Порт Варандей: стратегическое значение для развития Северного морского пути и освоения шельфовых месторождений нефти и газа в Арктике
Порт Варандей - уникальный арктический порт в суровых условиях Крайнего Севера. Он имеет стратегическое значение для развития Северного морского пути и освоения шельфовых месторождений нефти и газа в Арктике. Давайте разберемся в истории, географии, инфраструктуре и перспективах этого важнейшего транспортного узла России за Полярным кругом.
1. Географическое положение и природные условия порта Варандей
Порт Варандей расположен на побережье Баренцева моря в Ненецком автономном округе. Он находится в районе Варандейской губы, в юго-восточной части Баренцева моря.
Поселок Варандей, давший название порту, был основан в 1930-х годах как центр оседлости ненцев-оленеводов. Ненцы традиционно занимались оленеводством и рыбной ловлей в этом северном крае.
Координаты порта Варандей:
- 69°39′ с. ш. 57°48′ в. д.
Ландшафт местности представляет собой тундру, изрезанную многочисленными реками, ручьями и озерами. Преобладает равнинный рельеф.
Климат резко континентальный, с very холодной зимой и прохладным летом. Зимние температуры опускаются до -50°С. Летом средние температуры около +10°С.
Осадков выпадает около 400 мм в год, преимущественно в теплый период.
Дуют сильные ветры со средней скоростью 6-10 м/с, зимой до 40 м/с. Часты штормы и ураганы.
Акватория порта замерзает на 7-8 месяцев. Толщина льда достигает 1,5 метров. Ледостав держится с ноября по июнь.
Суровые природные условия создают сложности для круглогодичной работы порта, но благодаря современным технологиям порт Варандей функционирует круглый год.
2. История создания и развития портовой инфраструктуры
История современного порта Варандей началась в 1970-х годах с открытием нефтяных месторождений на севере Ненецкого автономного округа.
В результате геологоразведочных работ в НАО был открыт ряд месторождений, в том числе Приразломное, которые стали осваиваться.
Для отгрузки добываемой нефти потребовалось создание морского терминала в районе поселка Варандей:
- 2000 год - начало работы временного отгрузочного комплекса мощностью 1,5 млн тонн нефти в год.
- 2008 год - принято решение о строительстве современного морского порта Варандей с пропускной способностью 12 млн тонн нефти в год.
- 2008 год - ввод в эксплуатацию стационарного ледостойкого причала.
Строительство порта Варандей обошлось более чем в 1 млрд долларов инвестиций. В работах участвовали десятки российских и зарубежных компаний.
Грузооборот порта вырос с 1,5 млн тонн в 2000 году до 4,9 млн тонн в 2020 году. Планируется дальнейшее развитие инфраструктуры.
3. Операторы и грузопотоки порта Варандей
Основным оператором порта Варандей является компания "Варандейский терминал". Она обслуживает нефтяной терминал и осуществляет перевалку нефти.
Администрация порта принадлежит ФГБУ "Администрация морских портов Западной Арктики".
Основной груз порта - сырая нефть. Она поступает с Приразломного и других шельфовых месторождений НАО по трубопроводам.
Ежегодный экспорт нефти через порт Варандей составляет около 3-4 млн тонн. Отгрузка ведется круглый год через стационарный причал.
Кроме нефти, через порт осуществляются перевозки навалочных, контейнерных и других грузов.
С ростом добычи на арктическом шельфе ожидается увеличение грузооборота порта Варандей.
4. Флот, обслуживающий порт Варандей
Для круглогодичной работы порта Варандей привлекаются мощные ледоколы, которые проводят танкеры через ледяные заторы:
- Атомные ледоколы 50 лет Победы , Ямал , Таймыр
- Дизельные ледоколы Александр Санников , Владислав Стрижов
Для отгрузки нефти используется флот танкеров-челноков дедвейтом до 70 тыс. тонн. Они доставляют нефть с Варандея на перевалочный терминал в Мурманске.
Вспомогательный флот включает буксиры и суда обеспечения, которые помогают танкерам швартоваться к причалам.
Осадка судов, заходящих на внутренний рейд порта, ограничена 3,5 метрами. На внешнем рейде принимаются танкеры осадкой до 14 метров.
5. Экологическая безопасность и социальная ответственность
Для предотвращения загрязнения окружающей среды в порту Варандей применяются современные технологии.
Регулярно проводятся учения по ликвидации возможных разливов нефти с привлечением аварийно-спасательных служб.
Ведется работа по созданию новых рабочих мест и социальной поддержке коренных народов НАО.
6. Перспективы развития порта
Планируется дальнейшее развитие портовых мощностей Варандея для увеличения экспорта нефти с арктического шельфа.
Ожидается рост грузооборота за счет освоения новых месторождений в НАО.
В перспективе возможно строительство железнодорожной ветки от Усинска до Варандея протяженностью около 350 км.
Это позволит существенно увеличить пропускную способность порта и снизить зависимость от погодных условий.