Переименование милиции в полицию: закон, дата, причины
Переименование милиции в полицию - значимое событие в истории правоохранительных органов России. Эта реформа коснулась сотен тысяч сотрудников МВД и миллионов россиян. Давайте разберемся, почему это произошло, что изменилось в работе органов внутренних дел и как это повлияло на безопасность граждан.
Предпосылки реформы МВД
переименование милиции в полицию стало логическим продолжением целого ряда проблем, накопившихся в системе МВД к концу 2000-х годов.
Во-первых, участились громкие коррупционные скандалы с участием сотрудников милиции. Например, в 2009 году бывший замначальника ГУВД Москвы Денис Евсюков расстрелял посетителей супермаркета. Такие ЧП вызывали общественный резонанс и подрывали доверие граждан к правоохранительной системе.
Во-вторых, уровень доверия населения к милиции и без того был крайне низким. По данным ВЦИОМ, в 2009 году лишь 33% россиян положительно оценивали работу милиции по обеспечению личной безопасности. Это требовало кардинальных перемен.
В-третьих, в декабре 2009 года президент Дмитрий Медведев подписал указ о мерах по реформированию МВД. Он поставил цели снизить коррупцию в милиции, повысить эффективность ее работы и улучшить имидж правоохранительных органов. Это положило начало масштабным преобразованиям.
Основные этапы реформы
Следующим важным шагом реформы МВД стало предложение Дмитрия Медведева летом 2010 года о переименовании милиции в полицию. По его мнению, это поможет вернуть структуре положительный имидж и ассоциироваться с профессионализмом.
Уже 7 августа 2010 года законопроект «О полиции» был опубликован для общественного обсуждения. Граждане активно вносили в него правки через интернет. В итоге ряд спорных норм был исключен из текста закона.
Несмотря на критику оппозиции, Госдума приняла закон «О полиции» 28 января 2011 года. А 1 марта 2011 года он официально вступил в силу. Таким образом, переименование милиции в полицию дата - 1 марта 2011 года.
Далее в 2011 году прошла масштабная аттестация всех сотрудников МВД. Те, кто не прошел проверки, были уволены. Численность МВД сократилась на 20%. К 2012 году первый этап реформы был в целом завершен.
Изменения в работе органов внутренних дел
переименование милиции в полицию сопровождалось и глубокой внутренней трансформацией всей системы МВД. Во-первых, была изменена структура и подчиненность полиции. Если милиция частично зависела от региональных властей, то полиция стала полностью федеральной структурой.
Во-вторых, все сотрудники полиции получили существенную прибавку к зарплате и расширенный соцпакет. Это должно было снизить коррупционные риски. В-третьих, были значительно ужесточены требования к кандидатам на службу в полиции. Теперь их отбирали по критериям законопослушности и моральных качеств.
Также новый закон расширил полномочия полиции по пресечению правонарушений, но и усилил ее ответственность перед обществом. Были введены принципы открытости работы и подотчетности гражданам. В итоге после реформы выросла раскрываемость преступлений, снизились коррупционные проявления в рядах полиции. Хотя ряд системных проблем так и не был преодолен полностью.
Общественная реакция на реформу МВД
Переименование милиции в полицию вызвало неоднозначную реакцию в российском обществе. Оппозиционные партии критиковали новый закон как попытку укрепить вертикаль власти и контроль над правоохранительной системой. Они указывали на риски злоупотреблений со стороны полиции при расширении ее полномочий.
Многие граждане также настороженно отнеслись к идее возврата к названию "полиция". Оно ассоциировалось у них с репрессивными органами советского периода. Однако со временем уровень доверия населения к органам правопорядка стал расти. По данным ВЦИОМ, к 2011 году он достиг 52% по сравнению с 33% в 2009 году. Эксперты положительно оценили первые итоги реформы. В то же время часть уволенных в ходе реформы сотрудников МВД выражала недовольство жесткими кадровыми чистками и сокращением социальных гарантий.
Значение реформы МВД для российского общества
Несмотря на неоднозначность оценок, переименование милиции в полицию и связанные с этим изменения имели большое значение для российского общества. Во-первых, реформа повысила эффективность борьбы полиции с преступностью. Выросла раскрываемость преступлений, улучшилось качество работы следствия. Во-вторых, граждане стали чувствовать себя более защищенными от криминала и произвола со стороны полицейских. Снизилось количество жалоб населения на неправомерные действия полиции.
