Торможение двигателем: как остановить машину в экстренных случаях
Зачастую торможение с помощью резкого нажатия на педаль тормоза становится не только малоэффективным, но и довольно-таки опасным. Это особенно актуально при появлении на дороге гололеда. При торможении в подобных условиях тормозные колодки блокируют колеса, и машина продолжает скользить. В данной ситуации очень просто потерять управление автомобилем, поэтому лучшим решением для снижения скорости будет торможение двигателем.
Что же собой представляет данный процесс, и какие узлы автомобиля задействуются? Обычно при спокойной езде двигатель держит приблизительно одинаковое число оборотов. В начале поездки обороты быстро увеличиваются, а по мере возрастания скорости двигателю становится все сложнее их набирать. Ему приходится противодействовать различным силам, которые стремятся повысить обороты, при этом можно говорить, что наступает торможение двигателем.
Схема работы коробки передач в данной ситуации достаточна проста. Она позволяет регулировать работу двигателя и, соответственно, саму скорость движения. Поскольку на высоких передачах двигатель на колеса передает больше силы, увеличивая, таким образом, их скорость, то ее повышение практически не ощущается. На низких передачах все происходит для двигателя намного проще, и возрастание скорости особо заметно для человека, находящегося в автомобиле. Поэтому торможение двигателем на низких оборотах - достаточно эффективный способ снижения скорости транспортного средства.
Однако следует быть очень аккуратным при выполнении данного действия, поскольку существует опасность выхода из строя некоторых агрегатов авто, начиная от подвески и заканчивая двигателем.
Тормозить двигателем очень просто, однако чтобы овладеть данной техникой, необходимо потренироваться.
Во-первых, при движении необходимо включить третью передачу, чтобы двигатель начал быстрее сбрасывать обороты. Для этого следует нажатием педали газа резко увеличить скорость и затем ее также быстро отпустить. Затем переключение передачи производят двумя способами: резким и плавным. Вторым способом может воспользоваться только опытный водитель, поскольку для выполнения переключения потребуется задействовать практически все конечности. Для этого ноги должны располагаться одновременно на педали сцепления и газа, выполняя посменное включение сцепления и перегазовку.
При удачном маневре на переднюю часть машины из-за инерции будет приходиться больший вес. Благодаря этому автомобиль становится более устойчивым и менее подверженным заносам. Таким образом, осуществляя торможение двигателем, удается увеличить безопасность пассажиров и водителя, в отличие от случая привычного торможения колодками.
Данную технику следует с осторожностью применять малоопытным водителям, так как возрастает риск поломки. Только выполняя уверенное торможение (реверс) асинхронного двигателя на ровных и сухих дорогах, можно приступать к тренировкам, например, на спусках.
Если пропали тормоза, необходимо уменьшить скорость автомобиля, используя двигатель. Для этого достаточно бывает просто убрать ногу с газа, не выключая передачу. Таким образом, используется торможение двигателем. Если авто находится на высокой скорости, ее необходимо снизить, переключая по нисходящей передачи - от высокой к низкой. Однако не стоит переключаться с четвертой скорости сразу же на первую. В результате подобных действий становится высокой вероятность ухода машины в занос. Понижать скорость следует постепенно, а доведя ее до минимума, нужно дотормаживать стояночным тормозом.
Научившись выполнять торможение двигателем, можно сделать движение более безопасным - как в гололед, так и на крутых горных спусках.