Порт Варандей: стратегическое значение для развития Северного морского пути и освоения шельфовых месторождений нефти и газа в Арктике

Порт Варандей - уникальный арктический порт в суровых условиях Крайнего Севера. Он имеет стратегическое значение для развития Северного морского пути и освоения шельфовых месторождений нефти и газа в Арктике. Давайте разберемся в истории, географии, инфраструктуре и перспективах этого важнейшего транспортного узла России за Полярным кругом.

1. Географическое положение и природные условия порта Варандей

Порт Варандей расположен на побережье Баренцева моря в Ненецком автономном округе. Он находится в районе Варандейской губы, в юго-восточной части Баренцева моря.

Поселок Варандей, давший название порту, был основан в 1930-х годах как центр оседлости ненцев-оленеводов. Ненцы традиционно занимались оленеводством и рыбной ловлей в этом северном крае.

Координаты порта Варандей:

  • 69°39′ с. ш. 57°48′ в. д.

Ландшафт местности представляет собой тундру, изрезанную многочисленными реками, ручьями и озерами. Преобладает равнинный рельеф.

Климат резко континентальный, с very холодной зимой и прохладным летом. Зимние температуры опускаются до -50°С. Летом средние температуры около +10°С.

Осадков выпадает около 400 мм в год, преимущественно в теплый период.

Дуют сильные ветры со средней скоростью 6-10 м/с, зимой до 40 м/с. Часты штормы и ураганы.

Акватория порта замерзает на 7-8 месяцев. Толщина льда достигает 1,5 метров. Ледостав держится с ноября по июнь.

Суровые природные условия создают сложности для круглогодичной работы порта, но благодаря современным технологиям порт Варандей функционирует круглый год.

2. История создания и развития портовой инфраструктуры

История современного порта Варандей началась в 1970-х годах с открытием нефтяных месторождений на севере Ненецкого автономного округа.

В результате геологоразведочных работ в НАО был открыт ряд месторождений, в том числе Приразломное, которые стали осваиваться.

Для отгрузки добываемой нефти потребовалось создание морского терминала в районе поселка Варандей:

  • 2000 год - начало работы временного отгрузочного комплекса мощностью 1,5 млн тонн нефти в год.
  • 2008 год - принято решение о строительстве современного морского порта Варандей с пропускной способностью 12 млн тонн нефти в год.
  • 2008 год - ввод в эксплуатацию стационарного ледостойкого причала.

Строительство порта Варандей обошлось более чем в 1 млрд долларов инвестиций. В работах участвовали десятки российских и зарубежных компаний.

Грузооборот порта вырос с 1,5 млн тонн в 2000 году до 4,9 млн тонн в 2020 году. Планируется дальнейшее развитие инфраструктуры.

3. Операторы и грузопотоки порта Варандей

Основным оператором порта Варандей является компания "Варандейский терминал". Она обслуживает нефтяной терминал и осуществляет перевалку нефти.

Администрация порта принадлежит ФГБУ "Администрация морских портов Западной Арктики".

Основной груз порта - сырая нефть. Она поступает с Приразломного и других шельфовых месторождений НАО по трубопроводам.

Ежегодный экспорт нефти через порт Варандей составляет около 3-4 млн тонн. Отгрузка ведется круглый год через стационарный причал.

Кроме нефти, через порт осуществляются перевозки навалочных, контейнерных и других грузов.

С ростом добычи на арктическом шельфе ожидается увеличение грузооборота порта Варандей.

4. Флот, обслуживающий порт Варандей

Для круглогодичной работы порта Варандей привлекаются мощные ледоколы, которые проводят танкеры через ледяные заторы:

  • Атомные ледоколы 50 лет Победы , Ямал , Таймыр
  • Дизельные ледоколы Александр Санников , Владислав Стрижов

Для отгрузки нефти используется флот танкеров-челноков дедвейтом до 70 тыс. тонн. Они доставляют нефть с Варандея на перевалочный терминал в Мурманске.

Вспомогательный флот включает буксиры и суда обеспечения, которые помогают танкерам швартоваться к причалам.

Осадка судов, заходящих на внутренний рейд порта, ограничена 3,5 метрами. На внешнем рейде принимаются танкеры осадкой до 14 метров.

5. Экологическая безопасность и социальная ответственность

Для предотвращения загрязнения окружающей среды в порту Варандей применяются современные технологии.

Регулярно проводятся учения по ликвидации возможных разливов нефти с привлечением аварийно-спасательных служб.

Ведется работа по созданию новых рабочих мест и социальной поддержке коренных народов НАО.

6. Перспективы развития порта

Планируется дальнейшее развитие портовых мощностей Варандея для увеличения экспорта нефти с арктического шельфа.

Ожидается рост грузооборота за счет освоения новых месторождений в НАО.

В перспективе возможно строительство железнодорожной ветки от Усинска до Варандея протяженностью около 350 км.

Это позволит существенно увеличить пропускную способность порта и снизить зависимость от погодных условий.

Комментарии