумя маленькими сыновьями в тяжелые военные годы.
5. Годы Великой Отечественной войны
Во время Великой Отечественной войны Блюма Зейгарник вместе с сыновьями была эвакуирована из Москвы. Она работала в госпитале для раненых в голову на Урале в поселке Кисегач Челябинской области.
Там Зейгарник проводила исследования по восстановлению высших психических функций после черепно-мозговых травм. Эта работа велась совместно с Александром Романовичем Лурия и другими психологами.
По воспоминаниям самой Блюмы Вульфовны, именно тогда под влиянием психологов школы Выготского-Леонтьева-Лурия окончательно сформировались ее взгляды на патопсихологию.
6. Послевоенные годы
В послевоенный период Блюма Зейгарник возглавила лабораторию психологии в Институте психиатрии в Москве. Эта лаборатория была создана при ее непосредственном участии.
Однако в 1950 году в ходе кампании по борьбе с космополитизмом Блюма Вульфовна была отстранена от руководства лабораторией. А в 1953 году ее уволили из института. Только в 1957 году Зейгарник была полностью реабилитирована и восстановлена в должности заведующей.
Именно в этот послевоенный период на стыке психологии и психиатрии окончательно сформировалось новое направление - экспериментальная патопсихология. Его создателем по праву считается Блюма Вульфовна Зейгарник.
7. Преподавательская деятельность
С 1949 года Блюма Зейгарник начала преподавать в Московском государственном университете. Она активно участвовала в создании факультета психологии МГУ и кафедры нейро- и патопсихологии.
Зейгарник Блюма Вульфовна читала для студентов курсы по патопсихологии, патологии мышления, а также по зарубежным теориям личности. Под ее руководством было подготовлено немало высококвалифицированных научных кадров.
Кроме того, начиная с 1960 года Блюма Зейгарник возглавляла всероссийские патопсихологические семинары, где повышали квалификацию практические психологи со всей страны.
8. Исследования нарушений мышления
Важнейшим научным трудом Блюмы Зейгарник стала монография «Патология мышления», опубликованная в 1962 году. В этой книге впервые был представлен системный подход к изучению нарушений мышления при психических заболеваниях.
Зейгарник описала методы диагностики расстройств мышления и предложила их оригинальную классификацию. Эти данные оказались чрезвычайно полезны для психиатрии, позволив более точно ставить диагнозы.
9. Изучение аномалий личности
Еще одна фундаментальная монография Блюмы Зейгарник - «Личность и патология деятельности» - вышла в 1971 году. В ней рассматривались аномалии личности при психических заболеваниях.
Зейгарник выявила ряд мотивационно-личностных нарушений и показала роль личностного фактора в патологии психики. Она наметила пути психологической реабилитации пациентов с опорой на их сохранные личностные ресурсы.
10. Педагогическая деятельность
В 1986 году вышел в свет учебник по патопсихологии, написанный Блюмой Зейгарник. Эта книга и по сей день служит одним из основных пособий при подготовке психологов.
В учебнике Зейгарник впервые представила целостную картину новой научной дисциплины - патопсихологии. Она определила ее место в системе психологических наук.
11. Научное признание
Выдающийся вклад Блюмы Зейгарник в психологическую науку был по достоинству оценен как в нашей стране, так и за рубежом.
В 1983 году ей была присуждена международная премия имени Курта Левина от Американской психологической ассоциации. А в 1978 году Зейгарник стала лауреатом Ломоносовской премии I степени в СССР.
Блюма Вульфовна активно участвовала в работе международных психологических конгрессов. Она возглавляла секции патопсихологии на конгрессах в Москве и Лондоне.
Среди коллег Зейгарник пользовалась большим авторитетом и уважением. Ее труды оказали значительное влияние на развитие психологической науки в нашей стране.
12. Наследие
За долгую научную карьеру Блюма Зейгарник внесла неоценимый вклад в психологию.
Она стояла у истоков отечественной патопсихологии и подготовила плеяду блестящих учеников. Ее труды и сегодня активно цитируются и используются на практике.
Но главное наследие Зейгарник - это ее пионеероткрытие эффекта незавершенного действия. Оно позволило глубже понять мотивацию человека и работу его памяти.
13. Чему учит Блюма Зейгарник
Жизненный путь этой удивительной женщины-ученого дает нам много поводов для размышления.
Несмотря на тяжелые испытания, она не сломалась и продолжала заниматься любимым делом. Ее пример учит целеустремленности и вере в себя.
Блюма Зейгарник щедро делилась знаниями и опытом с молодыми коллегами. Она навсегда останется эталоном мудрого наставника.
Научное наследие Зейгарник Блюмы Вульфовны будет еще долго служить психологам всего мира.
14. Экспериментальный метод Зейгарник
Блюма Зейгарник внесла большой вклад в развитие экспериментального метода в психологии. Ее исследования отличались тщательностью планирования и строгим научным подходом.
Она умело сочетала эксперимент с наблюдением, что позволяло получать надежные и валидные данные. Зейгарник детально анализировала результаты и делала обоснованные выводы.
Благодаря этому ее открытия, такие как эффект незавершенного действия, стали классикой психологической науки. Они выдержали проверку временем и многочисленными исследованиями других ученых.
15. Педагогический талант
Помимо научной работы, Блюма Зейгарник обладала большим педагогическим талантом. Ее лекции пользовались огромной популярностью среди студентов.
Она умела глубоко и доступно объяснять сложные психологические концепции. Студенты ценили ее отзывчивость, внимание к каждому и готовность помочь советом.
Многие из учеников Зейгарник впоследствии стали известными учеными и преподавателями. Они с благодарностью вспоминают годы учебы под руководством этого мудрого наставника.
16. Общественная деятельность
Наряду с наукой и преподаванием, Блюма Зейгарник активно занималась организационной и общественной работой.
Она была членом президиума Общества психологов СССР, возглавляла секцию медицинской психологии. Регулярно участвовала в психологических конгрессах.
Благодаря усилиям Зейгарник, патопсихология получила признание как самостоятельная отрасль психологической науки. Это сыграло большую роль в развитии практической психологии в нашей стране.
17. Личные качества
Коллеги и ученики отмечали удивительные личные качества Блюмы Зейгарник.
Она отличалась скромностью и принципиальностью. Была требовательна к себе и другим. В то же время обладала добротой, чуткостью и отзывчивостью.
Зейгарник умела сплотить вокруг себя единомышленников и вдохновить на серьезный научный труд. Ее энергия, преданность делу и оптимизм заряжали всех.
18. Актуальность идей
Несмотря на то, что основные работы Блюмы Зейгарник были выполнены много десятилетий назад, их значение не уменьшилось и по сей день.
Современные исследования подтверждают актуальность ее идей о роли мотивации и личности в познавательной деятельности.
Разработанная Зейгарник методология изучения нарушений психики не потеряла своей ценности. Она продолжает активно применяться на практике.
Труды этого выдающегося психолога по-прежнему широко цитируются и оказывают влияние на современную науку.