Четырехконтактное реле, незаменимый помощник в автомобиле

Четырехконтактное реле - небольшой, но важнейший элемент автомобильной электрики. Без этого скромного устройства современный автомобиль просто не смог бы работать. Давайте разберемся, что это за деталь, для чего она нужна и как правильно ее подключать. В этой статье вы найдете ответы на все вопросы о четырехконтактном реле.

Устройство четырехконтактного реле

Четырехконтактное реле представляет собой небольшой электромеханический коммутатор, имеющий 4 вывода-контакта. Внутри корпуса реле находится катушка с якорем, который перемещается при подаче напряжения на катушку. Это приводит к замыканию или размыканию контактов в зависимости от типа реле.

Различают два основных типа четырехконтактных реле:

  • Нормально разомкнутое - контакты замкнуты, пока на катушку подано напряжение
  • Нормально замкнутое - контакты разомкнуты, пока на катушку подано напряжение

Контакты реле имеют следующую маркировку:

  • 85 и 86 - катушка
  • 30 - общий контакт
  • 87 - нормально разомкнутый контакт

При подаче напряжения на выводы катушки 85 и 86 происходит ее возбуждение, якорь притягивается и замыкает контакты 30 и 87. После снятия напряжения якорь возвращается в исходное положение и контакты снова размыкаются.

Назначение и применение в автомобиле

Основное предназначение четырехконтактного реле в автомобиле - коммутация цепей с большими токами, а также управление мощным оборудованием при помощи слаботочной цепи. Например:

  • Включение стартера, фар, стеклоочистителей
  • Управление электровентиляторами системы охлаждения
  • Включение обогрева заднего стекла, зеркал, сидений
  • Управление электролебедкой, сигнализацией

Без применения реле пришлось бы использовать громоздкие выключатели большой мощности и толстые провода по всей цепи. Это сильно удорожало бы автомобиль.

Реле также выполняет защитную функцию, отключая нагрузку при коротких замыканиях и перегрузках в цепи.

Правила подключения четырехконтактного реле

Чтобы избежать ошибок при подключении реле, следует придерживаться нескольких основных правил:

  1. Выбрать подходящее место для установки в защищенном от влаги и грязи месте.
  2. Закрепить реле и надежно подсоединить контакты.
  3. Поставить предохранитель в цепь питания катушки.
  4. Правильно подключить управляющую цепь с учетом полярности.
  5. Установить диод параллельно катушке для защиты от ЭДС самоиндукции.
  6. Определить тип реле - нормально замкнутое или нормально разомкнутое.

Очень важно соблюдать полярность при подключении катушки реле. Плюс подается на вывод 85, минус - на вывод 86. Иначе реле не будет работать.

Необходимо учитывать максимальный ток, который может коммутировать реле, и не превышать его во избежание перегрева и выхода из строя.

Правильный выбор типа реле (нормально замкнутое или нормально разомкнутое) в соответствии со схемой управления также очень важен для корректной работы.

Соблюдая эти несложные правила, можно без ошибок подключить четырехконтактное реле и использовать все его возможности в автомобиле.

Ошибки при подключении и их предотвращение

Рассмотрим типичные ошибки, которые допускают при подключении четырехконтактного реле, и как их избежать.

  • Неправильная полярность на катушке. Необходимо точно соблюдать подачу плюса на 85 вывод, минуса - на 86.
  • Превышение максимального тока. Выбирать реле с запасом по мощности.
  • Индукционные скачки из-за отсутствия диода. Обязательно ставить диод параллельно катушке.
  • Неправильный выбор типа реле. Тщательно продумать схему и выбрать нужный тип.

Для предотвращения ошибок рекомендуется:

  • Проверять полярность и правильность соединений мультиметром.
  • Использовать предохранители в цепи питания.
  • При монтаже ориентироваться на маркировку выводов.
  • При подборе реле запасаться по мощности.

Соблюдая перечисленные рекомендации, можно без проблем подключить реле и пользоваться его преимуществами в автомобиле.

Комментарии