Фазы газораспределения четырехтактного двигателя: основы работы

Фазы газораспределения - это временные интервалы, в течение которых происходит заполнение цилиндров свежей горючей смесью и выпуск отработавших газов в процессе работы двигателя внутреннего сгорания. Они оказывают значительное влияние на мощностные и экономические показатели работы двигателя.

Назначение механизма газораспределения

Газораспределительный механизм (ГРМ) - это комплекс деталей, обеспечивающий согласованную работу клапанов на впуске и выпуске в соответствии с тактами рабочего цикла двигателя. Он управляет моментами открытия и закрытия клапанов - теми самыми фазами газораспределения.

Элементы газораспределительного механизма

  • Распределительный вал (валики) с расположенными на нем кулачками
  • Клапаны и их привод (толкатели, штанги, коромысла)
  • Цепной или ременный привод распредвала от коленчатого вала

Все элементы жестко связаны между собой и синхронизированы с работой коленвала для обеспечения нужной последовательности открытия и закрытия клапанов.

Фазы газораспределения четырехтактного двигателя

Давайте рассмотрим фазы газораспределения на конкретном примере четырехтактного бензинового двигателя:

  1. Впускной клапан открывается за 12° до ВМТ коленвала
  2. Впускной клапан закрывается через 48° после НМТ
  3. Выпускной клапан открывается за 52° до НМТ
  4. Выпускной клапан закрывается через 12° после ВМТ

Такие интервалы опережения и запаздывания открытия клапанов по отношению к ходу поршня называются фазами газораспределения четырехтактного двигателя.

Причины опережения и запаздывания фаз

Если бы клапаны открывались строго в момент достижения поршнем мертвых точек, это привело бы к снижению эффективности протекания рабочих процессов:

  • Ухудшилось бы наполнение цилиндров свежим зарядом
  • Снизилась интенсивность выпуска отработавших газов

Вот почему применяют опережение и запаздывание открытия клапанов относительно хода поршня - для улучшения этих процессов.

Регулировка фаз газораспределения

Для расширения эффективного диапазона работы двигателя и улучшения его технико-экономических показателей в различных режимах используется регулировка фаз газораспределения. Это позволяет оптимизировать процессы газообмена при изменении частоты вращения коленвала.

Наиболее распространены два основных метода регулировки:

  1. Изменение фаз сдвига распределительного вала относительно коленвала
  2. Изменение длительности открытия клапанов

Способы регулировки фаз газораспределения

Рассмотрим более подробно существующие способы изменения фаз газораспределения четырехтактного двигателя:

  1. С изменением угла поворота распредвального вала (система VVT)
  2. Со смещением кулачков по оси распредвала (система VVL)
  3. С использованием дополнительных кулачков (система VVC)

Первые два метода позволяют регулировать только фазы открытия клапанов, в то время как третий способ дает возможность изменять также длительность их открытого состояния.

Особенности установки фаз газораспределения при регулировке

При выборе параметров фаз газораспределения необходимо учитывать:

  • Тип двигателя (бензиновый, дизельный)
  • Его геометрические размеры и тактность (4-х или 2-х тактный)
  • Назначение и expected_word_count рабочий диапазон оборотов

Обычно оптимальная настройка фаз газораспределения подбирается экспериментально в процессе тестовых испытаний.

Влияние регулировки фаз на работу двигателя четырехтактного типа

Главным образом изменение фаз газораспределения влияет на:

  1. Полноту сгорания топлива в камере
  2. Степень наполнения цилиндров воздухом
  3. Эффективность выпуска отработавших газов

В результате оптимизации этих процессов повышается мощность и крутящий момент при сохранении низкого расхода топлива.

Особенности установки механизма газораспределения

При монтаже механизма газораспределения необходимо обеспечить:

  • Выставление заданных фаз газораспределения с точностью 1-2°
  • Синхронность вращения распредвала и коленвала
  • Правильный момент затяжки крепежей и регулировку зазоров

От точности установки ГРМ зависит стабильность заданных фаз газораспределения и надежная работа всего двигателя.

Проверка фаз газораспределения

После установки механизма газораспределения необходимо выполнить контроль фактических фаз газораспределения и сравнить с заданными параметрами.

Для этого используют специальные устройства - тестеры фаз газораспределения. Они позволяют замерить углы опережения и запаздывания открытия клапанов по отношению к ходу поршней с точностью до 1 градуса.

Регулировка фаз газораспределения

Если измеренные параметры отличаются от заданных более чем на 2-3°, выполняют регулировку фаз газораспределения для приведения их в соответствие.

Для нерегулируемых механизмов это достигается путем подбора прокладок нужной толщины под крышкой головки блока цилиндров и гайками крепления распредвала.

Диагностика механизма газораспределения

В процессе эксплуатации двигателя необходимо периодически проводить диагностику механизма газораспределения, чтобы:

  • Выявить отклонения фактических фаз от заданных
  • Обнаружить износ и повреждения деталей

При этом проверяются люфты в приводе, состояние ремня, натяжителей, уплотнений. По результатам диагностики принимается решение о необходимости регулировки или ремонта.

Типичные неисправности механизма газораспределения

К распространенным неисправностям ГРМ относятся:

  • Нарушение регулировки фаз газораспределения
  • Поломка или растяжение цепи/ремня привода распредвала
  • Задиры и износ кулачков распредвала или толкателей клапанов

Эти неисправности могут привести к ухудшению технико-экономических параметров двигателя, а в случае серьезных повреждений - и к выходу его из строя.

Комментарии