Как называется велосипед для езды лежа или полулежа: все о необычном транспорте

Нестандартные виды велосипедов, позволяющие передвигаться сидя, полулежа или лежа, издавна привлекают внимание изобретателей и любителей необычной техники. У таких нестандартных велосипедов есть ряд преимуществ, но и недостатки тоже имеются. Давайте разберемся, как называется велосипед для езды лежа или полулежа, в чем его особенности и преимущества.

История создания велосипедов для езды лежа или полулежа

Первые упоминания о лежачих велосипедах относятся к началу XX века. В 1900 году американец по фамилии Браун запатентовал свой длиннобазный лежачий велосипед, а в 1902 году начал его продажу в США и Великобритании. Цена такого необычного велосипеда была очень высокой - около 100 долларов в Америке и 20 фунтов в Англии. По отзывам того времени, этот лежачий велосипед отличался плавностью хода, но имел большой вес и длину, а также не лучшую маневренность.

В 1914 году французская компания Peugeot наладила серийный выпуск длиннобазного лежачего велосипеда, который так и не получил распространения из-за начала Первой мировой войны. Производство было свернуто.

В 1920-х годах венгерский инженер Пауль Ярай, работавший над улучшением аэродинамики дирижаблей, решил применить свои принципы обтекаемости и в велостроении. В результате появился лежачий велосипед J-Rad, который выпускался в Германии с 1921 по 1923 год.

J-Rad отличался необычным линейным приводом "швейная машинка" и хорошей аэродинамикой. Эксперименты показали, что на таком велосипеде гонщик мог легко преодолевать более крутые подъемы по сравнению с обычным велосипедом. Однако серия аварий из-за поломок рамы и кампания в прессе против "опасного" J-Rad привели к прекращению его выпуска в 1923 году.

В 1930-х годах француз Шарль Моше разработал лежачий велосипед Velo-Velocar, на котором гонщик Франсис Форо добился ряда громких побед в велогонках. Однако в 1934 году Международный союз велосипедистов запретил использование лежачих велосипедов на официальных соревнованиях. Это стало серьезным ударом для Velo-Velocar, и его производство было свернуто.

В послевоенный период активно занимался разработкой лежачих велосипедов немец Пауль Ринковский. С 1947 по 1985 год он сконструировал десятки моделей лигерадов, экспериментировал с формой рамы, колесами и обтекателями. Ринковский сумел довести коэффициент сопротивления качению своих колес до рекордно низких показателей.

Новая волна интереса к лежачим велосипедам возникла в 1960-1970-х годах. Энтузиасты строили и испытывали экспериментальные модели, пытаясь достичь максимальной скорости. В 1976 году была создана Международная ассоциация мускулолодок (IHPVA), которая стала проводить соревнования лежачих велосипедов. На специально оборудованном полигоне в штате Невада гонщики разгоняли свои лигерады в обтекателях до скоростей за 130 км/ч.

Конструктивные особенности велосипедов для езды лежа или полулежа

Лежачие велосипеды имеют ряд конструктивных отличий от традиционных двухколесных велосипедов.

  • Рама лигерадов чаще хребтовая или пространственная для обеспечения жесткости.
  • Используются разные типы приводов - цепной, ременной, карданный.
  • Применяются колеса увеличенного диаметра или дисковые.
  • Могут устанавливаться обтекатели - частичные или полностью закрытые.
  • Есть варианты с передним и задним рулевым управлением.
  • Используются многоскоростные трансмиссии и вариаторы.
  • Тормоза могут быть дисковые или ободные.
  • Сиденье регулируется по углу наклона и положению.
  • На некоторых моделях есть амортизация сиденья и колес.

Также встречаются 3- и 4-колесные модификации лежачих велосипедов. На некоторые устанавливается электродвигатель для поддержки мускульной силы велосипедиста.

Особое внимание уделяется аэродинамике - используются обтекаемые обтекатели, закрывающие велосипедиста частично или полностью. Такие полностью закрытые лигерады называются стримлайнерами.