В-третьих, реформа укрепила законность и правопорядок в стране. Полиция стала работать более прозрачно и подотчетно. В-четвертых, обновленная полиция сумела частично преодолеть негативное наследие милицейской системы в глазах общества. Ее имидж и доверие граждан постепенно улучшались.
Интересные факты о реформе МВД
Переименование милиции в полицию сопровождалось множеством любопытных фактов и деталей. Давайте рассмотрим некоторые из них. В 2010 году министр МВД Рашид Нургалиев в шутку предложил назвать полицейских "ментами" вместо негативно воспринимаемого населением слова "полицая". Эта идея вызвала бурную дискуссию в СМИ.
Согласно статистике, в ходе реформы из органов внутренних дел были уволены более 230 тысяч сотрудников. Это людей больше, чем население таких городов как Пермь или Воронеж. Многие уволенные в ходе реформы полицейские жаловались, что новые тесты и нормативы аттестации были невыполнимыми. Например, бег на 100 метров за 12 секунд. Такие любопытные факты помогают лучше понять масштаб и характер перемен, произошедших в результате реформы.
Рекомендации по взаимодействию с полицией после реформы
Как изменилось взаимодействие россиян с полицией после реформы 2011 года? Давайте рассмотрим несколько практических рекомендаций. Во-первых, теперь граждане могут подавать жалобы на неправомерные действия полицейских не только внутрь ведомства, но и в специальные общественные советы при МВД. Во-вторых, нужно знать, что полиция больше не имеет права проводить проверки документов без конкретных на то оснований в виде подозрений.
В-третьих, полицейский обязан представиться и объяснить причины применения к гражданину мер принуждения. Таким образом, знание новых правил взаимодействия поможет конструктивнее и эффективнее отстаивать свои права при общении с сотрудниками полиции.
Дискуссии вокруг закона "О полиции"
Принятие закона "О полиции" сопровождалось острыми дискуссиями в обществе. Одним из спорных моментов стала норма о "презумпции доверия" к действиям полицейских. Оппоненты указывали, что это открывает возможности для злоупотреблений и нарушений прав граждан. Другой дебатировавшийся вопрос - расширение полномочий полиции по применению физической силы и спецсредств при задержаниях. Критики предупреждали об риске чрезмерного насилия со стороны полиции.
Обсуждалась и целесообразность ликвидации института милиции общественной безопасности. Это могло ослабить связи полиции с местным населением, отмечали противники реформы. В итоге многие наиболее резонансные нормы были смягчены или удалены из окончательной версии документа. Но споры вокруг закона продолжаются и сегодня.
Мнения экспертов о реформе МВД
Реформа МВД 2011 года вызвала неоднозначную оценку среди экспертов. Сторонники реформы указывали на снижение уровня коррупции в полиции, рост раскрываемости преступлений, повышение доверия граждан.
Критики отмечали недостаточный уровень изменений, сохранение "палочной системы", проблемы с кадровым обеспечением после массовых сокращений. По мнению некоторых экспертов, главным достижением реформы стало появление общественного контроля и механизмов обратной связи с гражданами. Однако единого мнения по поводу результатов реформы МВД в экспертном сообществе по-прежнему нет.
Проблемы и недостатки реформы МВД
Несмотря на определенные достижения, реформа МВД 2011 года имела и ряд проблемных моментов. Во-первых, массовые сокращения привели к острой нехватке кадров на местах, особенно в сельской местности.
Во-вторых, новая аттестация была проведена формально, многие непрофессиональные сотрудники сохранили должности. В-третьих, так и не удалось избавиться от практики "палочных" показателей оценки работы полицейских. Таким образом, по многим направлениям реформа не достигла поставленных целей.
Перспективы дальнейшего реформирования МВД
Несмотря на проведенные в 2011 году изменения, многие эксперты считают, что МВД нуждается в дальнейшем реформировании. В частности, предлагается совершенствование кадровой политики ведомства, внедрение новых технологий и обучения полицейских. Также требуют решения проблемы коррупции, бюрократизма, формализма, сохраняющиеся в системе МВД.
По мнению экспертов, необходимо расширять взаимодействие полиции с институтами гражданского общества. Таким образом, несмотря на реформу 2011 года, процесс совершенствования МВД должен быть продолжен.