Стояночный тормоз: устройство и принцип работы

Тормозная система автомобиля – это система, предназначением которой является активная безопасность движения, ее увеличение. И чем она совершенней и надежней, тем безопаснее становится эксплуатация автомобиля.

Что такое "ручник"

Существенной частью автомобиля и тормозной системы является стояночный тормоз, в простонародье - ручник. Он применяется при постановке авто на стоянку и при его движении. Невозможно представить безопасность использования автомобиля без этого механизма.

Инструктор каждой автошколы изначально объяснит основные принципы его работы, всю важность применения стояночного тормоза. В любое время с авто может случиться что-то непредвиденное по простой невнимательности водителя, поэтому пренебрегать им нельзя.

Виды и все особенности этого механизма

Использовать его или не использовать? Об этом позже, сначала стоит выяснить, зачем он необходим. Большинство начинающих автомобилистов не придают должного значения ручному тормозу. Но как только наступит время сдачи экзамена по вождению, все поменяется. Волнение берет верх, и многие ученики забывают снять автомобиль с ручного тормоза. А когда машина стоит на ручнике, ехать она будет через силу. Или противоположный случай, когда машина не на ручнике и стоит под уклоном, при начале движения она обязательно покатится. Пересдача экзамена гарантирована.

Есть и другие, более неприятные варианты. Если машина стоит без водителя на наклонной плоскости и при этом не поставлена на ручник, она может покатиться. Каковы последствия такого самоката, лучше не думать. Становится ясно, за какое действие отвечает ручной тормоз - он блокирует колеса.

Снять блок с колес можно только, если отключить систему ручного тормоза. Такое влияние ручного тормоза на колеса авто связано с особенностями этого механизма.

Устройство механизма

  1. Механизм рабочего предназначения является ответственным за регулирование скорости авто, ее снижение и полную остановку. Применяется при движении на любой скорости. Эта система начинает функционировать при воздействии на педаль тормоза. В системе образуется давление. Усилитель вакуумного типа усиливает его, и через тормозные шланги оно воздействует на колодки – неподвижные части тормозного механизма. Колодки приходят в движение. Они зажимают тормозной диск или зажимают стенки барабана – это зависит от типа тормозов. Начинается процесс торможения. Чтобы остановить этот процесс, надо просто прекратить жать на педаль тормоза. Это самый востребованный механизм, так как он применим все время движения. Является одним из самых эффективных.
  2. Запасная, тормозная система применяется при неисправности рабочей системы. Она бывает в виде автономной системы. Ее функции выполняет часть исправной рабочей системы.
  3. Вспомогательная система используется на автомобилях с повышенной массой - грузовых, тяжеловозах. Применяется гружеными машинами на затяжных спусках. Часто бывает, что на автомобилях роль вспомогательной системы выполняет двигатель.
  4. Тормоз стояночного типа - это механизм, предназначенный для удержания машины на одном месте в тех случаях, когда она находится под уклоном, блокирует возможность ее непроизвольного скатывания. Также его применяют, двигаясь на спусках с большим градусом наклона. Часто приходится применять этот вид тормоза на участках с заторами. Его используют в случаях, требующих экстренного торможения. Также его можно использовать для выполнения сложных и резких маневров. Он может быть двух видов по способу включения: педальный и рычажный (ручной). Педальный вид включения тормоза встречается не часто.

Какой тип системы приводит в движение тормозной механизм

Есть три вида такого тормозного привода: механический, гидравлический и электрический. Чтобы поставить автомобиль на ручник, надо по максимуму, до щелчка, поднять вверх рычаг тормоза. Сам рычаг имеет храповое колесо, которое фиксирует его в рабочем положении. Таким образом натягиваются тросы, которые связывают рычаг с тормозным механизмом, расположенным на задних колесах.

Этот механизм имеет три, два или всего один трос стояночного тормоза. В системе механизма есть уравнитель - это деталь, которая связывает центральный и боковой тросы. В итоге усилие равномерно распределяется между задними колесами.

Основные детали тормозного механизма с тросами соединяются регулируемыми наконечниками. При передаче усилия на рычаги тросы разводят тормозные колодки, прижимают их к барабанам тормозной системы, и происходит процесс торможения. Чтобы отключить блокировку колес, надо зажать кнопку, имеющуюся на рычаге, и опустить его вниз. Существуют две системы тормозных механизмов: барабанная и дисковая. Раньше использовалась барабанная система, но с появлением дисковой она стала отходить на второй план. Сейчас барабанную тормозную систему применяют в основном на грузовых машинах и автобусах.

Дисковая тормозная система

Дисковая тормозная система отлично работает при больших скоростях. Строение дисковой системы тормозов: ротор, прикрепленный к ступице, тормозной суппорт, у которого есть поршень и две колодки. Именно между этими колодками расположен тормозной диск.

Ручной тормоз - это простое, но надежное устройство сегодня устанавливается практически во всех автомобилях.