В итоге конструкция лежачего велосипеда позволяет развивать большую скорость по сравнению с традиционными велосипедами при одинаковых затратах мускульной энергии велосипедиста.

Однако повышенная скорость и аэродинамика достигаются ценой увеличения веса, габаритов, стоимости лежачих велосипедов. Кроме того, на лигерадах хуже обзор, они сложнее в управлении, особенно на поворотах и подъемах.

Основные разновидности лежачих велосипедов

Существует несколько основных разновидностей лежачих велосипедов, которые отличаются конструкцией.

  • По типу рамы выделяют лежачие велосипеды с хребтовой рамой и с пространственной рамой.
  • По наличию обтекателя бывают: Открытые лежачие велосипеды без обтекателя. Частично закрытые обтекателем. Полностью закрытые обтекателем (стримлайнеры).
  • По расположению велосипедиста различают лигерады, на которых едут лежа на спине или на животе.
  • По колесной базе делятся на: Короткобазные. Среднебазные. Длиннобазные.
  • По количеству колес встречаются: Трехколесные лежачие велосипеды. Четырехколесные.
  • Есть разновидность лежачих тандемов, где один или оба велосипедиста располагаются лежа.
  • Существуют гибриды лежачих велосипедов с электрическим подключаемым приводом.

Преимущества лежачих велосипедов

У лежачих велосипедов есть ряд преимуществ по сравнению с традиционными велосипедами.

  • Лучшая аэродинамика и, как следствие, более высокая скорость.
  • Возможность преодолевать большие расстояния с меньшей усталостью для велосипедиста.
  • Отсутствие нагрузки на спину и позвоночник.
  • Повышенный комфорт и удобство управления.
  • Бóльшая безопасность при авариях и падениях.
  • Уменьшение вероятности возникновения импотенции у мужчин.

За счет аэродинамического положения тела и снижения лобового сопротивления скорость на лежачем велосипеде может быть на 20-30% выше, чем на обычном велосипеде при прочих равных условиях.

На лежачем велосипеде нет нагрузки на спину, поэтому велотуристы могут преодолевать за день на 20-30% больше километров с меньшей усталостью.

Недостатки лежачих велосипедов

У лежачих велосипедов также есть и недостатки:

  • Большой вес и габариты.
  • Высокая стоимость.
  • Худший обзор дороги.
  • Сложность поворота и маневрирования.
  • Проблемы при езде в гору из-за невозможности встать и нажимать на педали всем весом.

Из-за конструкции лежачие велосипеды обычно весят на 5-10 кг больше, чем традиционные велосипеды. Их стоимость также значительно выше.

Худший обзор снижает безопасность, а на поворотах и подъемах требуются навыки для уверенного управления лежачим велосипедом.

Рекомендации по выбору лежачего велосипеда

При выборе лежачего велосипеда рекомендуется:

  • Определить цель использования: туризм или спорт.
  • Выбрать оптимальную колесную базу исходя из роста.
  • Для начинающих лучше открытая рама без обтекателя.
  • Обратить внимание на регулировки сиденья и руля.
  • Проверить наличие и тип трансмиссии.
  • Оценить удобство посадки и обзор.

Перед покупкой стоит обязательно протестировать велосипед в движении. Это поможет понять, подходит ли конкретная модель.

Обучение езде на лежачем велосипеде

Катание на лежачем велосипеде требует навыков:

  • Сначала нужно научиться балансировать в неподвижном положении.
  • Затем освоить раскачку и начало движения.
  • Отработать повороты на разных скоростях.
  • Потренироваться в езде на подъем и под уклон.
  • По возможности пройти курсы обучения у опытного инструктора.

С осторожностью следует подходить к выезду на дороги общего пользования - лучше выбирать велодорожки и парки.

При соблюдении мер предосторожности катание на лежачем велосипеде доставит массу удовольствия и позволит оценить все его преимущества.

Комментарии