Гидравлическая тормозная система

Гидравлическая тормозная система обеспечивает не только надежное торможение автомобиля, но и повышает ее маневренность и проходимость. Достигается это за счет того, что гидравлический кран, находясь в центральном положении, соединяет тормозной цилиндр абсолютно со всеми рабочими цилиндрами.

В левом положении он соединяет главный тормозной цилиндр исключительно с рабочими цилиндрами ведущих колес левого борта. В правом положении кран соединяет главный цилиндр исключительно с рабочими тормозными цилиндрами правого борта. Эта особенность гидравлической системы обеспечивает автомобилю высокую маневренность, а также значительно повышает ее проходимость. Гидравлическая тормозная система состоит из таких деталей: тормозного цилиндра, расширительного бачка, регулятора давления в системе и двух тормозных контуров, для задних и передних колес.

Возникающее в системе давление передается на цилиндры. Они, в свою очередь, прижимают колодки стояночного тормоза к тормозным дискам, в результате чего автомобиль останавливается.

Гидравлическая система сегодня широко применяется при создании легковых автомобилей. При желании можно заменить классический механизм ручного тормоза на гидравлический. Кран ручного тормоза также будет блокировать задние колеса авто, но обслуживать такую систему намного проще. Уже нет необходимости подтягивать ручной тормоз. Явным преимуществом является то, что отсутствует уравнитель для правого и левого колеса. Гидравлика выравнивает давление во всех точках тормозного контура. Замену можно сделать как самостоятельно, так и обратившись в сервис.

Недостатки гидравлической системы

Но гидравлическая система имеет недостаток: данная конструкция теряет свою надежность. Если автомобиль потеряет жидкость, остановить его не получится, в то время как механический ручник работает самостоятельно, и потеря жидкости ему не страшна. Электрический ручной тормоз отличается от всех остальных его видов. Это автономный прибор, управление которым осуществляет бортовой компьютер. Состоит из электродвигателя, ременной передачи, редуктора, винтового привода.

Здесь ручник установлен на суппорт задних колес и после подачи сигнала электродвигатель активизирует винтовой привод, который состоит из планетарного редуктора с электродвигателем. Он начинает снижать обороты электродвигателя, и колодки прижимаются к тормозным дискам.

Рекомендуется время от времени проверять исправность и регулировать тормоз. Рассмотрим самостоятельную регулировку стояночного тормоза на примере нескольких автомобилей. Сначала посмотрим на тормоз ВАЗа, а потом на Mazda.

Ручной тормоз на автомобиле ВАЗ 2110

Во-первых, проводить такую регулировку стоит каждые 30 000 км пробега. И когда автомобиль самовольно движется после постановки его на ручной тормоз. Чтобы самостоятельно отрегулировать ручной тормоз автомобиля ВАЗ, достаточно будет эстакады. Из инструментов – пассатижи и несколько ключей на «13».

Стояночный тормоз ВАЗа требуется полностью опустить. Одним ключом ослабляется контргайка, в то же время с помощью второго ключа регулировочную гайку обязательно удерживать. Закручивать регулировочную гайку надо, пока трос привода ручника не будет натянут. Важно знать, что закручивая регулировочную гайку, пассатижами надо придержать шток. Полный ход рычага должен составлять от двух до четырех щелчков.

Далее контргайку уравнителя затянуть. Опустить рычаг тормоза и вручную провернуть вращение задних колес. Оно должно быть равномерным без заедания механизма. Регулировка завершена.

Стояночный тормоз Mazda 6

Хоть автомобиль Mazda японского производства, но технология тормоза практически такая же. Чтобы отрегулировать или заменить стояночный тормоз "Мазды 6", задняя часть авто должна быть приподнята. Блок с подстаканниками необходимо отсоединить. Рычаг стояночного тормоза должен находиться в опущенном положении.

Регулировочную гайку необходимо полностью ослабить. Заранее подготовленный пластиковый щуп толщиной около 1 миллиметра вставить между разжимными рычагами. Гайку регулировать, пока один из разжимных рычагов не станет перемещаться. Тогда надо вытащить щуп и проверять легкость вращения колес до тех пор, пока один из разжимных рычагов не станет перемещаться. Тогда надо вытащить щуп и проверить легкость вращения колес.

Исправным считается стояночный тормоз автомобиля "Мазда", если для его фиксации необходимо от трех до шести щелчков.

Советы по использованию ручного тормоза

Не рекомендуется оставлять автомобиль на ручном тормозе длительный период времени, особенно если он стоит на улице. Излишняя влага может вызвать коррозию, что приведет к «прилипанию» тормозных дисков к колесам. Подобная ситуация может произойти зимой, диски примерзнут к дискам колес. Движение автомобиля на некоторое станет невозможным. Также, начиная движение, не забывайте снимать автомобиль с ручного тормоза, езда при поднятом ручнике может привести к поломкам.

Комментарии